город Омск |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А46-8669/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9662/2021) индивидуального предпринимателя Овсянникова Александра Викторовича на решение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2021 по делу N А46-8669/2021 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Овсянникова Александра Викторовича (ОГРНИП 316554300111682, ИНН 550100876439) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ОГРН 1025500757930, ИНН 5503037246, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Герцена, дом 25) о признании незаконным и отмене распоряжения от 24.03.2021 N 389 в части,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Овсянникова Александра Викторовича Власовцева Александра Михайловича по доверенности от 26.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Овсянников Александр Викторович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Овсянников А.В.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Центрального административного округа города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация Центрального АО г. Омска) от 24.03.2021 N 389 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества" в части подпункта 35 пункта 1 и рекомендаций, изложенных в пунктах 6 - 7 применительно к осуществлению действий в отношении объекта заявителя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.07.2021 по делу N А46-8669/2021 отказано в удовлетворении требований заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не принято во внимание, что после истечения срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) от 01.01.2016 N Д-161/2016 предприниматель продолжил использование места для размещения НТО, площадью 61 кв. м. Возражений, а также уведомления о прекращении договора от 01.01.2016 N Д-161/2016 предпринимателю от Администрации Центрального АО г. Омска не поступало, следовательно, согласно пункту 2 статьи 621, статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор от 01.01.2016 N Д-161/2016 возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Отзыв на апелляционную жалобу от Администрации Центрального АО г. Омска в материалы дела не поступил.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Центрального АО г. Омска, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя предпринимателя, установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией Центрального АО г. Омска (уполномоченный орган) и обществом с ограниченной ответственностью "Виктория А" (владелец) заключен договор от 01.014.2016 N Д-161/2016, в соответствии к которым уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 1 год место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 61 кв. м, установленного относительно ориентира: 9-ти этажного жилого дома с административными помещениями, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Багратиона, д. 19. (пункты 1.1, 1.3 договора).
Согласно пункту 3.2.10 договора владелец обязан по истечении срока действия настоящего договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 19.02.2028 к договору от 01.01.2016 N Д-161/2016 преамбула договора от 01.01.2016 N Д-161/2016 изложена в новой редакции, в соответствии с которой владельцем места для размещения НТО площадью 61 кв.м, установленного относительно ориентира: 9-ти этажного жилого дома с административными помещениями, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Багратиона, д. 19, является Овсянников А.В.
Должностными лицами Администрации в соответствии с решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 423 "Об администрации Центрального административного округа города Омска" 16.03.2021 проведена проверка соблюдения порядка размещения НТО на территории Центрального административного округа города Омска.
По результатам контрольных мероприятий 16.03.2021 составлен акт N 91 по контролю за соблюдением порядка размещения НТО, в котором зафиксировано, что павильон серого цвета без вывески общей площадью 61 кв. м расположен вблизи ул. Багратиона, д. 19 (в 19 м юго-западнее) на земельном участке, кадастровый номер которого не определён, находящемся в муниципальной собственности. Пользователь участка (собственник объекта) - Овсянников А.В. Место для размещения объекта в схеме размещения НТО, утверждённой Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п (далее - Постановление N 1041-п) - 130. Действующие правоустанавливающие документы для размещения НТО отсутствуют.
НТО размещен после истечения 01.12.2020 срока действия договора на размещение НТО N Д-161/2016.
Руководствуясь постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" 24.03.2021 Администрацией принято распоряжение N 389 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества" (далее - Распоряжение N 389).
Распоряжением N 389 спорный НТО - павильон серого цвета без вывески общей площадью 61 кв.м, расположенный по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 19 (в 19 м юго-западнее) определён движимым имуществом (акт N 91, подпункт 35 пункта 1 Распоряжения N 389).
Также заинтересованным лицом установлен срок, в который должен быть добровольно вынесен и (или) демонтирован самовольно размещённый объект - до 02.04.2021.
Пунктом 3 Распоряжения N 389 предписано осуществить принудительный вынос и (или) демонтаж самовольно размещённого объекта в срок с 03.04.2021 по 14.05.2021.
Полагая, что Распоряжение N 389 в части подпункта 35 пункта 1 и рекомендаций, изложенных в пунктах 6 - 7 применительно к осуществлению действий в отношении объекта заявителя не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ИП Овсянникова А.В., последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции, исходил из недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения законодательству и нарушении этим распоряжением прав и законных интересов заявителя, поскольку срок действия договора на размещение НТО истек, действующие правоустанавливающие документы для размещения НТО у Овсянникова А.В. отсутствуют, а соглашение от 01.04.2021 N 104/3/2021 о возмещении стоимости неосновательного обогащения права на размещение НТО не предоставляет.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 08.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N 304-ЭС17-15428, размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Постановлением N 1812-п определены процедура размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедура взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Постановления N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 1812-п нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу пункта 10 Постановления N 1812-п самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 12 Порядка размещения НТО на территории города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п (далее также - Порядок N 1812-п), размещение НТО на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения НТО на территории города Омска.
Срок размещения НТО с типом киоск, павильон, торговая галерея не может превышать 5 лет (пункт 45 Порядка N 1812-п).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях, в частности, если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату вынесения распоряжения от 24.03.2021) следует, что НТО, площадью 61 кв. м расположенный вблизи ул. Багратиона, д. 19 (в 19 м юго-западнее) на земельном участке, кадастровый номер которого не определён, находящемся в муниципальной собственности исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
При этом срок действия договора от 01.01.2016 N Д-161/2016 на размещение НТО закончился. Договор аренды земельного участка у ИП Овсянникова А.В. отсутствует.
Более того, после истечения срока действия договора от 01.01.2016 N Д-161/2016, предоставленное заявителю место под размещение НТО, в нарушение пункта 3.2.10 договора, уполномоченному органу в установленные сроки по акту приёма-передачи не возвращено.
Предпринимателем не представлен действующий договор на размещение НТО по адресу: ул. Багратиона, д. 19, в Центральном административном округе г. Омска, заключенный между заявителем и Администрацией.
В материалах дела также отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии у заявителя прав на земельный участок под НТО по адресу: ул. Багратиона, д. 19, в Центральном административном округе г. Омска,
Вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашение от 01.04.2021 N 104/3/2021 о возмещении стоимости неосновательного обогащения не подменяет ни договор на размещение НТО, ни договор аренды земельного участка под НТО, а лишь обеспечивает принцип платности использования земельного участка под место размещения НТО (статьи 1105, 1107 ГК РФ). Подписывая настоящее соглашение, собственник НТО подтверждает, что использует место под размещение НТО в отсутствие правоустанавливающих документов.
Соглашение о возмещении стоимости неосновательного обогащения предусматривает только оплату за фактическое пользование земельным участком, но не является договором в его правовом смысле, следовательно, обстоятельства того, что ИП Овсянниковым А.В. вносилась плата за использование НТО не свидетельствуют о наличии у предпринимателя правовых оснований для размещения НТО.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения, действующий договор на размещение НТО у предпринимателя отсутствовал, то есть НТО располагается на земельном участке без правовых оснований.
При таких обстоятельствах факт размещения спорного НТО на земельном участке без правовых оснований подтвержден материалами дела.
Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске (Положение N 95-п).
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Таким образом, Администрация Центрального АО г. Омска, выявив отсутствие у заявителя документов на право пользования земельным участком в целях размещения на нем движимого имущества и установив, что предприниматель занимает спорный земельный участок самовольно, правомерно в части спорного НТО вынесла оспариваемое распоряжение.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 ВАУ РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Овсянникова Александра Викторовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2021 по делу N А46-8669/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8669/2021
Истец: ИП ОВСЯННИКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА