г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А56-52649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания М. А. Колосовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42830/2023) Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2023 по делу N А56-52649/2023 (судья М. В. Сундеева), принятое по заявлению ООО "Торговый Дом РусБалт"
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Мухин М. С. (доверенность от 10.07.2023)
от ответчика: Краус Е. А. (доверенность от 10.01.2024)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Русбалт" (ИНН 7807359680, ОГРН 1117847156910; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.10.2022 N 2127, 25.10.2022 N 2246, 25.10.2022 N 2252.
Решением суда от 09.11.2023 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением заместителя начальника инспекции от 23.11.2020 N 75/02 назначена выездная налоговая проверка общества по всем налогам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 15.09.2021 N 02/9280.
По результатам рассмотрения акта от 15.09.2021 N 02/9280 и поступивших в инспекцию 29.06.2022 возражений на указанный акт заместителем начальника инспекции принято решение от 14.07.2022 N 02/32 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое получено обществом по ТКС 20.07.2022.
В адрес заявителя направлены требования от 18.07.2022 N 02/3777, от 27.07.2022 N 02/3949, от 10.08.2022 N 02/4148 о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ. В качестве мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), инспекцией в указано: "в связи с выездной налоговой проверкой".
В связи с неисполнением требований от 18.07.2022 N 02/3777, от 27.07.2022 N 02/3949, от 10.08.2022 N 02/4148 о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ инспекцией вынесены решения от 11.10.2022 N2127, от 25.10.2022 N 2246, от 25.10.2022 N 2252, которыми общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решения налогового органа от 11.10.2022 N 2127, от 25.10.2022 N 2246, от 25.10.2022 N 2252 обжалованы обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 27.12.2022 N 16/67177, от 27.12.2022 N 16/67179 и от 27.12.2022 N 16-15/67180 жалобы общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступивших в силу решений инспекции от 11.10.2022 N 2127, от 25.10.2022 N 2246, от 25.10.2022 N 2252, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктами 3 и 5.1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик-организация обязана вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В силу пункта 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
На основании абзаца 2 пункта 12 статьи 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В силу пункта 4 статьи 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Основанием для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ является неисполнение требования о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления налогов, то есть имеющих непосредственное отношение к предмету налоговой проверки, форма которых установлена и наличие которых у заявителя обусловлено требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что налоговым органом истребованы у общества:
- по требованию от 27.07.2022 N 02/3949
1.1 Все виды договоров (контракты, соглашения) со всеми приложениями, спецификациями, дополнениями, изменениями по взаимоотношениям с контрагентом ООО "УК "АкадемПарк" (ИНН 7841342171) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017:
1.2 Счета-фактуры по взаимоотношениям с ООО "УК "Академ-Парк" (ИНН 7841342171);
1.3 Платежные документы по взаимоотношениям с ООО "УК "Академ-Парк" (ИНН 7841342171) за 2017 год;
1.4 Акты приема-передачи (передаточные акты) по взаимоотношениям с ООО "УК "Академ-Парк" 7841342171 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017;
1.5 Карточки счетов 60, 62 (76) в разрезе договоров с ООО "УК "Академ-Парк" (ИНН 7841342171) за 2017 год;
1.6 Анализ счетов 60, 62 (76) по ООО "УК "Академ-Парк" (ИНН 7841342171) за 2017 год;
1.7 Акты сверок взаимных расчетов по договорам с ООО "УК "Академ-Парк" (ИНН 7841342171) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017;
1.8 Иные документы в рамках заключенных договоров с ООО "УК "АкадемПарк" (ИНН 7841342171) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017;
1.9 Данные учета приборов, находящихся по адресу: Санкт-Петербург г, ул. Бутлерова, 11, 4, лит А пом. 27Н., передаваемых ООО "УК "Академ-Парк" (ИНН 7841342171) в 2017 году;
- по требованию от 10.08.2022 N 02/4148
1.1 Карточки расчета, начисленных страховых взносов за 2017 год в разрезе каждого сотрудника организации;
1.2 Анализ счетов 68, 69 по субсчетам за 2017год по каждому кварталу;
1.3 Карточка счета 10 в разрезе договоров с контрагентами за 2017 год;
1.4 Анализ счетов 10, 26 по контрагентам за 2017 год;
1.5 Документы о согласовании ремонтно-строительных работ (в том числе перепланировка, инженерные работы и пр.) в помещениях общества в 2017 году со специализированными службами (Бюро Технической Инвентаризации, Проектно-Инвентаризационное Бюро, Управляющими компаниями);
- по требованию от 18.07.2022 N 02/3777
1.1 Карточка счета 10 в разрезе договоров с контрагентами за 2017 год;
1.2. Анализ счетов 10, 26 по контрагентам за 2017 год.
Как следует из приложения N 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, форма требования о представлении документов (информации) содержит обязательный реквизит - наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации).
Следует особо подчеркнуть, что выездная налоговая проверка и дополнительные мероприятия налогового контроля являются самостоятельными формами налогового контроля, каждая из которых имеет отдельное правовое регулирование (основания, сроки, порядок оформления и пр.).
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" истребование у налогоплательщика документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. В связи с этим требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Кодекса.
Ссылка налогового органа на то, что отсутствие в требованиях указания на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не свидетельствует о незаконности данных требований, вынесенных на основании полномочий, предусмотренных пункта 6 статьи 101 НК РФ, статьи 93 НК РФ, является несостоятельной, так как факт вынесения требований именно на основании этих полномочий (то есть в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля) до налогоплательщика не доведен.
В силу принципов правовой определенности и добросовестности налогового администрирования налоговый орган обязан четко и однозначно довести до налогоплательщика информацию о проводимом мероприятии налогового контроля. В данном же случае, как отмечено выше, требования о представлении документов содержали ссылку на выездную налоговую проверку, проведение которой уже было завершено.
Таким образом, требования, вынесенные в связи с проведением завершенной выездной налоговой проверки, являлись незаконными и не подлежали исполнению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Указанный перечень мероприятий налогового контроля носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. В связи с этим у налогового органа не имелось правовых оснований для истребования у общества в рамках этих мероприятий какой-либо недокументированной информации.
Примененный налоговым органом пункт 1 статьи 126 НК РФ также предусматривает ответственность в виде штрафа, исчисляемого за каждый непредставленный документ, а не единицу информации, каковыми являются "карточка счетов", "анализ счетов" и "данные учета приборов".
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика регистры налогового и бухгалтерского учета. При этом ни "карточки счетов", ни тем более "анализ счетов" к регистрам бухгалтерского или налогового учета не относятся.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н), не только не устанавливает "карточки счетов" и "анализ счетов" в качестве регистров бухгалтерского учета, но даже не использует такие термины и понятия.
Истребованный налоговым органом "анализ счетов" не является документом в понимании подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, а представляет собой аналитическую информацию. Право истребовать у налогоплательщика такую информацию налоговым органам не предоставлено, на что указано Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.07.2014 N 46-АД14-15 и ФНС России в пункте 4 письма от 13.09.2012 N АС-4-2/15309. Удобство налогового администрирования не может служить основанием для ограничения прав налогоплательщиков (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 301-КГ18-20421 и от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200).
Ни одним нормативным правовым актом не предусмотрен такой документ, как истребованные налоговым органом (требование от 10.08.2022 N 02/4148) "карточки расчета, начисленных страховых взносов". Из данной формулировки, невозможно понять, что именно налоговый орган хотел получить от налогоплательщика.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07, требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные с документах, которые потребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не имеется.
В силу названной нормы такая ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.
В нарушение приведенной правовой позиции оспариваемыми решениями налоговый орган применил налоговые санкции за непредставление документов без каких-либо идентифицирующих признаков (например, "иные документы, в рамках заключенных договоров"). При этом налоговый орган, не устанавливая действительное наличие у общества истребуемых документов, применил санкции, основываясь на предположении о наличии одного документа по каждому пункту своих требований.
Инспекцией не доказано, что общество располагает такими документами, как акты приема-передачи и акты сверок взаимных расчетов, а равно некими "иными документами в рамках заключенных договоров". Следовательно, непредставление таких документов не образует состава налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному вывод, что налоговый орган не вправе был привлекать налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, в связи с чем, удовлетворил заявление.
Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2023 по делу N А56-52649/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52649/2023
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ РУСБАЛТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19631/2024
30.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26626/2024
14.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42830/2023
09.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-52649/2023