г. Самара |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А55-33025/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаз" - представителя Дунаевой Т.В. (доверенность от 27.03.2020),
от Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал" - представителей Минетдиновой Г.Ф. (доверенность от 01.09.2021 N 3), Алексеевой Е.А. (доверенность от 09.01.2020 N 2),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2021 года по делу N А55-33025/2020 (судья Черномырдина Е.В.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаз", г.Самара,
к Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал", г.Самара,
о взыскании задолженности за потребленные с августа 2020 года по сентябрь 2020 года коммунальные ресурсы в сумме 138 155 руб. 54 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтегаз" обратилось в арбитражный суд к Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал" с исковым заявлением о взыскании задолженности за потребленные с августа 2020 года по сентябрь 2020 года коммунальные ресурсы в сумме 138 155 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2021 года исковое заявление удовлетворено, с Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаз" взыскана задолженность за потребленные с августа 2020 года по сентябрь 2020 года коммунальные ресурсы в сумме 138 155 руб. 54 коп., а также расходы по оплате государственной пошлине в сумме 5 145 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2021 года по делу N А55-33025/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением суда апелляционной инстанции от 04.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 08.09.2021.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором ООО "Нефтегаз" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2021 года по делу N А55-33025/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Определением суда апелляционной инстанции от 09.09.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 29.09.2021.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал" представили суду возражения на отзыв, контр расчет объемов потребленных коммунальных ресурсов на горячее водоснабжение.
Судом представленные документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, 01 августа 2020 года между ООО "Нефтегаз" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Пятый квартал" (исполнитель) заключен договор на теплоснабжение и горячее водоснабжение N 82-КГ/20 ТЭ от 01.08.2020 (далее - договор).
В соответствии с п. 1.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединённую сеть, в находящиеся в управлении у исполнителя многоквартирные дома, коммунальные ресурсы: тепловую энергию на отопление, ГВС (компонент тепловая энергия), ГВС (компонент холодная вода), а также коммунальные ресурсы (ГВС (компонент тепловая энергия), ГВС (компонент холодная вода), потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Самара, п. Красная Глинка, квартал 5, дома N N 1, 2, 3, 4, 5, а исполнитель обязуется принять и оплатить коммунальные ресурсы, а также соблюдать режим их потребления в объёме, сроки и на условиях, установленных настоящим договором.
Перечень многоквартирных домов указан в Приложении N 1 к договору. Теплоноситель является собственностью ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с п. 4.17 договора стороны обязуются ежемесячно оформлять акт сдачи-приемки исполнителю коммунальных ресурсов, который направляется ресурсоснабжающей организацией в адрес исполнителя. Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения акта подписать указанный акт либо направить ресурсоснабжающей организации мотивированные возражения.
На основании акта сдачи-приемки коммунальных ресурсов исполнителю выставляется счет-фактура.
В порядке оформления акта сдачи-приемки коммунальных ресурсов и счета-фактуры стороны вправе оформить универсальный передаточный документ (далее также УПД).
Ни одна из Сторон не вправе уклониться от подписания указанного акта/УПД. Не подписание "Исполнителем" в установленный срок акта/УПД признается Сторонами уклонением "Исполнителя" от документального оформления учета количества полученных коммунальных ресурсов. В случае не подписания исполнителем акта о количестве поставленных коммунальных ресурсов/УПД, а также не направления возражений на него в указанный срок, акт/УПД считается согласованным исполнителем в полном объеме и служит основанием для оплаты исполнителем коммунальных ресурсов, потребленных по настоящему договору. Оформленный без участия исполнителя акт о количестве поставленных коммунальных ресурсов/УПД является доказательством фактической поставки коммунальных ресурсов исполнителю по настоящему договору, акт также является основанием для выставления счета-фактуры.
В соответствии с п. 4.18 договора оплата по договору производится исполнителем ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, равными платежами в течение календарного года (12 месяцев).
Оплата за коммунальные ресурсы осуществляется исполнителем путем перечисления денежных средств на расчётный счёт ресурсоснабжающей организации.
Из пояснений представителя истца следует, что ООО "Нефтегаз" в период с августа 2020 года по сентябрь 2020 года поставило ТСЖ "Пятый квартал" коммунальные ресурсы: ГВС (компонент тепловая энергия). ГВС (компонент холодная вода), а также коммунальные ресурсы (ГВС (компонент тепловая энергия), ГВС (компонент холодная вода), потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на общую сумму 530 482 руб. 75 коп.
В адрес ТСЖ "Пятый квартал" направлены УПД счета-фактуры N 107 от 31.08.2020 и УПД счета-фактуры N 138 от 30.09.2020 на общую сумму 530 482 руб. 75 коп.
06.11.2020 в адрес ТСЖ "Пятый квартал" направлена досудебная претензия (требование) исх. N 477 от 02.11.2020.
Ответчиком произведена частичная оплата задолженности в сумме 392 327 руб. 21 коп.
Таким образом, в настоящее время ответчик числит за истцом задолженность в размере 138 155 руб. 54 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Нефтегаз" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в Приложении N 1 к договору, в которые осуществлялась поставка энергоресурсов.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункт 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23:
Содержащаяся в формуле величина * объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение * и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (*) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины *и *служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Из представленных актов сдачи - приемки услуг и счетов-фактур следует, что ООО "Нефтегаз" производит расчет платы за объем тепловой энергии в целях горячего водоснабжения на основании данных прибора учёта тепловой энергии (Гкал), что противоречит вышеизложенному.
Как следует из материалов дела, ответчик в ответ на направленные истцом Акты о потребленных объемах коммунального ресурса за август и сентябрь 2020, в претензиях истцу, имеющихся в деле, указывал на несогласие с предъявленными объемами в части компонента тепловая энергия на горячее водоснабжение, просил произвести перерасчет.
Однако претензии ответчика и его позиция не приняты истцом и судом первой инстанции.
Ответчик представил суду апелляционной инстанции контррасчет потребленных ресурсов в соответствии Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, который судом апелляционной инстанции скорректирован за сентябрь 2020 года, в показателе объема теплоносителя за сентябрь 2020 по показаниям прибора учета ( 1791,996 мЗ (как также принято и указано самим истцом в счете-фактуре N138), а не округленное значение, примененное ответчиком- 1792,00 мЗ.
Порядок определения объема тепловой энергии, предоставленной ООО "Нефтегаз" Абоненту в целях горячего водоснабжения, противоречит действующему законодательству.
С 1 июля 2019 года вступили в силу нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях, установленные приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119, в соответствии с которыми норматив составляет 0,065 Гкал/м3.
Расчет за август 2020 г.:
V - теплоносителя за август по показаниям прибора учета - 468.86 мЗ
Норматив на подогрев составляет = 0,065 Гкал на 1 мЗ
Стоимость Гкал = 2130 руб.
Стоимость теплоносителя ХВС = 35,08
468,86 мЗ * 0,065 Гкал=30,476 Гкал
(30,476 Гкал * 2130 руб.) + (468,86 мЗ * 35,08 руб.) = 64913,88 + 16447,71 = Сумма подлежащая оплате 81 361,59 руб.
Расчет за сентябрь 2020 г.:
V - теплоносителя за август по показаниям прибора учета =1791,996 мЗ, как также принято и указано самим истцом в счете-фактуре N 138, а не округленное значение, примененное ответчиком- 1792,00 мЗ
Норматив на подогрев составляет = 0,065 Гкал на 1 мЗ
Стоимость Гкал = 2130 руб.
Стоимость теплоносителя ХВС = 35,08
1791,996 мЗ *0,065 Гкал=116,48 Гкал
(116,48 Гкал * 2130 руб.) + (1791,996мЗ * 35,08 руб.) = 248 102,4 + 62 863,22= Сумма подлежащая оплате 310 965,62 руб.
Таким образом, оплата ГВС за период август-сентябрь 2020 г. должна составить 392 327,21 руб.
Ответчиком и материалами дела подтверждается, а истцом не оспаривается оплата ответчиком ресурсов в спорный период в размере 392 327,21 руб.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии задолженности ответчика.
При этом, ссылки истца на Акт комиссионного обследования теплопотребляющих установок от 04.09.2020 года, отклоняются, поскольку не могут изменять вышеприведенный порядок расчета с применением Правил N 354 и установленного норматива на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В силу изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах суда первой и апелляционной инстанций по делу А55-6332/2021, в котором истцом выступало ООО "Нефтегаз", а ответчиком управляющая компания и где судами поддержана позиция и расчет ответчика.
Руководствуясь ст. 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2021 года по делу N А55-33025/2020 с принятием по делу нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на истца по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2021 года по делу N А55-33025/2020 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаз" (ОГРН 1076319010866, ИНН 6319141600) в пользу Некоммерческой организации товарищество собственников жилья "Пятый квартал" (ОГРН 1096313000662, ИНН 6313535012) расходы по госпошлине в размере 3 000 рублей, уплаченной за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33025/2020
Истец: ООО "Нефтегаз"
Ответчик: ТСЖ Некоммерческая организация "Пятый квартал"