г. Хабаровск |
|
15 февраля 2024 г. |
А04-8322/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Фараон": Ковалевского Д.А. представителя по доверенности от 12.12.2023, сроком по 31.12.2024;
от Администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области: Гурьяновой С.В. представителя по доверенности от 29.12.2023, сроком на 1 год; Волковой И.А. представителя по доверенности от 09.01.2024, сроком на 1 год;
от Прокуратуры Амурской области: Феклистовой О.И. представителя по доверенности от 04.10.2023, сроком на 1 год;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области
на решение от 26.10.2023
по делу N А04-8322/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ФАРАОН" (ОГРН 1032800055727, ИНН 2801090120)
к Администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области (ОГРН 1222800006780, ИНН 2801271782)
третье лицо: Прокуратура Амурской области
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ФАРАОН" (далее - заявитель, общество, ООО "СЗ "Фараон") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области (далее - администрация) о признании незаконными решений об отказе в выдаче разрешений на строительство от 28.08.2023 по заявлениям от 23.08.2023 вх. N 5965, 5964, 5963 в отношении объектов: "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 4", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4500; "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 5", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4515; "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 6", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4501, с обязанием администрации выдать разрешения на строительство указанных объектов.
Решением суда от 26.10.2023 заявление общества удовлетворено: оспариваемые решения администрации признаны незаконными как несоответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации, с обязанием последней выдать обществу разрешения на строительство указанных объектов; с администрации в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы утверждает следующее: выдача разрешения на строительство объекта осуществлялась уполномоченным органом, в том числе при наличии разработанной проектной документации, которая подлежала соответствующей проверке; заявителем в материалы дела не представлено доказательств внесения изменений в проектную документацию, в соответствии с выданными техническими условиями; ООО "СЗ "Фараон" в нарушение норм действующего законодательства, с 2022 года возводит на своих земельных участках, объекты капитального строительства в отсутствие проектной документации, без получения разрешения на строительство и в отсутствие государственного строительного надзора; обращение ООО "СЗ "ФАРАОН" за получением разрешения на строительство, а также с иском в суд о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, при наличии судебного спора о самовольной постройке, направлено на легализацию данной постройки в обход установленной законом процедуры строительства объекта капитального строительства, и предрешение результата рассмотрения указанного спора.
Вместе с апелляционной жалобой в суд поступили, в том числе экземпляры дополнительных документов (перечислены в приложении к жалобе).
26.12.2023 от администрации в суд поступило дополнение к апелляционной жалобе, где ее заявитель, в том числе утверждает следующее: судом к участию в деле необоснованно не привлечено должностное лицо администрации Благовещенского муниципального района (и.о. заместителя главы администрации Благовещенского муниципального округа Волкова И.А.), при том, что в данном деле разрешался вопрос о законности решения, принятого этим должностным лицом; в градостроительных планах земельных участков от 28.02.2023 и от 29.03.2023 отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения; застройщиком после получения отказов в выдаче разрешения на строительство, проектная документация не откорректирована и не приведена в соответствие с требованиями технических регламентов; имеются факты самовольного строительства застройщиком водозаборной скважины с павильоном и накопительным резервуаром на земельном участке, находящемся в собственности застройщика.
Вместе с дополнением к жалобе в суд поступили экземпляры судебных актов по делам N N А04-7990/2023, А04-7991/2023.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, общество отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В представленных в суд возражениях на возражения ООО "СЗ "Фараон", администрация также просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Вместе с возражениями в суд представлен пакет дополнительных документов (перечисленных в приложении к возражениям).
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, Прокуратура Амурской области считает такую жалобу не подлежащей удовлетворению.
В представленных в суд возражениях на возражения Прокуратуры, администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с возражениями в суд представлен экземпляр позиции прокуратуры по делу N А04-7737/2023.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, заявили устное ходатайство о приобщении экземпляров дополнительных документов, приложенных к жалобе, дополнении к жалобе, возражениям на возражения заявителя и прокуратуры, к материалам настоящего дела.
Представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Прокуратуры Амурской области отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев ходатайство администрации о приобщении к материалам дела всех вышеперечисленных экземпляров дополнительных документов, суд, руководствуясь положениями статьи 159, части 2 статьи 268 АПК РФ, не выявив уважительной причины для такого приобщения дополнительных документов в суд второй инстанции, отклонил его, в связи с чем, определил: экземпляры всех вышеперечисленных дополнительных документов возвратить заявителю жалобы вместе с сопроводительным письмом.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражений на нее, возражений на возражения заявителя и прокуратуры, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
23.08.2023 ООО "СЗ "ФАРАОН" обратилось к администрацию Благовещенского муниципального округа Амурской области с заявлениями о выдаче разрешения на строительство вх.N 5965 на объект "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 4", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4500, N 5964 на объект "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 5", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4515, N 5963 на объект "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 6", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4501
Решениями от 28.08.2023 администрацией Благовещенского муниципального округа Амурской области отказано в выдаче разрешений на строительство.
Причиной отказа в выдаче разрешений на строительство указано, что к пакету документов, не представлены документы, предусмотренные пп. "г" и "д" п. 2.8., пунктом 2.9.1 Административного регламента, а именно: в разделе I "Пояснительная записка" прилагаемой проектной документации отсутствуют технические условия на подключение к сетям электроснабжения, технические условия на отвод ливневых вод, технические условия организации проезда к земельному участку.
Кроме того в решении по литеру 6 указано, что проектные решения потребности в электрической энергии не соответствуют техническим условиям подключения сетям электроснабжения.
Не согласившись с решениями от 28.08.2023, общество оспорило их в суде.
Рассмотрев материалы дела, оценив доказательства и доводы сторон, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса; 4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 5.1) согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено статьей 40.1 настоящего Кодекса; 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; 10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Согласно подпункту "б" пункта 10, пункту 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, раздел 1 проектной документации "Пояснительная записка" должен содержать реквизиты технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования. Данные документы должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.
В силу части 7.1 статьи 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (абзац 2 части 7.1 статьи 51 ГрК РФ).
На основании части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
При этом неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно пунктам 2.8, 2.9., пп. г п. 2.9.1 административного регламента, утвержденного постановлением администрации Благовещенского муниципального округа Амурской области 20.03.2023 N 588, пояснительная записка, в состав которой входят технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ, включена в исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставлении муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг.
Следовательно, выдача технических условий является государственной услугой, реализуемой органом муниципальной власти на территории РФ.
Таким образом, у заявителя отсутствовала законная обязанность по представлению с заявлениями о выдаче разрешений на строительство технических условий, указанных администрацией в оспариваемых решениях.
При таких обстоятельствах, как верно установил суд, оспариваемые решения являются формальными, противоречат нормам ГрК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Применяя положения статьи 201 АПК РФ, суд учел наличие неоднократных, начиная с 20.03.2023 обращений заявителя в администрацию о выдаче разрешения на строительство и вынесение по ним ответчиком отрицательных решений, а также то, что администрацией иных, помимо изложенных в оспариваемых решениях оснований, не указано и не подтверждено.
Несоответствие проектных решений потребности в электрической энергии техническим условиям подключения сетям электроснабжения, а также начало строительства без получения соответствующего разрешения к законным основаниям для отказа в выдаче разрешения не относятся.
В связи с чем, суд верно посчитал необходимым обязать администрацию выдать обществу разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в с. Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 4", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4500; объекта "Многоквартирный жилой дом в с.Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 5", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4515; объекта "Многоквартирный жилой дом в с.Чигири Благовещенского района Амурской области Литер 6", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:10:013002:4501.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26 октября 2023 года по делу N А04-8322/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8322/2023
Истец: ООО "СЗ "Фараон" в лице представителя Ковалевского Дмитрия Александровича
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Прокуратура Амурской области