г. Владимир |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А38-1812/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кастальской М.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16 июня 2021 года по делу N А38-1812/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215024420, ОГРН 1021200759238) к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл, о признании недействительным решения от 23.03.2021 N 010S19210000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 49500 руб.
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл, о признании недействительным решения от 23.03.2021 N 010S19210000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 49500 руб. (л.д. 3-5).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.06.2021 года по делу N А38-1812/2021, вынесенным в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявление Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215024420, ОГРН 1021200759238) и признал недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 23.03.2021 N 010S19210000715 привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с поступлением от ответчика ходатайства, судом изготовлен полный мотивированный текст решения от 16 июня 2021 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16 июня 2021 года и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Считает, что сумма штрафных санкций определена правильно, порядок привлечения страхователя к ответственности, установленный действующим на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого решения законодательством, соблюден полностью.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Настоящая апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" включено в Единый государственный реестр юридических лиц 08.10.2002, основной государственный регистрационный N 1021200759238, зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (л.д. 14-19).
12.01.2021 учреждением в Управление пенсионного фонда был представлен отчет "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года на 143 застрахованных лица.
05.02.2021 заявитель по электронным каналам связи направил в адрес органа Пенсионного фонда дополняющую форму отчета СЗВ-М за декабрь 2020 года с указанием сведений в отношении 99 застрахованных лиц.
По результатам проверки отчета по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года составлен акт от 08.02.2021 N 010S18210000545, в котором зафиксирован факт нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и вынесено решение от 23.03.2021 N010S 19210000715 о привлечении Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 49500 руб., т.е. 500 руб. за каждое застрахованное лицо (л.д. 8-9, 12-13).
Не согласившись с принятым решением о привлечении к ответственности, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, на то, что решение ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы страхователя. Заявитель полагает, что при привлечении к ответственности орган пенсионного фонда неправомерно не учел фактические обстоятельства совершенного правонарушения, а именно самостоятельное исправление допущенных при представлении отчетности ошибок. При указанных обстоятельствах к страхователю не должна применяться ответственность в виде финансовой санкции.
Признавая незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 23.03.2021 N 010S19210000715 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии его требованиям Федерального закона N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации (индивидуальные предприниматели) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу обоснованности применения ответственности, предусмотренной Федеральным законом N 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" является страхователем, в чьи обязанности входит ведение индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений является нарушением действующего законодательства, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ГУ-УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл за несвоевременное представление сведений на 99 застрахованных лиц привлекло Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 49500 руб.
Вместе с тем, как указано судом, ответчиком не учтено, что Федеральным законом N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ). При этом в законе не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М.
В силу правовой позиции, закрепленной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиум ВС РФ 26.12.2018, в случае, если страхователь самостоятельно выявил и исправил ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлении органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, а именно представил в орган пенсионного фонда соответствующие дополнительные сведения, мера публичной ответственности к нему не применяется.
Как следует из представленных доказательств, дополняющая форма СЗВ-М, которой были исправлены допущенные при представлении исходной формы ошибки, была представлена Управлением образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" до выявления этих ошибок органом Пенсионного фонда. Следовательно, страхователь должен быть освобожден от публичной ответственности.
Однако, обосновывая правомерность принятого ненормативного акта, ГУ -УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл сослалось на вступившую в силу и действующую в спорный период Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н. Пунктом 40 данной Инструкции установлено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Указанным подзаконным актом предлагается дифференцировать подход к привлечению страхователей к ответственности в зависимости от характера допущенного нарушения, а именно от того, допущена ли страхователем неполнота и (или) недостоверность сведений о застрахованных лицах (ответственность не применяется, если ошибки устранены до истечения срока, указанного в уведомлении органа пенсионного фонда), либо нарушение состоялось в форме непредставления сведений об отдельных застрахованных лицах (ответственность применяется в любом случае).
Между тем, в Федеральном законе N 27-ФЗ, имеющим приоритетное значение при оценке спорного вопроса, не содержится положений, прямо определяющих особые условия привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 указанного закона, в частности, критерии определения виновности лица, состав смягчающих и отягчающих обстоятельств, основания освобождения от ответственности. На правоотношения, связанные с привлечением страхователей к публичной ответственности в форме взыскания финансовых санкций распространяется законодательство о налогах и сборах (статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Статья 81 НК РФ предусматривает условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока, среди которых устанавливает подачу уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности или неполноты сведений в налоговой декларации. Данное установление закона направлено на поощрение добровольных действий по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной отчетности.
Принимая во внимание, что Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователей представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях, и не содержит исключений из этого права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены в Пенсионный фонд (абзац пятый статьи 17), то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки Пенсионным фондом или до истечения срока, указанного в уведомлении Пенсионного фонда, влечет за собой освобождение от ответственности в виде штрафных санкций.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности привлечения Управления к ответственности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Управлением требование и признал недействительным оспоренное решение Фонда.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого судом судебного акта.
С учетом изложенного Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16 июня 2021 года по делу N А38-1812/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1812/2021
Истец: Управление образования администрации ГО Город Йошкар-Ола
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ