г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А56-115340/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Гутников А.М. (доверенность от 11.01.2021)
- от ответчика: Магурина Ю.В. (доверенность от 14.10.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22415/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания управдом-сервис N 1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2021 по делу N А56-115340/2020,
принятое по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания управдом-сервис N 1"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1" (далее - ООО "УК Управдом-Сервис N 1") о взыскании задолженности в размере 2 123 422,80 руб. за период с 01.04.2020 по 30.11.2020, а также 33 617 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 20.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что с 01.08.2020 по 31.08.2021 управление многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, Киришский р-н, г.Кириши, ул. Советская, д. 11, осуществляла другая организация, требование в части 10 556,83 руб. необоснованно.
17.09.2021 в материалы дела представлен отзыв истца с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.04.2018 между субъектом Российской Федерации, Ленинградской областью, в лице управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и Региональным оператором заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории зоны деятельности "Ленинградская область".
Соглашением об организации деятельности регионального оператора на территории Ленинградской области были установлены сроки, в которые Региональный оператор обязан приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области: МО Призерский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.04.2019; МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.06.2019; МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.07.2019; МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.10.2019; МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - не позднее 01.11.2019.
Между ответчиком и региональным оператором заключен договор N 103Ж/18 от 01.11.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Ленинградской области (далее - Договор).
В соответствии с п.2.1 договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в местах, которые определены в данном договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
Разделом 3 договора установлены сроки и порядок оплаты.
В соответствии с пунктом 3.1 договора, под расчетным периодом по договору понимается 1 (один) месяц. Стоимость услуг по договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора, а также с учетом данных о площади жилых помещений в многоквартирных домах (МКД), находящихся в управлении ответчика.
Согласно п. 3.6 Договора, оплата услуг по обращению с отходами осуществляется Потребителем путем перечисления на расчетный счет регионального оператора ежемесячной платы не позднее 20 числа, следующего за отчетным.
В рамках досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика досудебную претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности, претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Исходя из положений главы 39 ГК РФ, достаточным основанием для оплаты услуг выступает именно сам факт их оказания заказчиком и принятия исполнителем
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно представленным в материалы дела актам оказанных услуг региональный оператор оказал ответчику в спорный период услуги по обращению с ТКО на общую сумму 2 123 422, 80 руб.
В ходе судебного разбирательства ответчик частично признал заявленные истцом требования о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.04.2020 по 30.11.2020, при этом возражал против начисления истцом платы за услуги оказанные за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 в отношении объекта образования ТКО - многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский р-н, г. Кириши, ул. Советская, д. 11 (далее - МКД ) в размере 10 556,83 руб.
Довод о том, что задолженность за услуги за обращение с ТКО в отношении спорного дома за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 не относится к ответчику, заявлялся в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен судом ввиду следующего.
Согласно пункту 5.3.5 договора ответчик (потребитель) обязан уведомить регионального оператора о переходе прав на объекты потребителя, указанные в договоре (в приложении к договору) к новому собственнику в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента перехода права любым доступным способом: посредством специализированной системы электронного документооборота, заверенного электронной цифровой подписью, подтвержденной специальным сертификатом; на электронную почту, указанную в разделе 12 настоящего договора; вручением под роспись; почтовым отправлением.
Пунктом 148 (8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, ответчик в установленный срок должен предоставить региональному оператору документы, подтверждающие прекращение своей детальности по управлению спорным МКД.
В таком случае у регионального оператор имеются основания для прекращения взимания платы за оказание услуг в отношении спорного МКД с ответчика, а также внесения изменения в договор в части объектов образования ТКО потребителя.
Доказательств уведомления в установленный срок регионального оператора об исключении спорного МКД из лицензии ответчиком в суде первой инстанции не предоставлено.
При этом региональному оператору своевременно направлен протокол N 1 от 17.08.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО, с определением даты перехода на прямые договора с собственниками помещений - 01.09.2020.
На основании принятого собственниками помещений МКД решения региональным оператором с 01.09.2020 заключены прямые договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Данные для начисления платы за услуги регионального оператора собственникам жилых помещений МКД преданы в ЕИРЦ до 01.09.2020.
Основания для начисления собственникам МКД платы за оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 собственникам помещений не имеется.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, согласно информации, размещенной на официальном сайте Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в разделе "Сведения о МКД, включенных в реестр лицензий Ленинградской области - Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области", с официальной ссылкой на размещение этих данных на официальном портале Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в разделе "Реестр лицензий субъекта" - ООО "Управляющая компания "Козерог" (ИНН 7813537500) включена в реестр лицензий Ленинградской области как управляющая компании многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Киришский р-н, г. Кириши, ул. Советская, д. 11 - с 01.09.2020 (период управления с 01.09.2020 по 31.08.2021).
Ответчик ссылается на Постановление Администрации муниципального образования Киришского муниципального района Ленинградской области от 24.07.2020 г. N 1310, в п. 1 которого в качестве управляющей организации МКД определено - ООО "Управляющая компания "Козерог" (ИНН 7813537500) (далее - Постановление N 1310).
При этом 13.08.2020 Постановлением Администрации муниципального образования Киришского муниципального района Ленинградской области N 1454 в п. 1 Постановления N 1310 внесены изменения, согласно которым ООО "Управляющая компания "Козерог" (ИНН 7813537500) приступает к управлению МКД по адресу: Ленинградская область, Киришский р-н, г. Кириши, ул. Советская, д. 11 с даты включения ООО "Управляющая компания "Козерог" Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в реестр многоквартирных домов Ленинградской области (реестр лицензий Ленинградской области) на срок не более одного года или до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом (далее - Постановление N 1454).
До момента внесения данных в реестр лицензий, управляющая компания не осуществляет управление МКД, следовательно, не несет обязанностей по оплате услуг, в том числе регионального оператора.
Правовое основание для выставления платы за оказание услуг по обращению с ТКО в отношения МКД, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский р-н, г. Кириши. ул. Советская, д. 11, за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 к иному лицу у регионального оператора отсутствуют.
Таким образом, надлежащим плательщиком по обязательствам в отношении спорной задолженности является ООО "УК Управдом-Сервис N 1".
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2021 по делу N А56-115340/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115340/2020
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ УПРАВДОМ-СЕРВИС N1"