г. Саратов |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А06-1175/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.10.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 05.10.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ращепкиной Елены Львовны
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 июня 2021 года по делу N А06-1175/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Ращепкиной Елены Львовны (ОГРНИП 304301605800098, ИНН 301603857677)
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (ОГРН 1203000002182, ИНН 3015116684, 414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1- Мая, д. 96),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области (ОГРН 1093015001397, ИНН 3015086493, 414000, г. Астрахань, ул. Советская/ул. Коммунистическая/ул. Чернышевского/ул. Володарского, д. 14-12/д. 3/д. 13/д. 17),
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 17.12.2019 N 01-17/9574, об обязании устранить нарушения прав.
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Ращепкиной Елены Львовны - Ращепкина Е.Л., лично (паспорт).
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ращепкина Елена Львовна (далее - ИП Ращепкина Е.Л., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, выраженного в письме N 01-17/9574 от 17.12.2019 и обязании устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 июня 2021 года в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
ИП Ращепкина Е.Л. не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (далее - Министерство) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.07.2021, 17.08.2021, 14.09.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26 апреля 2012 года между Министерством промышленности, транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (далее - Министерство) и предпринимателем был заключен договор N 107 на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту межмуниципального сообщения в Астраханcкой области N 190 "Астрахань-Начало" (т. 1 л.д. 20-23).
Срок действия данного договора определен с 26.04.2012 по 25.04.2022.
В соответствии с Реестром межмуниципальных маршрутов, маршрут N 190 установлен Министерством в качестве регулируемого маршрута.
26.11.2019 заявитель обратился в Министерство с заявлением об изменении вида регулярных перевозок в отношении маршрута N 190 с "регулируемого" на "нерегулируемый" (т. 1 л.д. 24).
Решением Министерства, выраженном в письме от 17.12.2019 N 01-17/9574, предпринимателю отказано в удовлетворении смены вида регулярных перевозок (т. 1 л.д. 25-26).
ИП Ращепкина Е.Л. не согласилась с указанным отказом Министерства, и обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Министерства не имелось правовых оснований для внесения изменений в реестр в части изменения вида перевозок с регулируемого на нерегулируемый тариф по маршруту N 190 "Астрахань-Начало".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
С 14.07.2015 отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ указано, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ).
Порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам регламентирован статьей 14 Федерального закона N 220-ФЗ, в части 1 которой содержится положение о том, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В части 1 статьи 15 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 26 апреля 2012 года между министерством промышленности, транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и предпринимателем был заключен договор N 107 на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту межмуниципального сообщения в Астраханcкой области N 190 "Астрахань-Начало" (т. 1 л.д. 20-23). Срок действия данного договора определен с 26.04.2012 по 25.04.2022. После вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ, в соответствии со статьями 25 и 26 Федерального закона N 220-ФЗ, информация о маршруте N 190 была внесена в реестр маршрутов регулярных перевозок города на территории Астраханской области.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
К сведениям, которые должны быть включены в реестры маршрутов регулярных перевозок, относится вид регулярных перевозок (пункт 8 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ).
Под видом регулярных перевозок понимаются регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктами 17, 18 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Распоряжением Министерства N 252-Р от 28.12.2015 "О реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Астраханской области" указано об осуществлении перевозок по маршруту N 190 "Астрахань-Началово" по регулируемым тарифам.
В части 1 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ содержится положение о том, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Согласно статье 3 Федерального закона N 220-ФЗ под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Изменение вида регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок и об этом решении уведомлено лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Таким образом, необходимым условием выдачи перевозчику, ранее осуществлявшему регулярные перевозки пассажиров по регулируемому тарифу, свидетельства на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на основании проведенного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации открытого конкурса, является наличие нормативно установленной возможности изменения вида регулярных перевозок.
Однако, до настоящего времени соответствующее решение об изменении вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам в отношении спорного маршрута уполномоченным органом не принималось.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ИП Ращепкиной Е.Л. в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному вопросу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Иные доказательства, свидетельствующие о несоответствии действий уполномоченного органа требованиям законодательства, а также о нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба ИП Ращепкиной Е.Л. удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ИП Ращепкиной Е.Л. подлежала уплате государственная пошлина в сумме 150 руб.
Согласно чеку-ордеру от 05.07.2021 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 200 руб.
Следовательно, ИП Ращепкиной Е.Л. следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 50 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 июня 2021 года по делу N А06-1175/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ращепкиной Елене Львовне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 05.07.2021. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1175/2020
Истец: ИП Ращепкина Елена Львовна
Ответчик: Министерство промышленности, транспонрта и природных ресурсов Астраханской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области