город Томск |
|
4 октября 2021 г. |
Дело N А45-4884/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Зайцевой О. О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолКо" (N 07АП-8160/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.07.2021 по делу N А45-4884/2020 (судья Петрова Ю.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВолКо" (ИНН 5401309878, 630027, г. Новосибирск, ул. Дунаевского, д. 16, эт. 2, оф. 1) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный пр-т, 34), департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, 50), департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (630091, г. Новосибирск, Красный пр-т, 50), Администрации Ленинского района города Новосибирска (630108, г. Новосибирск, ул. Станиславского, 6а) о признании незаконным решения комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска от 19.02.2020 в части решения о демонтаже павильона, совмещенного с остановочным пунктом, по адресу: пр. Маркса 6,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Речкина А. Д. по дов. от 28.02.2020, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВолКо" (далее - заявитель, ООО "ВолКо", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия), Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, Департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, Администрации Ленинского района города Новосибирска (далее - Администрация) о признании незаконным решения комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска от 19.02.2020 в части решения о демонтаже павильона, совмещенного с остановочным пунктом, по адресу: пр. Маркса 6.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что объект, расположенный по пр. К. Маркса, 6, в г. Новосибирске на момент принятия решения о демонтаже не являлся самовольной постройкой, поскольку располагался на земельном участке на основании договора аренды; выводы суда о соблюдении заинтересованными лицами установленного порядка выявления и принятия решения о демонтаже нестационарного объекта, расположенного на спорном земельном участке, не соответствует обстоятельствам дела.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с доводами апеллянта не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно материалам дела, 29.12.2017 между мэрией города Новосибирска (арендодатель) и ООО "ВолКо" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта N 131311а.
Согласно пункту 1.1 данного договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду часть земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:064245:131, расположенную в пределах Ленинского района города Новосибирска, площадь 17 кв.м. из общей площади земельного участка 26 кв.м.
Часть земельного участка передается арендатору для размещения и эксплуатации торгового павильона, совмещенного с остановочным пунктом транспорта по проспекту Карла Маркса, 6 (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 договора срок действия договора с 29.12.2017 по 28.12.2020.
19.02.2020 Комиссией по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска принято решение N 108 о демонтаже павильона, совмещенного с остановочным пунктом, с адресным ориентиром пр. К. Маркса, 6.
Заявитель, не согласившись с оспариваемым решением, полагая, что оно является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования ООО "ВолКо", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение основано на нормах действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод правомерным, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 3 и 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 N 1336 утверждено Положение о нестационарных торговых объектах на территории города Новосибирска. Разделом 6 Положения регламентирована деятельность структурных подразделений мэрии города Новосибирска по демонтажу самовольно установленных нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.
Согласно пункта 1.2 названного Положения о нестационарных объектах под самовольным нестационарным объектом понимается нестационарный объект, размещенный и (или) эксплуатируемый на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без соответствующего документа, являющегося основанием для его размещения (договора аренды, договора на размещение и эксплуатацию, паспорта мобильного объекта, разрешения на использование земель, земельных участков) либо эксплуатируемый на основании документа, срок действия которого истек.
По пункту 1.3 Положения о нестационарных объектах к нестационарным объектам относится торговый павильон.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения в случае выявления на территории города Новосибирска самовольных нестационарных объектов, в том числе фактов неисполнения собственниками (владельцами) нестационарных объектов указанной в пункте 6.1 Положения обязанности по демонтажу нестационарного объекта, - осуществляется их демонтаж в порядке, предусмотренном пунктами 6.3-6.18 Положения.
Согласно пункту 6.3 Положения выявление на территории города Новосибирска самовольных нестационарных объектов осуществляется администрациями районов на постоянной основе, а также на основании информации, поступившей от структурных подразделений мэрии, о прекращении действия документа, являющегося основанием для размещения нестационарного объекта.
В соответствии с пунктами 6.5, 6.6 Положения в случае выявления самовольных нестационарных объектов уполномоченное должностное лицо администрации района составляет акт о выявлении самовольного нестационарного объекта по форме согласно приложению к Положению.
Персональный состав и положение о комиссии по демонтажу утверждаются правовым актом мэрии. В состав комиссии по демонтажу включаются два депутата Совета депутатов города Новосибирска, делегированные решением Совета депутатов города Новосибирска.
В течение 7 дней со дня регистрации документов, направленных администрацией района, комиссия по демонтажу принимает решение: о демонтаже нестационарного объекта (в случае если установлен факт самовольного размещения и эксплуатации нестационарного объекта); об отсутствии оснований для демонтажа нестационарного объекта (в случае если факт самовольного размещения и эксплуатации нестационарного объекта не установлен).
Информация о дате, времени и месте проведения заседания комиссии по демонтажу, на котором планируется принятие решения, размещается комиссией по демонтажу на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет не позднее 3 дней до дня ее заседания.
Собственник (владелец) нестационарного объекта вправе представить в комиссию по демонтажу для рассмотрения на ее заседании дополнительные материалы и пояснения по выявленному факту размещения нестационарного объекта.
В течение 2 дней со дня принятия решения, комиссия по демонтажу направляет решение в администрацию района; обеспечивает размещение на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет сообщения о принятии решения о демонтаже нестационарного объекта либо об отсутствии оснований для демонтажа нестационарного объекта.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.02.2018 N 225 утверждено Положение о комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска. Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.02.2018 N 631 утвержден состав комиссии по демонтажу самовольных нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.
28.11.2018 мэрией города Новосибирска принято постановление N 4256 от 28.11.2018 "О резервировании земель по проспекту Карла Маркса в Ленинском районе для муниципальных нужд города Новосибирска", согласно которому спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:064245:131 вошел в зону резервирования земель для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 6.6 договора в случае если земельный участок, предоставленный по договору, входит в земли, зарезервированные для муниципальных нужд, арендодатель направляет арендатору уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора аренды заказным письмом; договор считается расторгнутым без обращения в суд с даты, указанной в уведомлении.
Судом установлено, что письмом департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 13.12.2019 N 31/19/16807 арендатор уведомлен о прекращении договора аренды с 13.01.2020 на основании пункта 6.6 договора, необходимости освободить земельный участок с даты, указанной в уведомлении.
10.02.2020 уполномоченным органом - администрацией Ленинского района города Новосибирска составлен акт о выявлении самовольного нестационарного объекта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Карла Маркса, (6), а именно: торговый павильон, совмещенный с остановочным пунктом транспорта.
Мэрией города Новосибирска в порядке, установленном Положением, на официальном сайте города Новосибирска заблаговременно были размещены информационные сообщения о проведении заседаний комиссии, что подтверждается предоставленными в материалы настоящего дела доказательствами.
Собственник (владелец) нестационарного объекта вправе представить в комиссию по демонтажу для рассмотрения на её заседании дополнительные материалы и пояснения по выявленному факту размещения нестационарного объекта.
Из материалов дела следует, что заявитель данным правом не воспользовался.
В течение двух дней со дня принятия решения, комиссия по демонтажу: направляет решение в администрацию района; обеспечивает размещение на официальном сайте города Новосибирска в сети интернет сообщения о принятии решения о демонтаже нестационарного объекта либо об отсутствии оснований для демонтажа нестационарного объекта.
Комиссией по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска было принято решение о демонтаже спорных киосков, которое размещено на официальном сайте города Новосибирска в сети интернет.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого решения комиссией по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска был соблюден порядок и процедура принятия решения, предусмотренные разделом 6 Положения о нестационарных объектах.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.07.2021 по делу N А45-4884/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолКо"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВолКо" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 07.09.2021 N 367.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-4884/2020
Истец: ООО "ВОЛКО"
Ответчик: Администрация Ленинского района г.Новосибирска, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г.Новосибирска, Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Седьмой арбитражынй апелляционный суд, Центральный районный суд г.Новосибирска