г. Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А41-102645/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судей Погонцева М.И., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Топчий К.Б.,
при участии в судебном заседании:
от ГК "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" - Харитонов К.П. по доверенности от 12.05.2023;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918, адрес: 143407, Московская область, г. Красногорск, бул. Строителей, 1, адрес для корреспонденции: 143041, Московская область, Одинцовский район, г. Голицыно, Петровское шоссе, д. 34) на решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2024 по делу N А41-102645/23
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - "Росавтодор", ответчик) в котором просит суд:
- Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" разработать и представить в Комитет лесного хозяйства Московской области проект компенсационного лесовосстановления по договору аренды 50-0259-08-13-06 от 10.06.2020 лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов общей площадью 0,0451 га.
- Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги", выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 0,0451 га в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2023 дело N А40- 195107/2023-11-457 передано по подсудности в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.02.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда от ГК "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ГК "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявившего о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, между Комитетом лесного хозяйства Московской области и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" заключен договор аренды N 50-0259-08-13-06 от 10.06.2020 лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов общей площадью 0,0451 га:
- площадью 0,0028 га, расположенного в квартале 18 выделе 2 Московской области Одинцовского городского округа, гп. Кубинка, Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества с кадастровым номером 50:20:0100509:289, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
- площадью 0,0083 га, расположенного в квартале 24, выделе I Московской области, Одинцовского городского округа, гп. Кубинка, Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества, с кадастровым номером 50:20:0000000:297728, для строительства, реконструкции эксплуатации линейных объектов;
- площадью 0,0340 га, расположенного в квартале 87, выделе 16 Московской области, Одинцовского городского округа, гп. Кубинка, Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества, кадастровый номер 50:20:00700752:1408 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Подпунктом "л" пункта 3.4. договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.
Как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность по проведению работ по лесовосстановлению или лесоразведению.
В порядке досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию исх. N б/н от 06.07.2023.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не привел к положительному результату, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что на переданных Государственной компании в 2020 году в рамках Договора аренды N 50-0259-08-13-06 от 10.06.2020 участках располагались земли, не занятые лесными насаждениями, пришел к выводу о том, что положения п.1 и 2 ст. 63.1 ЛК РФ не могут быть применены, поскольку рубка лесных насаждений проводилась до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" от 19.07.2018 N 212- ФЗ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 607 Гражданского кодекса законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ от 17.07.2009 N 145 ФЗ), государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 N 145 ФЗ, учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п. 11 ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 N 145 ФЗ, деятельность Государственной компании регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 33 ФЗ от 17.07.2009 N 145 ФЗ, государственная компания вправе выступать заказчиком работ по строительству автомобильных дорог на основании программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 24 ЛК РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Положения ЛК РФ также устанавливают, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Статьей 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов (часть 1 ст. 25 ЛК РФ).
На основании ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ, пунктом 1 которой определено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов, в том числе и в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2019, ЛК РФ дополнен ст. 63.1, в силу которой лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.
На основании ст. 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 63.1 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Согласно п. 2 ст. 6.1 ЛК РФ, к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
Согласно п. 3 ст. 63.1 ЛК РФ, лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений или осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 ст. 63.1 ЛК РФ лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, может осуществляться на землях иных категорий по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 63.1 ЛК РФ, лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют лесовосстановление или лесоразведение самостоятельно либо с привлечением за свой счет иных лиц. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, имеют право на договорной основе передать осуществление лесовосстановления или лесоразведения иным лицам, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 настоящего Кодекса.
Проект лесовосстановления и проект лесоразведения являются самостоятельными документами, предусмотренными ст. 89.1 и 89.2 ЛК РФ, состав и порядок разработки которых ранее был установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 марта 2019 г. N 188 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" (в настоящее время действует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 г. N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений") и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 декабря 2018 г. N 700 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки" (в настоящее время действует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. N 541 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки").
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2019 г. N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566).
Согласно п. 2 Правил N 566, работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
В п. 5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Судом установлено, что на переданных Государственной компании в 2020 году в рамках Договора аренды N 50-0259-08-13-06 от 10.06.2020 лесных участках леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились в период с 2014 по 2016 года в рамках подготовительных работ при реализации проекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 33 - км 84, Московская область" II пусковой комплекс. Подготовка территории строительства" до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", что подтверждается представленными справками и актами выполненных работ.
В соответствии с Договором N ЗТЭ-2014-973 от 20.10.2014 на выполнение комплекса работ по объекту: "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 33 - км 84, Московская область" II пусковой комплекс. Подготовка территории строительства" работы выполняло ООО "ИФСК "АРКС".
На переданных Государственной компании в 2020 году в рамках в рамках Договора аренды N 50-0259-08-13-06 от 10.06.2020 участках располагались земли, не занятые лесными насаждениями, что подтверждается приложением 2 (характеристики лесных участков) к Договору аренды N 50-0259-08-13-06 от 10.06.2020.
Поскольку рубка лесных насаждений проводилась до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" от 19.07.2018 N 212- ФЗ, положения п.1 и 2 ст. 63.1 ЛК РФ не могут быть применены в связи с тем, что лесных насаждений на арендуемых участках не произрастало.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности по лесовосстановлению или лесоразведению не имеется.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что решение вынесено судом без учета положений Постановления Правительства РФ от 18.05.2022 N 897 "Об утверждении Правил осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 г. N 566 и внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 7 ст. 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Поскольку истец ни в исковом заявлении, ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, о применении положений Постановления Правительства РФ от 18.05.2022 N 897 не заявлял, вышеуказанный довод не может быть принят и рассмотрен судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материальном права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08.02.2024 по делу N А41-102645/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий cудья : В.Н. Семушкина
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102645/2023
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"