г. Хабаровск |
|
04 октября 2021 г. |
А73-3561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Ахмедовой Ларисы Викторовны: Мательский В.А. по доверенности от 29.06.2020;
от администрации города Хабаровска: Китляев Р.А. по доверенности от 03.11.2020;
от управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска: Китляев Р.А. по доверенности от 25.12.2020, Фостей И.Г. по доверенности от 11.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахмедовой Ларисы Викторовны на решение от 01.07.2021 по делу N А73-3561/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению индивидуального предпринимателя Ахмедовой Ларисы Викторовны (ОГРНИП 309272016000015, ИНН 272304908528) к администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107)
к управлению промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска (ОГРН 1192724014174, ИНН 2724235307)
о признании незаконными действий по публикации извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в части указания в лоте N 1 маршрута N 35; о признании незаконным бездействия по отказу в отзыве заявления от 02.03.2021 на основании заявления от 11.03.2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ахмедова Лариса Викторовна (далее - ИП Ахмедова Л.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации города Хабаровска (далее - администрация г. Хабаровска, Администрация, ответчик) о признании незаконными действий по публикации извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в части указания в лоте N 1 маршрута N 35 (дело N А73-3561/2021).
Определением от 17.03.2021 заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-3561/2021.
Определением суда от 09.04.2021 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска (далее - также, Управление).
Также ИП Ахмедова Л.В. обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению о признании незаконным бездействия по отказу в отзыве заявления предпринимателя от 02.03.2021 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35 на основании заявления ИП Ахмедовой Л.В. от 11.03.2021 (дело N А73-3562/2021).
Определением суда от 26.05.2021 дело N А73-3562/2021 объединено с делом N А73-3561/2021 в одно производство, объединенным делам присвоен единый номер N А73-3561/2021.
Решением суда от 01.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Ахмедова Л.В. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ИП Ахмедова Л.В. ссылается на то, что заявление об отзыве заявления о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35 подано до момента объявления открытого конкурса, вследствие чего, исходя из принципа "разрешено все, что прямо не запрещено нормами закона", Управлению следовало отозвать заявление предпринимателя о прекращении действия свидетельства, а Администрации не объявлять открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту N 35.
Предприниматель указывает на то, что исследование мотивов действий ИП Ахмедовой Л.В. при подаче ею заявления 02.03.2021 и отзыве его 11.03.2021 не входило в предмет настоящего судебного спора и незаконно исследовалось судом в оспариваемом решении.
В целом, доводы жалобы ИП Ахмедовой Л.В. сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 25.08.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Администрация и Управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ИП Ахмедовой Л.В. поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представители Администрации и Управления отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
ИП Ахмедова Л.В. на основании выданного в 2016 году по итогам проведенного открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту N 35 в г. Хабаровск.
02.03.2021 предприниматель в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) подала в управление промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска заявление о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35.
11.03.2021 в 14 часов 35 минут в Управление от ИП Ахмедовой Л.В. подано заявление об отзыве вышеуказанного заявления от 02.03.2021 и о прекращении действий по объявлению конкурса по маршруту N 35, поскольку предприниматель намерена продолжать перевозки на основании выданного свидетельства на право осуществления перевозок.
11.03.2021 в 18 часов 23 минуты на официальном сайте Администрации посредством публикации извещения объявлено о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по маршруту N 35 в составе лота N 1. Организатором открытого конкурса заявлена Администрация в лице Управления. Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальных маршрутам регулярных перевозок.
Предприниматель, не согласившись с действиями Администрации по публикации вышеуказанного извещения в части указания в лоте N 1 маршрута N 35, ссылаясь на незаконное бездействие Управления по отказу в отзыве заявления от 02.03.2021 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок на основании заявления от 11.03.2021, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия совокупности таких условий, с чем соглашается и апелляционный суд.
Возражения заявителя сводятся к несогласию с данным выводом.
В силу статьи 1 Закона N 220-ФЗ, настоящий Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
По правилам части 1 статьи 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Данные свидетельства по смыслу положений частей 2, 3 Закона N 220-ФЗ выдаются как по результатам открытого конкурса, так и без проведения открытого конкурса.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, ИП Ахмедовой Л.В. в 2016 году по результатам открытого конкурса получено свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35 в г. Хабаровск.
Согласно сведениям, размещенным в Картотеке арбитражных дел, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.05.2018 по делу N А73-10675/2017, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.11.2018, отказано в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными решения УФАС по Хабаровскому краю от 14.06.2017 N 04-3/8 и предписания от 14.06.2017, которыми ИП Ахмедовой Л.В. предписано устранить последствия нарушения пункта 1 части 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем обращения в Управление с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35.
Поскольку предпринимателем в течение длительного времени предписание антимонопольного органа от 14.06.2017 не исполнялось (ИП Ахмедова Л.В. не обращалась в Управление с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35), 12.11.2020 УФАС по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о понуждении исполнения предписания от 14.06.2017 посредством прекращения действия свидетельства, выданного по результатам проведенного в 2016 году конкурса. На основании данного заявления Арбитражным судом Хабаровского края возбуждено дело N А73-18242/2020.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2021 производство по вышеуказанного делу прекращено в связи с отказом антимонопольного органа от заявленных требований ввиду добровольного исполнения ИП Ахмедовой Л.В. предписания от 14.06.2017 путем обращения в Управление с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 35.
Изложенные обстоятельства позволяют заключить, что в рассматриваемом случае, причиной, побудившей предпринимателя обратиться 02.03.2021 в Управление с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35, является исполнение предписания антимонопольного органа от 14.06.2017 и дальнейшее прекращение производства по делу N А73-18242/2020 о прекращении действия свидетельства, выданного по результатам проведенного в 2016 году конкурса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства при, в том числе, обращении юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства.
В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 29 Закона N 220-ФЗ по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления. До истечения указанного срока юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, обратившиеся с таким заявлением, обязаны осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные данным свидетельством. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие данное свидетельство, с заявлением в письменной форме о прекращении его действия не ранее чем через тридцать дней с даты начала осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления размещает на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о поступлении указанного заявления в течение десяти дней со дня его поступления.
По смыслу положений статьи 21 Закона N 220-ФЗ последствием подачи заявления о прекращении действия свидетельства является объявление открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок не позднее чем через тридцать дней после подачи такого заявления.
Проанализировав указанную информацию, суд первой инстанции верно отметил, что поскольку ИП Ахмедовой Л.В. подано в Управление 02.03.2021 заявление о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35, Администрацией в лице Управления (как организатор открытого конкурса) в строгом соответствии с положениями статей 21, 22, 29 Закона N 220-ФЗ 11.03.2021 объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 35, опубликовано соответствующее извещение.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, никаких нарушений норм Закона N 220-ФЗ вопреки суждениям ИП Ахмедовой Л.В., в данных действиях не имеется.
В данном случае судом учтено, что 11.03.2021, в день, когда было вынесено определение о прекращении производства по делу N А73-18242/2020, предпринимателем подано в Управление заявление об отзыве заявления от 02.03.2021 о прекращении действия свидетельства.
Управление, в свою очередь, никаких действий по отзыву заявления от 02.03.2021 не совершило, что, по убеждению предпринимателя, неправомерно и не соответствует общему принципу гражданского законодательства "разрешено все, что прямо не запрещено нормами закона".
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, Закон N 220-ФЗ не регламентирует отзыв заявления юридического лица, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, о прекращении действия данного свидетельства.
Таким образом, подача заявления об отзыве заявления о прекращении действия данного свидетельства сама по себе не может влечь отмену тех правовых последствий, которые вызваны подачей заявления о прекращении действия свидетельства, то есть объявление открытого конкурса. По существу в подобного рода ситуации имеет место быть противоречивое поведение заявителя, что, в целом, расценивается как злоупотребление правом.
При таких обстоятельствах, исходя из строгого соблюдения Администрацией и Управлением норм Закона N 220-ФЗ, суд первой инстанции не установил оснований для признания незаконным бездействия Управления, выразившегося в отказе в отзыве заявления предпринимателя от 02.03.2021 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35 на основании заявления ИП Ахмедовой Л.В. от 11.03.2021.
В силу положений пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данных требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение предпринимателя в Управление с заявлением об отзыве заявления от 02.03.2021 о прекращении действия свидетельства в действительности обусловлено вынесением Арбитражным судом Хабаровского края определения от 11.03.2021 о прекращении производства по делу и вызвано намерением уклониться от исполнения предписания антимонопольного органа от 14.06.2017, поскольку само по себе прекращение производства по делу согласно положениям части 3 статьи 151 АПК РФ не допускает повторное обращение в арбитражный суд.
Указанные действия предпринимателя правомерно расценены судом первой инстанции как недобросовестное поведение и злоупотребление правом, что в свою очередь влечет отказ в судебной защите.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации и бездействие Управления соответствуют положениям Закона N 220-ФЗ и права ИП Ахмедовой Л.В. не нарушают.
Следовательно, суд первой инстанции, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 150 руб. подлежит возвращению из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.07.2021 по делу N А73-3561/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ахмедовой Ларисе Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 28.07.2021 N 283.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3561/2021
Истец: ИПАхмедова Лариса Викторовна
Ответчик: Администрация г. Хабаровска
Третье лицо: Управление промышленности, траспорта, связи Администрации города Хабаровска