г. Москва |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А40-61499/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей О.Г. Головкиной, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.И. Борисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июля 2021 года по делу N А40-61499/21,
принятое судьей Куклиной Л.А.,
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании задолженности, неустойки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рожнева Е.Ю. по доверенности от 01.01.2021, Милова Е.В. по доверенности от 01.01.2021,
от ответчика: Басов И.Л. по доверенности от 27.03.2021, Ермалюк Е.Г. по доверенности от 19.08.2021, Грачева Е.В. по доверенности от 22.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 3 328 942 руб. 61 коп. задолженности, 34 953 руб. 89 коп. неустойки за период с 10.03.2021 по 30.03.2021.
Решением от 05 июля 2021 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ответчик представил дополнительные доказательства для приобщения к материалам дела.
Рассмотрев ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции оставил его без удовлетворения на основании положений ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 29 Постановления Пленума от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку ответчик не доказал невозможность представления этих доказательств в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и являющимся уважительными.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2014 года между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Заказчик) заключен договор N 284 на сервисное обслуживание локомотивов, в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Исполнитель принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов.
Порядок сдачи-приемки выполненных работ, оплаты работ определены Договором следующим образом.
Согласно п. 7.1. Договора оплата сервисного обслуживания осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от исполнителя полного комплекта документов (счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ, актов выполненных непредвиденных работ, актов выполненных работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования и других документов, предусмотренных настоящим договором).
В соответствии с п. 7.2. Договора оплата осуществляется в следующем порядке: по обслуживанию: после истечения отчетного периода исполнитель предоставляет заказчику для подписания акт выполненных работ по каждой серии локомотивов за отчетный период согласно регламенту.
На основании подписанного сторонами акта выполненных работ по каждой серии локомотива в разрезе депо приписки локомотивов исполнитель выставляет заказчику счет-фактуру и счет на сумму, подлежащую оплате.
Пунктом 7.9. Договора предусмотрено, что отчетным периодом для целей организации расчетов по настоящему договору принимается 1 (один) месяц;
Порядок взаимодействия сторон при сдаче-приемке и оплате работ регламентирован в Приложении N 4 к Договору.
Согласно п. 2.14.7 Приложения N 4 к Договору сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг по форме приложения N 18 к настоящему регламенту используется сторонами при проведении финансовых взаиморасчетов.
Исполнитель на основании сводного технического акта выполненного сервисного обслуживания обязан сформировать акты выполненных работ по обслуживанию (по форме приложения N 21 к настоящему регламенту), даты составления которых должны соответствовать последнему числу месяца, в котором выполнено обслуживание и подписаны акты формы ТУ-31л (п. 2.14.8).
Исполнитель до 12.00 часов местного времени 3-его рабочего дня после окончания отчетного периода обязан предоставить начальнику эксплуатационного локомотивного депо заказчика, либо лицу, его замещающему, акт выполненных работ по обслуживанию и сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг (п. 2.14.9).
Начальник эксплуатационного локомотивного депо заказчика, либо лицо, его замещающее, в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения, но не позднее 12.00 часов местного времени 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, при отсутствии разногласий и ошибок, обязан подписать сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг, завизировать акт выполненных работ по обслуживанию и направить их в адрес исполнителя или направить мотивированный отказ с окончательным перечнем замечаний (п. 2.14.8).
В обоснование исковых требований истец указывает, что в период с 01.12.2020 по 31.01.2021 он оказал ответчику услуги по обслуживанию локомотивов в объеме и по стоимости, отраженных в акте выполненных работ N 01/ДТ/Тайга/ТЭМ2/ПСО/СЛД тайга от 31.01.2021 на сумму 3 328 942 руб. 61 коп., в том числе НДС.
Истец ссылается на то, что 02.02.2021 вручил ответчику указанный акт, счет, счет-фактуру, предварительно направив согласно договору сводный акты выполненных работ.
Однако от подписания актов и от оплаты работ ответчик отказался.
Полагая такой отказ неправомерным, истец направил ответчику претензию N Тай 06-03/65 от 12.02.2021.
Ответным письмом N ИСХ-93/ТЧЭ12 от 03.03.2021 ответчик требования не признал.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с требованием о взыскании 3 328 942 руб. 61 коп. задолженности, 34 953 руб. 89 коп. неустойки за период с 10.03.2021 по 30.03.2021 по договору N 284 от 30.04.2014.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании п. 12.4. Договора за нарушение сроков оплаты в соответствии с разделом 7 настоящего договора заказчик уплачивает исполнителю неустойку в размере 0,05% от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в течение 20 календарных дней с даты предъявления исполнителем требования, но не более 5% от суммы неисполненного обязательства (просроченного платежа).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения ответчиком сроков оплаты оказанных ему услуг по обслуживанию локомотивов в объеме и по стоимости, отраженных в акте выполненных работ N 01/ДТ/Тайга/ТЭМ2/ПСО/СЛД Тайга от 31.01.2021 подтвержден материалами дела, проверив представленный истцом расчет неустойки и признав его верным и обоснованным, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Довод ответчика о правомерности оплаты выполненных работ после выполнения истцом программы ремонта и довод об отсутствии оснований оплаты в связи с невыполнением комплекса работ (услуг) подлежит отклонению, поскольку не соответствует условиям договора N 284 от 30.04.2014.
Между ООО "СТМ-Сервис" (Исполнитель) и ОАО "РЖД" (Заказчик) заключен Договор N 284 на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014 (Далее - Договор 284).
Правоотношения по спорному договору регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328) и специальными нормами материального права, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 779 - 783).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (часть 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1.8 Договора "Сервисное обслуживание осуществляется на основании планов технического обслуживания и текущих ремонтов, разработанных Исполнителем и согласованных с Заказчиком в соответствии с Регламентом".
При этом пунктами Регламента предусмотрено следующее (Приложение N 4 к договору):
- Десятидневные графики постановки локомотивов в зависимости от эксплуатационной обстановки, могут корректироваться Сторонами при условии взаимного согласия (п. 2.1.14. Регламента);
- допускается отклонение Оперативного графика постановки Локомотивов от согласованного в соответствии с пунктом 2.1.9. Десятидневного графика постановки Локомотивов на Сервисное обслуживание в следующих пределах: для ТО-2 не более 10%, для ТР-1 не более 10% (п. 2.1.17. Регламента);
- по согласованию с Исполнителем допускается корректировка количества и номеров, поставляемых на Сервисное обслуживание Локомотивов в зависимости от эксплуатационной обстановки" (п. 2.1.19. Регламента);
- постановка Локомотива на Сервисное обслуживание осуществляется Заказчиком в соответствии с согласованным Оперативным графиком постановки локомотивов на Сервисное обслуживание (п. 2.2.1. Регламента);
Допустимых доказательств, подтверждающих довод ответчика о нарушении истцом программы сервисного обслуживания, ответчиком не представлено.
В тоже время, в соответствии с пунктами 3.1.6. и 3.1.7. Договора Заказчик обязан "Согласовывать и подписывать отчетную документацию по итогам отчетного месяца согласно Регламенту. Оплачивать Исполнителю выполненное Сервисное обслуживание в согласованных размерах, в установленные сроки и в порядке, предусмотренном в разделах 6 и 7 настоящего Договора".
Отчетным периодом для целей организации расчетов принимается: по Сервисному обслуживанию - 1 (один) месяц (п. 7.9 Договора 284).
В соответствии с п. 6.3. Договора, стоимость Обслуживания Локомотивов рассчитывается за километр пробега и/или за часы нахождения в эксплуатируемом парке Локомотивов.
При этом оплата за обслуживание будет корректироваться через Коэффициент готовности к эксплуатации (КГЭ, п. 5.3 Договора) в месяце, когда обслуживание было выполнено и локомотив выдан Заказчику через подписание акта ТУ-31л.
КГЭ это коэффициент, корректирующий (снижающий) стоимость обслуживания в зависимости от количества простоев локомотива, за счет административных издержек и т.д.
Согласно п. 7.2. Договора 284 оплата сервисного обслуживания осуществляется в следующем порядке:
- после истечения отчетного периода Исполнитель предоставляет Заказчику для подписания акт выполненных работ по каждой серии Локомотивов за отчетный период согласно Регламенту.
На основании подписанного Сторонами акта выполненных работ по каждой серии Локомотивов в разрезе депо приписки Локомотивов Исполнитель выставляет Заказчику счет-фактуру и счет на сумму, подлежащую оплате.
Исполнитель предъявляет Заказчику счета-фактуры отдельно по Обслуживанию Локомотивов, отдельно по Обслуживанию непредвиденному Локомотивов и отдельно по Работам по заводскому ремонту и приобретению нового Линейного оборудования (п. 7.8 Договора 284).
В соответствии с п. 7.1. Договора N 284 Оплата Сервисного обслуживания осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от Исполнителя полного комплекта документов (счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ, актов выполненных непредвиденных работ, актов выполненных Работ по заводскому ремонту и приобретению Линейного оборудования и других документов, предусмотренных настоящим Договором).
Условием для оплаты Сервисного обслуживания являются следующие факты:
- подписание Сторонами актов согласно пункту 2.15 Регламента за отчетный период, актов сдачи-приемки Локомотивов на Сервисное обслуживание (ТУ-162) и соответствующих актов приема-передачи Локомотивов из Сервисного обслуживания (ТУ-31л) в случае выхода из Сервисного обслуживания и Обслуживания непредвиденного на момент завершения отчетного периода (с указанием даты и времени сдачи и приемки на Сервисное обслуживание, а также даты и времени выдачи из Сервисного обслуживания);
- выставление Исполнителем счетов и ежемесячных счетов-фактур согласно актам выполненных работ, актам выполненных непредвиденных работ и актам выполненных Работ по заводскому ремонту и приобретению Линейного оборудования за отчетный период.
В соответствии с положениями разделов 5-7 Договора 284, обязанность Заказчика по оплате стоимости сервисного обслуживания и подписанию первичных документов не обусловлена выполнением программ ремонта, планов (графиков) технического обслуживания и текущих ремонтов.
В разделе 5 Договора 284 сторонами согласован порядок расчёта стоимости Обслуживания.
В п. 5.1. Договора определен порядок расчёта для локомотивов, стоимость обслуживания которых осуществляется исходя из километров пробега.
В п. 5.2. определен порядок расчёта для локомотивов, стоимость обслуживания которых осуществляется исходя из стоимости часа нахождения в эксплуатируемом парке.
Формула расчёта стоимости Обслуживания приведена в п. 5.1.3 и 5.2.3 Договора.
Согласно формуле расчётов стоимость Обслуживания, определяется за отчетный месяц, и представляет собой математическое произведение ставки сервисного обслуживания (постоянная единица) и пробега локомотива в километрах либо часах (переменная единица).
Таким образом истец (Исполнитель) получает оплату не за количество проведенных ремонтов (ТО и ТР) в обслуживании, а за км пробегов (п. 5.1. Договора) или за часы нахождения локомотива в эксплуатируемом парке (п. 5.2. Договора) в зависимости от серии локомотива.
Фактическое количество часов нахождения в эксплуатируемом парке (либо километров пробега) каждого локомотива в отчетный период (месяц), принятого на Сервисное обслуживание, определяется по данным системы АСОУП-2 либо другой автоматизированный системы учета по состоянию на 18.00 мск. времени в последний день отчетного периода.
Истец не может повлиять на километры пробега/часы эксплуатации, отраженные в АСОУП-2, так как не может повлиять на подгонку локомотивов на сервисное обслуживание.
Решение о подгонке/не подгонке локомотивов с нарушением плановых показателей может быть принято только ответчиком.
Стоимость обслуживания (пробеги) рассчитываются не по конкретным локомотивам, а по серии локомотивов (например, серия ТЭМ14).
В этой связи в Финансовом акте выполненных работ указываются километры /часы пробега ВСЕХ локомотивов одной серии, находящиеся на Сервисном Обслуживании Исполнителя, независимо от того, проводился ли конкретный вид ремонта или нет.
Согласно п. 2.5.1 Регламента взаимодействия сторон (Приложение N 4) по итогам первичной приемки локомотива составляется Акт приемки Локомотива на Сервисное обслуживание по ф. ТУ-162.
Локомотивы находятся на Сервисном обслуживании с момента первичной приемки локомотива по акту формы ТУ-162, с этого момента Исполнитель несет гарантийные обязательства за выполняемое сервисное обслуживание в отношении каждого принятого на сервисное обслуживание локомотива (п. 8.2. Договора) и с этого момента истец вправе получать оплату за обслуживание ежемесячно.
При этом локомотивы находятся в собственности ответчика.
Периодичность ремонта локомотивов определяется не планом обслуживания, а системой ТО и ТР, утвержденных ОАО "РЖД".
Таким образом, Заказчик по договору обязан оплачивать Обслуживание по договору независимо от того, было ли затребовано соответствующее конкретное исполнение от Исполнителя.
Исполнитель обязан обеспечить исправное состояние локомотива (его фактические пробеги либо часы нахождения в эксплуатации), а Заказчик обязан эти пробеги либо часы эксплуатации оплатить. Конкретные работы могут проводиться в разные периоды в зависимости от системы ТО и ТР, эксплуатационной обстановки, однако оплата производится за пробеги либо часы эксплуатации ежемесячно.
При указанных обстоятельствах, довод ответчика об отсутствии у него обязательства производить оплату сервисного обслуживания в связи с неисполнением истцом обязательств по п.п. 1.5 и 1.8 Договора, в связи с невыполнением Месячного плана сервисного обслуживания является необоснованным.
Таким образом, в соответствии с условиями договора N 284 ответчик принимает работы не в соответствии с месячным планом, а в соответствии с фактическими километрами/часами пробега локомотивов, приписанных к сервисным локомотивным депо истца, подлежащих оплате с учетом КГЭ, рассчитанным сторонами в соответствии с условиями договора N 284.
Довод ответчика о том, что судом ошибочно сделан вывод о правильности формирования сводного технического акта, поскольку истец включил фактически не выполненные работы, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 2.14.6. Регламента Исполнитель в течение 1 (одного) рабочего дня после окончания отчетного периода на основании согласованных и подписанных Актов со стороны Исполнителя рассчитывает пробег локомотивов (в километрах либо часах в зависимости от вида движения), который подлежит оплате и фиксирует его в Сводном техническом Акте.
Согласно п. 2.14.7. Регламента сводный технический акт используется сторонами при проведении финансовых взаиморасчетов.
В Сводном техническом акте отражено выполнение работ в период с 01.01.2021 по 31.01.2021 в отношении локомотивов серии ТЭМ2.
Согласно пунктам 5.1., 5.2., 6.3. Договора стоимость обслуживания для одних серий локомотивов определяется исходя из километров пробега, для других - исходя из стоимости часа нахождения в эксплуатируемом парке.
Стоимость обслуживания указанных локомотивов серии ТЭМ2 рассчитывается исходя из часов нахождения в эксплуатации.
В Сводном техническом акте указаны часы нахождения локомотивов серии ТЭМ2 в эксплуатации в отчетном периоде.
Возражения ответчика против часов эксплуатации, указанных в акте, отсутствуют.
Ответчиком не представлены доказательства нахождения тепловозов серии ТЭМ2 в меньшем количестве часов. Контрарасчет ответчиком также не представлен.
Довод ответчика о не предоставлении истцом в суд первой инстанции первичных документов в соответствии с условиями договора N 284 не обоснован и противоречит материалам дела в связи со следующим.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 23 от 07.06.2019 г. стороны внесли в Договор N284 изменения, согласно которым обмен первичными документами осуществляется по телекоммуникационным канатам связи (ТКС).
Так, в соответствии с п. 7.15 Договора, действующего в редакции Дополнительного соглашения N 23 от 07.06.2019 г. стороны осуществляют электронный документооборот по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) в соответствии с порядком, определенным в приложении N 33 к настоящему Договору.
В случае невозможности осуществления документооборота в электронном виде по ТКС документооборот производится в бумажном виде по реестрам приема-передачи формы приложения N 28 к Регламенту.
Истец ссылается на первичные бухгалтерские документы, направленные ответчику через программу ДиаДок, представлен каждый документ с отметкой программы ДиаДок, при этом присутствует скрин отказа ответчика.
В судебном заседании 01.07.2021 в суде первой инстанции истцом, помимо первичных документов с отметкой из программы ДиаДок, представлен Реестр передачи документов в подразделение ответчика с рукописной отметкой о передаче документов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что истцом в соответствии с условиями договора N 284 направлен полный пакет первичных бухгалтерских документов, а ответчик отказался от их подписи, направил мотивированный отказ в адрес истца, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Довод ответчика о неправомерности требований истца в части начисления неустойки в результате недобросовестного поведения истца подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 12.4. Договора 284 за нарушение сроков оплаты в соответствии с разделом 7 настоящего Договора Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере 0,05% (ноль целых пять сотых процента) от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в течение 20 (Двадцати) календарных дней с даты предъявления Исполнителем требования, но не более 5% (Пяти) процентов от суммы неисполненного обязательства (просроченного платежа).
Изначально в январе 2021 года ответчик отказался оплачивать обслуживание не по причинам непредставления истцом документов (первичные документы были направлены ответчику), а по причинам, лежащим в основе настоящего спора, а именно в связи с неверной позицией ответчика об оформлении первичных документов датой выполнения программы ремонта.
При этом формальные возражения по оформлению либо отсутствию документов заявлены не были.
При указанных обстоятельствах, у истца возникает право требования взыскания штрафных санкций за нарушение сроков оплаты.
Таким образом, судом проверен расчет размера неустойки, требование удовлетворено в соответствии с условиями договора N 284.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 года по делу N А40-61499/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61499/2021
Истец: ООО "СТМ-СЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"