г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А56-104997/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13550/2021) акционерного общества "АБЗ-Дорстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2021 по делу N А56-104997/2020 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению акционерного общества "АБЗ-Дорстрой"
к Государственной административно-технической инспекции
третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2020 N 3943
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АБЗ-Дорстрой" (далее - заявитель, Общество, АО "АБЗ-Дорстрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция) от 13.11.2020 N 3943 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38242 от 20.10.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Решением суда от 26.03.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 26.03.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что работы выполнялись Обществом в пределах земельных участков, представленных для целей строительства на основании договора безвозмездного пользования от 17.09.2020 N 17ХБС-10733; Общество полагает несостоятельными и документально не подтвержденными доводы ГАТИ о том, что зона производства работ выходит за границы предоставленных для строительства земельных участков. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного Обществу административного штрафа.
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 в составе суда, рассматривающего дело N А56-104997/2020, произведена замена в порядке статьи 18 АПК РФ - судья Зотеева Л.В. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Протас Н.И.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.10.2020 специалистом ГАТИ с применением видеофиксации проведен осмотр зоны производства работ по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Савушкина, в непосредственной близости с домом 80 по Приморскому пр., в ходе которого выявлено, что по указанному адресу проводятся земляные работы, отрыт котлован, складируется строительный метал (бетонные изделия (плиты), металлические изделия, конструкции), размещается временное ограждение зоны производства работ; зона производства работ визуально имеет форму треугольника, со сторонами 92.2 м, 63.6 м, площадь зоны производства работ составляет 2931,96 кв.м; работы производится без ордера ГАТИ. Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 06.10.2020 с приложением фотоматериалов и схемы.
20.10.2020 специалистом ГАТИ с участием представителей СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" и АО "АБЗ-Дорстрой", а также с применением видеофиксации вновь проведен осмотр зоны производства работ по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Савушкина, в непосредственной близости с домом 80 по Приморскому пр., в ходе которого также выявлено, что по указанному адресу проводятся земляные работы, отрыт котлован, складируется строительный метал (бетонные изделия (плиты), металлические изделия, конструкции), размещается временное ограждение зоны производства работ; зона производства работ визуально имеет форму прямоугольника (длина 66,3 м, ширина 62,0 м), площадь зоны производства работ составляет 4110,6 кв.м; работы производятся без ордера ГАТИ. Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 20.10.2020 с приложением фотоматериалов и схемы.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протокола от 20.10.2020 N 38242 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 (выполнение земляных работ по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, в непосредственной близости с домом 80 по Приморскому пр. без ордера ГАТИ; площадь зоны производства работ составляет 2931,96 кв.м).
Постановлением ГАТИ от 13.11.2020 N 3943 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38242 от 20.10.2020, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обжаловало указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и снижения размера назначенного наказания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N875).
В соответствии с пунктом 1.4.20 Правил N 875 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В пункте 6.1 Правил N 375 установлено, что заказчики, планирующие работы, указанные в разделе 4 Правил, обязаны получить ордер в Инспекции до начала их производства; выполнение указанных работ без ордера Инспекции на их производство запрещено.
Согласно разделу 4 Правил N 875 земляные работы при вскрытии грунта более 0,4 м (пункт 4.1) требуют получения ордера Инспекции на производство указанных работ.
В силу пункта 3.2.16 Правил N 875 производитель работ обязан выполнять условия ордера.
Вместе с тем, согласно пункту 1.2 Правил N 875, действие Правил не распространяется на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, на земельных участках, предоставленных для целей строительства и реконструкции объектов капитального строительства, за исключением работ, связанных с устройством временных ограждений и выносом с территории указанных земельных участков инженерных коммуникаций, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором безвозмездного пользования земельным участком от 17.09.2020 N 17/ЗБС-10733, заключенным между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и АО "АБЗ-Дорстрой" (производитель работ) земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0000000:3024, 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040, относящиеся к землям населенных пунктов, переданы в безвозмездное пользование для выполнения работ по объекту "Реконструкция Приморского шоссе. 2-й этап. Подключение делового квартала "Лахта центр". Этап 2.2 - Строительство эстакадных съездов к Приморскому шоссе (северный съезд) и к Приморскому пр. и ул. Савушкина (южный съезд)" с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербурга.
На основании вышеуказанного договора безвозмездного пользования сторонами составлен и подписан акт приема-передачи земельного участка от 17.09.2020, согласно которому Комитет в лице заместителя председателя Управления по работе с инвесторами (ссудодатель) передал во временное безвозмездное пользование, а "АБЗ-Дорстрой" (землепользователь) принял земельные участки с кадастровыми номерами 78:34:0000000:3024, 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040.
При этом выполнение работ по объекту "Реконструкция Приморского шоссе. 2-й этап. Подключение делового квартала "Лахта центр". Этап 2.2 - Строительство эстакадных съездов к Приморскому шоссе (северный съезд) и к Приморскому пр. и ул. Савушкина (южный съезд)" осуществляется АО "АБЗ-Дорстрой" (производитель работ) в рамках заключенного с Учреждением государственного контракта от 06.05.2020 N С-24.
Исходя из представленных ГАТИ в материалы дела подробных схем с указанием земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040 и зоны производства работ (л.д.107-114), судом апелляционной инстанции установлено, что зона, на которой работы по мнению административного органа выполнялись без ордера ГАТИ, расположена в непосредственной близости от участков с кадастровыми номерами 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040.
Оценив имеющиеся в деле доказательства (протоколы осмотра от 06.10.2020 и 20.10.2020 с фототаблицами и схемами) по правилам статьи 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не подтвержден достаточными доказательствами факт выполнения работ за пределами земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040, предоставленных для целей строительства и реконструкции объектов капитального строительства по договору безвозмездного пользования земельным участком от 17.09.2020 N 17/ЗБС-10733.
Как следует из материалов дела, ни оспариваемое постановление от 13.11.2020 N 3943, ни протоколы осмотров от 06.10.2020, от 20.10.2020 и приложенные к ним фототаблицы и схемы не содержат ссылки на какие-либо кадастровые номера земельных участков.
Из протоколов осмотра от 06.10.2020 и 20.10.2020 усматривается, что зона производства работ была определена специалистом ГАТИ визуально, в протоколах осмотра и фотографиях к ним отсутствует указание на привязку к конкретным координатам зоны производства работ.
При сопоставлении схемы к протоколу осмотра от 06.10.2020 с указанием места фотосъемки и дополнительно представленной ГАТИ подробной схемы с указанием земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040 и зоны производства работ усматривается, что зона производства работ на фотографиях 2, 3, 5, 6, 7 расположена в границах земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040. При этом на фотографиях 1 и 4 также отсутствует привязка к системе координат, которая позволила бы с достоверностью установить, что данный участок зоны производства работ выходит за границы земельных участков с кадастровыми номерами 78:34:0416602:8, 78:34:0416602:3040. Геодезическая съемка местности Инспекцией не производилась.
На основании изложенного, с учетом положений пункта 1.2 Правил N 875, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Инспекцией наличия в действиях Общества объективной стороны (события) состава правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что постановление ГАТИ от 13.11.2020 N 3946 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38241 от 20.10.2020, вынесенное в отношении Учреждения (заказчика) на основании тех же протоколов осмотра от 06.10.2020 и 20.10.2020, было признано незаконным и отменено постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по делу N А56-109879/2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2021.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление ГАТИ от 13.11.2020 N 3943 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 38242 от 20.10.2020 подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 26.03.2021 подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 марта 2021 года по делу N А56-104997/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 13.11.2020 N 3943 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N38242 от 20.10.2020 о привлечении акционерного общества "АБЗ-Дорстрой" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104997/2020
Истец: АО "АБЗ-ДОРСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ