город Омск |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А46-6933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9794/2021) общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2021 по делу N А46-6933/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ОГРН 1155543035273, ИНН 5504129852 адрес: 644070, г. Омск, ул. Звездова, д. 62, корп. 4, кв. 62) к Администрации Кировского административного округа города Омска (ОГРН 1025501396360, ИНН 5507010862, адрес: 644082, г. Омск, ул. Профинтерна, 15), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибирь" (ОГРН 1095543014027, ИНН 5507211199, юридический адрес: 644112, Омская обл., г. Омск, пр-т Комарова, д. 16, пом. 42 П), о признании недействительным распоряжения N 362 от 05.04.2021 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - ООО "Кристалл", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Кировского административного округа г. Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения Администрации Кировского административного округа г. Омска N 362 от 05.04.2021 года "О выносе самовольно размещённого движимого имущества" в части, касающейся определения самовольно размещённым движимым имуществом - павильона серого цвета, общей площадью 20,63 кв.м, расположенного по адресу: город Омск, Кировский административный округ, ул. Степанца, 6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибирь" (далее - ООО "УК "Сибирь", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2021 по делу N А46-6933/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что нестационарный торговый объект (далее - НТО) расположен на земельном участке, который является придомовой территорий и принадлежит жильцам многоквартирного дома N 6 по ул. Степанца в г. Омске. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав. Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), заявитель утверждает о том, что государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Кристалл" является владельцем торгового павильона общей площадью 20,63 кв.м, расположенного по адресу г. Омск, ул. Степанца, 6. К павильону подведена система энергоснабжения мощностью не менее 15 кВт. Павильон используется для реализации продуктов питания населению. На павильоне установлена вывеска "Фермерские продукты".
05.04.2021 Администрацией издано распоряжение N 362 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества". Подпунктом 2 пункта 1 данного распоряжения определен самовольно размещённым движимым имуществом павильон серого цвета с вывеской "Фермерские продукты", общей площадью 20,63 кв.м, расположенный по адресу: город Омск, Кировский административный округ, ул. Степанца, 6.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения предполагается осуществление принудительного выноса (или демонтажа) самовольно размещённых объектов с 16.04.2021 по 31.05.2021. В соответствии с пунктом 7 распоряжения предполагается транспортировка демонтированных объектов по адресу: г. Омск, 10-й Семиреченский переулок, дом N 3. В соответствии с пунктом 5 распоряжения предполагается отключение объектов от электроэнергии.
Полагая, что данное распоряжение нарушает права и законные интересы ООО "Кристалл" в части, касающейся принадлежащего НТО, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
09.07.2021 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
Принятый на территории муниципального образования город Омск постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п) определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
Постановлением администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату вынесения распоряжения) следует, что павильон общей площадью 20,63 кв.м, расположенного по адресу: город Омск, Кировский административный округ, ул. Степанца, 6, не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Указанные обстоятельства ООО "Кристалл" не оспариваются, равно как и не оспариваются обстоятельства того, что НТО ранее не было включен в схему размещения, договор с Администрацией на размещение спорного НТО Обществом не заключался.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения НТО ООО "Кристалл" располагалось на земельном участке без правовых оснований.
Постановление Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (Положение N 95-п).
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 95-п каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом, в котором указываются:
- сведения о земельном участке либо сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- дата, время составления акта;
- наименование структурного подразделения Администрации города Омска, подготовившего акт;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт;
- место нахождения выявленного объекта;
- сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи или отказ от подписи и другие сведения;
- сведения о наличии или отсутствии возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также в случае составления акта в отношении нестационарного торгового объекта карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска (далее - карта-схема).
Акт в течение трех рабочих дней с момента его составления направляется в правоохранительные органы для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
На основании составленных актов администрации административных округов города Омска готовят планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории соответствующих административных округов города Омска, которые размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска (пункт 5.1 Положения N 95-п).
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Согласно пункту 8 Положения N 95-п на основании акта администрации административных округов города Омска готовят распоряжение главы администрации административного округа города Омска с учетом размещенных в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания Распоряжения в отношении нестационарного торгового объекта приложением к Распоряжению является карта-схема.
В Распоряжении указываются, в том числе, срок, в который должно быть добровольно вынесено и (или) демонтировано самовольно размещенное движимое имущество, составляющий не более 10 календарных дней и срок, в который выносятся и (или) демонтируются нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные в пределах территории, указанной в карте-схеме, определяемый в соответствии с абзацем вторым пункта 24-1 настоящего Положения (пункт 9 Положения N 95-п).
Как было выше сказано, 05.04.2021 Администрацией вынесено распоряжение N 362 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества". Подпунктом 2 пункта 1 данного распоряжения определен самовольно размещённым движимым имуществом павильон серого цвета с вывеской "Фермерские продукты", общей площадью 20,63 кв.м, расположенный по адресу: город Омск, Кировский административный округ, ул. Степанца, 6.
Данное распоряжение принято на основании акта контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов от 30.03.2021 N 12-2021 с приложением фотоматериалов и схемы расположения объекта на земельном участке (л. д. 53-57).
В соответствии с пунктом 3 распоряжения предполагается осуществление принудительного выноса (или демонтажа) самовольно размещённых объектов с 16.04.2021 по 31.05.2021. В соответствии с пунктом 7 распоряжения предполагается транспортировка демонтированных объектов по адресу: г. Омск, 10-й Семиреченский переулок, дом N 3. В соответствии с пунктом 5 распоряжения предполагается отключение объектов от электроэнергии.
Следовательно, все предусмотренные Положением N 95-ФЗ процедуры были соблюдены, что свидетельствует о законности принятого распоряжения от 05.04.2021 N 362 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества".
Оспаривая законность распоряжения, ООО "Кристалл" в жалобе ссылается на то, что собственниками земельного участка, на котором расположен спорный НТО, являются жильцы многоквартирного дома N 6 по ул. Степанца в г. Омске. В материалы дела представлен договор N 1-Сибирь-ОИ-2021 аренды земельного участка на придомовой территории дома N 6 по ул. Степанца. Согласно договору ООО "Кристалл" была предоставлена часть земельного участка площадью 20 метров квадратных для установки павильона "Фермерские продукты".
Отклоняя доводы ООО "Кристалл", судебная коллегия исходит из того, что судом первой инстанции было обоснованно указано заявителю на то, что доказательств формирования земельного участка под многоквартирным домом, постановки его на кадастровый учет, в материалы дела не представлено, в силу чего доводы Общества о принадлежности земельного участка, на котором размещен спорный НТО, жильцам многоквартирного дома, является необоснованным.
Ссылки подателя жалобы на положения статьи 16 Закона N 189-ФЗ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как было выше сказано, в отношении земельного участка государственный кадастровый учет не проводился.
Положения главы IV "Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ними", в которой фигурировала статья 23 Закона N 122-ФЗ, на которую ссылается заявитель, утратили силу с 1 января 2017 года.
Более того, как было правомерно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" установлен запрет на размещение на территории дворов жилых зданий любых предприятий торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.
Из указанного следует, что торговый павильон в принципе не может быть размещен на придомовой территории.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2021 по делу N А46-6933/2021 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 27.05.2021 N 70.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6933/2021
Истец: ООО "КРИСТАЛЛ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: ООО "УК "Сибирь"