г. Хабаровск |
|
06 октября 2021 г. |
А73-9096/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 30.08.2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-9096/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЖДВ"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 95 760 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖДВ" (далее - истец, ООО "ЖДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик) о взыскании убытков в сумме 68 400 руб., причиненных в результате несвоевременного оформления и отправления перевозчиком со станций Дальневосточной железной дороги порожних вагонов N N 60061603, 63985337, 63985469, 60058658, 63985352, 63985501, 63985386, 63985519 со станций Хор, Уссурийск, Угольная ДВЖД в марте-апреле 2021 года. Кроме этого, истец просит взыскать штраф за простой вагонов в размере 27 360 руб.
Решением суда от 30.08.2021, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы убытки в сумме 68 400 руб.; во взыскании штрафа по части 6 статьи 62 УЖТ в сумме 27 360 руб. отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить в части удовлетворенных требований, ссылаясь на его незаконность и неполное выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что судом неправомерно взысканы убытки, заявленные истцом с момента запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона, поскольку на момент согласования запроса-уведомления не была завершена предыдущая перевозка груза, что подтверждается памятками приемосдатчика на подачу/уборку вагонов.
По мнению ОАО "РЖД" судом сделан неправомерный вывод о нарушении именно со стороны перевозчика Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом утв. приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - правила N374).
ООО "ЖДВ" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы апеллянта, просило судебное решение в обжалуемой части оставить без изменения.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва на нее, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, на основании договора аренды вагонов N 640/208/20 от 30.06.2020, заключенного между ООО "ТаймЛизинг" и ООО "ЖДВ", последний является плательщиком тарифа по вагонам N N 60061603, 63985337, 63985469, 60058658, 63985353, 63985501, 63985386, 63985519.
Из транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 092799 видно, что порожние вагоны N 60061603, 63985337, 63985469, из-под выгрузки были передан перевозчику на железнодорожной станции Хор ДВЖД - филиала ОАО "РЖД" 19.03.2021.
Согласно данных информационных систем ОАО "РЖД", 17.03.2021 в 07-06 час. мск.вр. перевозчику поданы в электронном виде запросы - уведомления на перевозку порожних вагонов с железнодорожной станции Хор на железнодорожную станцию Вяземская ДВЖД, 19.03.2021 в 11-01 час. МСК перевозчиком ОАО "РЖД" указанный запрос - уведомление согласован.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 092799 данные вагоны оформлены к перевозке и отправлены со станции Хор только 27.03.2021. В связи с чем, ОАО "РЖД" не обоснованно были задержаны на 7 суток (с 19.03.2021 по 27.03.2021) названные выше вагоны.
Из транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 092613 порожние вагоны N 60058658, N 63985352, 63985501 из-под выгрузки переданы перевозчику на железнодорожной станции Хор ДВЖД - филиала ОАО"РЖД" 19.03.2021.
Согласно данных информационных систем ОАО "РЖД", 16.03.2021 в 02-01 час. МСК перевозчику поданы в электронном виде запросы - уведомления на перевозку этих вагонов с железнодорожной станции Хор на станцию Вяземская 19.03.2021 в 10-59 час. МСК, перевозчиком указанные запросы - уведомления были согласованы.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 092613 порожние вагоны оформлены к перевозке и отправлен со станции Хор 27.03.2021. В связи с чем, ОАО "РЖД" не обоснованно были задержаны на 7 суток (с 19.03.2021 по 27.03.2021) перечисленные порожние вагоны при отправлении с железнодорожной станции Хор.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 314656 порожний вагон N 63985386 из-под выгрузки передан перевозчику на железнодорожной станции Уссурийск ДВЖД 23.03.2021.
Согласно данных информационных систем ОАО "РЖД", 23.03.2021 в 09-33 час. МСК перевозчику подан в электронном виде запрос - уведомление на перевозку этого порожнего вагона с железнодорожной станции Уссурийск в адрес ООО "ЖДВ"; 23.03.2021 в 09-38 час. МСК перевозчиком указанный запрос - уведомление был согласован.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 314656 порожний вагон N 63985386 оформлен к перевозке и отправлен 26.03.2021.В связи с чем, ОАО "РЖД" не обоснованно был задержан на 2 суток (с 23.03.2021 по 26.03.2021) названный спорный вагон при отправлении с железнодорожной станции Уссурийск.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 708175 порожний вагон N 63985519 из-под выгрузки передан перевозчику на железнодорожной станции Угольная ДВЖД 30.03.2021.
Согласно данных информационных систем ОАО "РЖД", 30.03.2021 в 02-43 час. МСК перевозчику подан в электронном виде запрос - уведомление на перевозку вагона с железнодорожной станции Угольная на железнодорожную станцию Вяземская ДВЖД 30.03.2021 в 02-53 час. МСК перевозчиком указанный запрос - уведомление был согласован.
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЧ 708175 порожний вагон N 63985519 оформлен к перевозке и отправлен со станции Угольная 12.04.2021. В связи с чем, ОАО "РЖД" не обоснованно был задержан на 13 суток (с 30.03.2021 по 12.04.2021) порожний вагон N 63985519 при отправлении с железнодорожной станции Угольная.
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о подтверждении факта задержки порожних вагонов N 63985352 60061603, 63985337, 63985469, 60058658, 63985501, 63985386, 63985519 на 57 суток.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 11.05.2021 N 11/п об оплате убытков в виде платы за пользование вагонами за период их необоснованной задержки.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для подачи иска.
Правоотношения сторон квалифицированы судами как регулируемые нормами главы 40 ГК РФ и Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав, УЖТ РФ).
По правилам статьей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из части 12 статьи 44 УЖТ РФ следует, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статье 12 УЖТ РФ для осуществления перевозок порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов (далее - запрос).
Перевозчик согласовывает запрос с владельцем инфраструктуры. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе отказать в согласовании запроса по основаниям, установленным статьей 11 настоящего Устава для отказа в согласовании заявки.
Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа в согласовании запроса, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Форма запроса, порядок его направления и согласования, а также сведения о перевозке, которые указываются в запросе, устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 374, отправителем порожних вагонов является:
- владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона);
- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 374 для осуществления перевозки порожнего вагона отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее трех суток до прибытия его в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки - при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию.
Согласно пункту 54 Правил N 374 в качестве формы запроса используется бланк накладной.
Порядок предъявления к перевозке порожних вагонов и алгоритм оформления накладной на их перевозку установлен разделом IV Правил N 374.
В соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, к которым относятся расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу пункта 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для возмещения убытков, по общему правилу, необходимы следующие условия: ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб; противоправный характер поведения ответчика; наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками.
В этой связи, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков с разумной степенью достоверности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что арбитражным судом не правомерно взысканы убытки, заявленные истцом с момента согласования запроса-уведомления на перевозку порожнего вагона, так как на момент согласования запроса-уведомления не была завершена предыдущая перевозка груза, что подтверждается памятками приемосдатчика на подачу/уборку вагонов, а также что оформление железнодорожной накладной и представление ее перевозчику произошло позже, только после завершения выгрузки вагонов, отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 63 Правил перевозчик и владелец инфраструктуры вправе отказать в согласовании запроса по основаниям, установленным статьей 12 УЖТ РФ. Доказательств отказа со стороны владельца инфраструктуры ответчиком не представлено.
Согласно пункту 64 Правил порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной).
В соответствии с пунктом 66 Правил накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки.
Согласно пункту 68 Правил после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Накладные содержат сведения, внесенные перевозчиком о том, что вагоны переданы перевозчику в даты указанные истцом в исковом заявлении.
Время подачи и согласования запросов подтверждается скриншотами из программы "ЭТРАН" и не оспаривается ОАО "РЖД", время отправки груза со станции отправления подтверждается транспортными железнодорожными накладными.
Истец руководствуется сведениями, занесенными самим перевозчиком -ОАО "РЖД", в транспортную железнодорожную накладную, так как данные сведения должны быть достоверными и заносятся перевозчиком после выгрузки груза из вагона и получения уведомления об окончании грузовой операции до уборки порожнего вагона на железнодорожную станцию.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, в том числе транспортные железнодорожные накладные, содержащие сведения о дате и времени согласования заявки, момента отправления порожних вагонов, сведения из системы "ЭТРАН", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вагоны по спорным накладным отправлялись с просрочкой, следовательно, у истца образовались убытки в размере 68 400 руб.
Поскольку перевозчиком были нарушены требования Правил, и доказательства отсутствия вины в нарушении обязательств ответчиком не предоставлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Оснований для переоценки приведенных в судебном решении выводов по доводам жалобы у второй инстанции не имеется.
Ссылка апеллянта на наличие иной судебно-арбитражной практики не принимается ввиду того, что судебные акты приняты по результатам рассмотрения дел с другими фактическими обстоятельствами (не тождественны).
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2021 по делу N А73-9096/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9096/2021
Истец: ООО "ЖДВ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"