г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А56-92858/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крючковой И.В.
при участии:
от истца: Фоломеева К.К. (доверенность от 03.08.2021)
от ответчика: Олейник И.Е. (приказ 08.07.2008)
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22783/2021) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2021 по делу N А56-92858/2020 (судья Балакир М.В.), принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 76 комбинированного вида невского района Санкт-Петербурга 3-е лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга об устранении нарушения права хозяйственного ведения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждение Детский сад N 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Учреждение) о запрете осуществлять в границах охранной зоны тепловой сети деятельность по обустройству детской площадки и тренажерного комплекса по адресу: Санкт-Петербург, пер. 2-1 Рабфаковский, дж.12, лит К, кадастровый номер 78:12:0000000:4385, обязании осуществить вынос детской площадки и тренажерного комплекса за границы охранной зоны тепловой сети.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ, просил обязать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловых сетей истца путем запрета производить на участке действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе осуществлять в границах охранной зоны тепловой сети деятельность по обустройству детской площадки на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, пер. 2-1 Рабфаковский, дж.12, лит К, кадастровый номер 78:12:0000000:4385, осуществить вынос детской площадки и демонтировать игровое оборудование за границы охранной зоны тепловой сети. Указанное заявление принято судом к рассмотрению.
Решением от 21.05.2021 в иске отказано.
Не согласившись с решением, ГУП "ТЭК СПб" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В обоснование жалобы истец указал, что размещение в охранной зоне тепловой сети детской площадки и игрового оборудования нарушает положения действующего законодательства и не соответствует правовому статусу и назначению охранных зон, установленных статьей 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также требованиям по обеспечению ресурсоснабжающей организацией безопасности при эксплуатации объектов теплоснабжения.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, в хозяйственном ведении ГУП "ТЭК СПб" на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом от 25.09.2018 N 1933-рз находится тепловая сеть, проходящая по земельному участку по адресу: Санкт-Петербург, пер.2-1 Рабфаковский, д.12, лит К, кадастровый номер 78:12:0007159:5 (далее - Участок).
На Участке, пользователем которого является ответчик, в границах охранной зоны тепловой сети находится детская игровая площадка.
Ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 56 ЗК РФ, пункта 3 Приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Правила N 197), пунктов 4, 5 Правил, пункта 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, по адресу: Санкт-Петербург, пер.2-1 Рабфаковский, д.12, лит К в охранной зоне тепловой сети Учреждение разместило огороженную детскую площадку и игровое оборудование, а также оставило без удовлетворения претензию и предписания об их демонтаже, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в иске, суд исходил из недоказанности исковых требований, указав, что факт размещения детской площадки в охранной зоне документально истцом не подтвержден.
Апелляционный суд предложил сторонам составить двусторонний акт обследования спорного земельного участка.
Во исполнение протокольного определения апелляционного суда истцом в материалы дела представлен акт осмотра территории от 07.09.2021, согласно которому комиссией из числа сотрудников ГУП "ТЭК СПб" в присутствии заведующей детским садом Олейник И.Е., Крыловой М.А. - заведующей хозяйственной частью детского сада, проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пер.2-1 Рабфаковский, д.12, к2, с КН 78:12:0007159:5.
По результатам осмотра установлено, что на указанном земельном участке расположена детская площадка на территории детского сада в границах охранной зоны тепловой сети предприятия Ду 57 мм. Подземной прокладки. Площадь наложения объекта на охранную зону составляет 55,65 м кв. К акту приложены фототаблица с привязкой к местности на 3 листах, схема размещения объекта в границах охранной зоны тепловой сети на 1 листе. Акт подписан членами комиссии и представителями Учреждения без оговорок и замечаний.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. К зонам с особыми условиями использования территорий, среди прочих, отнесены охранные зоны тепловых сетей (статья 105 ЗК РФ).
При этом основными целями установления зон с особыми условиями использования территории являются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов энергетики (статья 104 ЗК РФ).
Специальным правовым актом, регулирующим вопрос использования охранных тепловых сетей, являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила N 197).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В составе соответствующих мер предусмотрены требования к использованию территорий охранных зон тепловых сетей.
Как следует из пункта 3 Правил, в охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В силу пункта 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Согласно пункту 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: - загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, - складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; - устраивать спортивные и игровые площадки.
Исходя из положений пункта 17 Типовых правил N 197 работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Согласно п. 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами. Указанный пункт Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу.
Таким образом, по общему правилу не допускается размещение спортивных и игровых площадок в местах размещения охранных зон тепловых сетей и получение согласования на такое размещение не предусмотрено Правилами N 197.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательств подтверждающих испрашивание ответчиком позиции истца по вопросу размещения в охранной зоне Тепловой сети на Участке поименованных объектов.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе, являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
С учетом изложенного размещение игровой площадки в охранной зоне нарушает право истца на беспрепятственный доступ к тепловым сетям и ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущественное положение неопределенного круга лиц в том числе детей - воспитанников детского сада.
В отношении отказа в иске в остальной части - отсутствуют доказательства принятия ответчиком мер по дальнейшему обустройству.
При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.
При обращении с иском ГУП "ТЭК СПб" обратилось с ходатайством о зачете государственной пошлины.
На основании пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.
К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина составляет 6000 руб. По настоящему иску размер государственной пошлины составляет 12000,00 руб. (требование об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения и осуществить вынос детской площадки с демонтажем оборудования (уточнения л.д. 127)).
В обоснование ходатайства истец представил справку Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2020 о возврате государственной пошлины в размере 4050,00 руб. уплаченной по платежному поручения N 21619 от 10.10.2018 посредством КАД Арбитр, что соответствует части 2 статьи 126 АПК РФ.
Между тем поименованная в ходатайстве справка Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2020 на возврат 3013,00 руб. государственной пошлины и платежное поручение от 23.04.2019 N 12242 фактически истцом в материалы дела не представлены.
С учетом частичного удовлетворения взысканию с ответчика подлежит 6000,00 государственной пошлины по иску.
В данном случае податель жалобы не представил оригиналы платежного поручения N 21619 от 10.10.2018 и справки на возврат государственной пошлины от 27.04.2020, в связи с чем в зачете государственной пошлины по иску надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2021 по делу N А56-92858/2020 отменить в части отказа осуществить вынос детской площадки и демонтировать игровое оборудование из охранной зоны тепловой сети на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, пер.2-1 Рабфаковский, д.12, к2, с КН 78:12:0007159:5.
В указанной части иск удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга в месячный срок осуществить вынос детской площадки и демонтаж игрового оборудования из охраной зоны тепловой сети на земельном участке.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В зачете государственной пошлины по иску отказать.
Взыскать с государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета 6000,00 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 6000,00 руб. государственной пошлины по иску.
Произвести зачет государственной пошлины по апелляционной жалобе на основании справки на возврат государственной пошлины от 24.07.2020 выданной Тринадцатым арбитражным апелляционным судом на платежное поручение N 15948 от 14.06.2019 в размере 3000,00 руб.
Взыскать с государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 1500,00 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Выдать государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" справку на возврат государственной пошлины в размере 8020,00 руб. на платежное поручение N 15948 от 14.06.2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92858/2020
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 76 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Комитет по образованию, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ