г. Пермь |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А50-12023/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (межрайонное),
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 июля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-12023/2021
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН 1065904122460 ИНН 5904149532)
к обществу с ограниченной ответственностью "Парматранс" (ОГРН 1175958046065 ИНН 5904356786)
о взыскании финансовой санкции в сумме 3 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (межрайонное) (далее - Фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Парматранс" (далее - должник, страхователь, Общество) с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2021 года (резолютивная часть от 12 июля 2021 года) заявленные требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Государственного учреждения взыскана финансовая санкция в размере 2000 (две тысячи) руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2019 года, сентябрь 2020 года. В удовлетворении заявления о взыскании финансовой санкции в сумме 1000 руб. за октябрь 2020 года - отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы Управлением приведены доводы о том, что материалами дела подтверждено нарушение страхователем срока представления индивидуальных сведений за октябрь 2020 г.
Отмечает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что страхователем сведения по форме СЗВ-М с типом формы ИСХД за октябрь 2020 г. представлены в Управление также с нарушением срока - 23.11.2020 г. Данная отчетность представлена с "нулевыми" сведениями, предусмотренными пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, что является недостоверным и приводит к искажению сведений на лицевых счетах застрахованных лиц. Ссылаясь на статью 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, полагает, что заявление о взыскании финансовой санкции подлежало удовлетворению.
Кроме того указывает, что Управлением в рамках подготовки к индексации страховых пенсий проведен анализ, в результате которого выявлено непредставление индивидуальных сведений на 2 застрахованных лиц за отчетный период октябрь 2020 г. Кроме того, одно застрахованное лицо является получателем пенсии, а необоснованная индексация пенсии приводит к нанесению ущерба государству в виде переплаты пенсии.
ООО "Парматранс" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года, сентябрь 2020 года, также, 09.12.2020, Обществом представлена дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2020 года.
Указанные обстоятельства нашли отражения в актах от 19.12.2019 N 203S18190039105, от 22.10.2020 N 203S18200032719, от 16.12.2020 N 203S18200036770 в которых предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Акты проверки, содержащие информацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки, направлены страхователю.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения N 203S19200002482 от 06.02.2020, N 30.11.2020 N 203S19200033852, N 203S19210001735 от 01.02.2021 которыми страхователь привлечен к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 3 000 рублей.
Поскольку в установленный требованиями срок (до 20.03.2020, 19.01.2021, 17.03.2021) задолженность в полном объёме не уплачена, в силу пункта 1 части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафа за октябрь 2020 года в сумме 1000 руб., в связи с тем, что неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена Обществом путем направления корректирующих сведений в установленный Фондом срок.
Управление с данными выводами суда не согласно. В обоснование доводов указывает, что материалами дела подтверждено нарушение страхователем срока представления индивидуальных сведений за октябрь 2020 г.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Из содержания оспариваемого решения Пенсионного фонда в качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Судом установлено, что страхователем отчетность формы СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 года представлена с нулевыми показателями. Документы приняты Пенсионным фондом.
По результатам проведенного в рамках подготовки к индексации страховых пенсий анализа Управлением выявлено, что на лиц, указанных в протоколе не представлена форма СЗВ-М за октябрь 2020 года при наличии указанных сведений за отчетный период "сентябрь 2020 года", в связи с чем страхователю направлено уведомление от 04.12.2020 N 04-20351 по телекоммуникационным каналам связи.
Данное уведомление получено Обществом 07.12.2020.
09.12.2020 должником направлена форма СЗВ-М (дополняющая) в отношении 2 застрахованных лиц.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N фондКА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Как было указано ранее, Фондом, в адрес страхователя направлено уведомление об устранении имеющихся ошибок, которое получено Обществом 07.12.2020.
09.12.2020 страхователем направлена форма СЗВ-М (дополняющая) в отношении 2 застрахованных лиц.
Учитывая, что неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена Обществом путем направления корректирующих сведений в установленный Фондом срок, в рассматриваемом случае у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, в удовлетворении требований Управления о применении финансовой санкции отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2021 года (резолютивная часть от 12 июля 2021 года) по делу N А50-12023/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12023/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "ПАРМАТРАНС"