г. Москва |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А40-53849/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, В.Р. Валиева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Восход" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 августа 2021 года по делу N А40-53849/21, принятое судьей Куклиной Л.А., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Новая Логистическая" (ОГРН: 1187746931745; юр. адрес: 123112, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10, эт. 23, пом. 1, ком. ч. 1) к Обществу с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН: 1027809170069; юр. адрес: 191144, г.Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д.14, лит.А)
о взыскании 3 999 999 рублей
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Абрамова Л.М. по доверенности от 30.12.2020
от ответчика: Исаенко С.В. по доверенности от 01.01.2021, Степанович К.В. дов 23.03.2019 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Логистическая" (далее - ООО "Новая Логистическая", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход", ответчик) о взыскании 3 385 200 рублей долга на основании ст.ст. 12, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.08.2021 г. исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 04.10.2021 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. Представил письменные пояснения на отзыв истца.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Клиент) заключен договор оказания услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления перевозок и оказания транспортно-экспедиционных услуг N 2019-12-25 от 25.12.2019, в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления внутрироссийских, транзитных и международных перевозок и оказать или организовать оказание следующих транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным, автомобильным или морским транспортом: услуги по предоставлению под погрузку собственного, арендованного (в том числе на праве финансовой аренды (лизинга)) и (или) используемого Исполнителем на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров; платежно-финансовые услуги по оформлению и оплате провозных платежей и сборов; платежно-финансовые услуги по оформлению и оплате перевалки, хранения, обработки и иных операций с грузами на станциях, в портах, на пристанях, а также в иных начальных, промежуточных и конечных пунктах перевозки; услуги по перевалке грузов, услуги по проведению терминальной обработки, услуги по хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках Исполнителя или привлеченных им третьих лиц; погрузочно-разгрузочные и складские услуги; услуги по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, услуги по креплению грузов; услуги по раскредитованию, выдаче контейнера/груза в согласованных порядке и сроки; услуги по оформлению документов и информационные услуги, связанные с осуществлением вышеуказанных операций с грузами; иные услуги, связанные с оказанием услуг по настоящему Договору.
Согласно п. 2.1. Приложения N 2 к Договору при оплате Заказа стоимость предоставления вагонов и/или контейнеров включается в согласованную стоимость Заказа на все время нахождения вагона и/или контейнера в пути следования по согласованному в Заказе маршруту вне зависимости от фактических сроков перевозки.
Даты подачи вагона/контейнера ж.д. перевозчиком под погрузку/выгрузку на станциях отправления/назначения и момент приема груженого/порожнего вагона/контейнера на станции отправления/выгрузки ж.д. перевозчиком, а так же на промежуточных станциях следования, определяется по данным ГВЦ ОАО "РЖД" (за пределами РФ - по данным отчетов иных информационных источников) либо по датам календарных штемпелей, проставленных в Ведомостях подачи/уборки, железнодорожных накладных, иных перевозочных документах. В случае расхождения сведений преимущественное значение имеют данные, указанные в перевозочных документах.
При этом Клиент обеспечивает нахождение вагонов и/или контейнеров, поданных согласно Заказу, на станциях погрузки/выгрузки: не более 24 часов (1 сутки).
- 1 (одни) сутки с момента подачи порожнего вагона ж.д. перевозчиком под погрузку на согласованной в заявке железнодорожную станцию отправления до момента приема Перевозчиком (ОАО "РЖД") груженого вагона/контейнера к перевозке. В случае подачи вагона/контейнера под погрузку ранее даты, указанной в согласованной заявке, нормативный срок нахождения Вагонов/контейнеров под погрузкой исчисляется с даты, указанной в заявке;
- 1 (одни) сутки с момента подачи груженого вагона ж.д. перевозчиком под выгрузку на железнодорожной станции назначения до момента приема порожнего вагона/контейнера Перевозчиком (ОАО "РЖД") после выгрузки;
- 1 (одни) сутки с момента подачи вагона ж.д. перевозчиком в груженом состоянии на промежуточной станции согласованного маршрута под выгрузку и погрузку ("сдвоенные операции") до момента приема Перевозчиком (ОАО "РЖД") груженого вагона к дальнейшей перевозке на станцию назначения.
В случае подачи вагона и/или выдаче контейнера ранее даты согласованной в Заказе, указанный срок погрузки/выгрузки начинает исчисление с 00 часов 00 минут даты, согласованной в Заказе.
Нахождение вагонов и/или контейнеров в местах погрузки и выгрузки в установленный период включается в согласованную стоимость Заказа.
Сроки в настоящем пункте исчисляются в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В соответствии с п. 2.2. Приложения N 2 к Договору во всех иных случаях, не указанных в п. 2.1, предоставление вагонов и/или контейнеров оплачивается Клиентом дополнительно, исходя из фактического времени предоставления вагона и/или контейнера.
Дополнительным использованием в целях настоящего пункта и Договора признается в том числе, но не ограничиваясь использования вагона и/или контейнера под погрузкой/выгрузкой свыше установленного в п. 2.1 периода.
Пунктом 3 Приложения N 2 к Договору предусмотрено, что стоимость дополнительного использования вагона Клиентом составляет 3 000 рублей (без НДС) за один вагон в сутки. Данные сроки исчисляются в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Указанная сумма дополнительного использования вагона также дополнительно продублирована во всех Заказах.
В обоснование своих требований истец указывает, что в первом квартале 2020 года предоставленные истцом вагоны-платформы были использованы ответчиком под выгрузкой/погрузкой сверх согласованных в Договоре и Заказах сроков.
В частности, Заказ N 1/1 от 24.12.2019, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Селятино-Сыктывкар.
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под погрузку ст. Селятино 30.12.2019, и убраны с подъездного пути ст. Селятино 03.01.2020. С учетом согласованных 1 суток под погрузку (30.12.2019 г.) дополнительное использование вагонов составляет 3 суток (31.12, 01.01 и 02.01).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 3 суток составляет 279 000 рублей (в том числе НДС 20%): 3000 рублей X 31 X 3 + НДС (20%) = 279 000 рублей (с учетом НДС).
Заказ N 4 от 13.01.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Нигозеро-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку 12.01.2020, и убраны с подъездного пути ст. Нигозеро 14.01.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (12.01.2020 г.) дополнительное использование вагонов составляет 1 сутки (13.01).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 1 суток составляет 93 000 рублей (НДС 0 %); 3000 руб. X 31 X 1 = 93 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 6 от 17.01.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Исакогорка-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Исакогорка 22.01.2020, и убраны с подъездного пути ст. Исакогорка 24.01.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (22.01.2020) дополнительное использование вагонов составляет 1 сутки (23.01).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 1 суток составляет 93 000 рублей (НДС 0 %); 3000 рублей X 31 X 1 = 93 000 рублей (НДС 0%).
Заказ N 8 от 30.01.2020 г., предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Тобольск-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Тобольск 02.02.2020, и убраны с подъездного пути ст. Тобольск 07.02.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (02.02.2020 г.) дополнительное использование вагонов составляет 4 суток (03.02, 04.02, 05.02, 06.02).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 4 суток составляет 372 000,00 рублей (НДС 0 %); 3 000 рублей X 31 X 4 = 372 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 16 от 01.02.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Сегежа-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Сегежа 11.02.2020, и убраны с подъездного пути ст. Сегежа 17.02.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (11.02.2020) дополнительное использование вагонов составляет 5 суток (12.02, 13.02, 14.02, 15.02, 16.02).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 5 суток составляет 465 000,00 рублей (НДС 0 %): 3000 рублей X 31 X 5 = 465 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 18 от 01.02.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Сегежа-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Сегежа 22.02.2020 г., и убраны с подъездного пути ст. Сегежа 26.02.2020 г., с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (22.02.2020) дополнительное использование вагонов составляет 3 суток (23.02, 24.02, 25.02).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 3 суток составляет 279 000,00 рублей (НДС 0 %): 3000 рублей X 31 X 3 = 279 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 20 от 18.02.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Исакогорка-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Исакогорка 20.02.2020, и убраны с подъездного пути ст. Исакогорка 22.02.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (20.02.2020 г.) дополнительное использование вагонов составляет 1 сутки (21.02).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 1 суток составляет 93 000 рублей (НДС 0 %); 3 000 рублей X 31 X 1 = 93 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 22 от 26.02.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Исакогорка-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Исакогорка 28.02.2020, и убраны с подъездного пути ст. Исакогорка 02.03.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (28.02.2020) дополнительное использование вагонов составляет 2 суток (29.02, 01.03).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 2 суток составляет 186 000 рублей (НДС 0 %); 3 000 рублей X 31 X 2 = 186 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 24 от 28.02.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Бабушкино - Новый Порт (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Бабушкино 05.03.2020, и убраны с подъездного пути ст. Бабушкино 11.03.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (05.03.2020) дополнительное использование вагонов составляет 5 суток (06.03, 07.03, 08.03, 09.03, 10.03).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 5 суток составляет 465 000 рублей (НДС 0 %): 3 000 рублей X 31 X 5 = 465 000 рублей (НДС 0%).
Заказ N 28 от 10.03.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Сегежа-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Сегежа 15.03.2020, и убраны с подъездного пути ст. Сегежа 18.03.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (15.03.2020 г.) дополнительное использование вагонов составляет 2 суток (16.02, 17.02)
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 2 суток составляет 186 000 рублей (НДС 0 %): 3 000 рублей X 31 X 4 = 372 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 30 от 10.03.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Исакогорка-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Исакогорка 15.03.2020, и убраны с подъездного пути ст. Исакогорка 17.03.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (15.03.2020) дополнительное использование вагонов составляет 1 сутки (16.03).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 1 суток составляет 93 000 рублей (НДС 0 %); 3 000 рублей X 31 X 1 = 93 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 34 от 19.03.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Исакогорка-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Исакогорка 22.03.2020, и убраны с подъездного пути ст. Исакогорка 24.03.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (22.03.2020) дополнительное использование вагонов составляет 1 сутки (23.03).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 1 суток составляет 93 000 рублей (НДС 0 %); 3 000 рублей X 31 X 1 = 93 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 36 от 20.03.2020, предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Бабушкино - Новый Порт (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Бабушкино 26.03.2020, и убраны с подъездного пути ст. Бабушкино 08.04.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (26.03.2020) дополнительное использование вагонов составляет 12 суток (27.03, 28.03, 29.03, 30.03, 31.03, 01.04, 02.04, 03.04, 04.04, 05.04, 06.04, 07.04).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 12 суток составляет 1 116 000 рублей (НДС 0 %): 3 000 рублей X 31 X 12 = 1 116 000 рублей (НДС 0 %).
Заказ N 40 от 10.03.2020; предоставление 31*80 фт. вагона-платформы для перевозки контейнеров по маршруту Сегежа-Автово (эксп.).
В соответствии с данными ОАО "РЖД" вагоны были поданы на подъездной путь под выгрузку/погрузку ст. Сегежа 29.03.2020, и убраны с подъездного пути ст. Сегежа 01.04.2020, с учетом согласованных 1 суток под выгрузку/погрузку (29.03.2020) дополнительное использование вагонов составляет 2 сутки (30.03, 31.03).
Стоимость дополнительного использования 31 вагона в течение 2 суток составляет 186 000 рублей (НДС 0 %): 3000 руб. X 31 X 2 = 186 000 рублей (НДС 0 %).
Всего стоимость услуги дополнительного использования вагонов истца составила при осуществлении перевозок на экспорт 3 720 000 рублей (в том числе НДС 0 %), и 279 000 рублей (в том числе НДС 20 %) при осуществлении внутрироссийских перевозок.
Расчет истца произведен на основании данных Справки "История продвижения вагонов по территории РФ", полученных истцом из информационной системы ОАО "РЖД".
Соответственно, из информационных справок ОАО "РЖД" приняты в расчет: момент (дата) "Подача вагона на подъездной путь", и момент (дата) "Уборка вагона с подъездного пути".
04 февраля 2021 года истцом в адрес ответчика направлена претензия N НЛ/01-31 от 29.01.2021 с требованием погасить задолженность. В ответ на претензию (N 11 от 25.02.2021) ответчик уклонился от принятия решения по претензии, запросил предоставить дополнительные документы.
Истец ответным письмом от 01.03.2021 в адрес ответчика пояснил, что расчет заявленных в претензии сумм дополнительного использования вагонов был произведен в соответствии с условиями Договора N 2019-12-25 от 25.12.2019. К претензии был приложен подробный расчет заявленной суммы с указанием согласованных номеров заказов, а также с указанием дат прибытия и отправления вагонов на/с станции отправления/назначения. Расчет произведен со стороны ООО "Новая логистическая" на основании данных ГВЦ ОАО РЖД (в соответствии с п. 2.1 Приложения N 2 к Договору).
Согласно условиям Договора в расчет принимается дата подачи вагона под погрузку/выгрузку. Сроки исчисляются в сутках, неполные сутки считаются за полные. Также согласно Договору стороны установили, что данные ГВЦ ОАО РЖД, которые предоставил истец в расчете, являются достаточными для исчисления стоимости предоставления вагонов. Предоставления каких-либо иных документов (в том числе, ведомостей подачи/уборки вагонов, железнодорожных накладных и др.) Договором не предусмотрено. В случае, если Ответчик не согласен с представленным расчетом, его возражения должны быть обоснованы приложением перевозочных документов в соответствии с требованием Договора.
Пунктом 1 ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
С учетом изложенного, требования истца в части взыскания долга в размере 3 999 000 рублей подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
Так, в апелляционной жалобе ответчик приводит довод об использовании недопустимых доказательств, которые суд первой инстанции положил в обоснование принятого по делу решения. Недопустимыми доказательствами ответчик считает представленные истцом справки "История продвижения вагонов по территории РФ", полученные истцом из информационной системы ОАО "РЖД", так как справки выполнены не на бланках и не подписаны ОАО "РЖД".
В обоснование расчета дополнительного использования вагонов в соответствии с условиями Договора (п. 2.1 Приложения N 2 к договору) истец прилагает данные ГВЦ ОАО "РЖД", оформленные в виде справки "История продвижения вагона по территории Российской Федерации" (заверенные Истцом, вопреки утверждению ответчика в жалобе).
Справки сформированы в личном кабинете истца на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу https://cargo.rzd.ru/, к которому истец подключен как собственник железнодорожного подвижного состава.
Документы, подтверждающие официальное подключение истца с информационным ресурсам ОАО "РЖД" (Заявление о присоединении к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД" от 18.12.2017 N 2633/р.) были представлены Истцом в материалы дела. Представленные истцом подтверждающие документы соответствуют требованиям Договора, а также требованиям ст. ст. 64, 65, 68, 75 АПК РФ.
Условия заключенного между сторонами Договора указывают, что данные ОАО РЖД, которые предоставил истец являются достаточными для исчисления сроков и стоимости предоставления вагонов. Ответчик в случае несогласия с представленным Истцом расчетом вправе ссылаться на перевозочные документы (ж. д. накладные, ведомости подачи/уборки и т.д.), при этом сведения перевозочных документов имеют преимущественное значение. Однако, ответчик перевозочные документы в опровержение расчета истца и в обоснование своих возражений в материалы дела не предоставил. В таком случае следует полагать, что сведения истца являются достаточными для расчета времени использования вагонов.
В отношении довода о заявленных ответчиком в суде первой инстанции ходатайствах о привлечении ОАО "РЖД" в качестве третьего лица и о направлении запроса в адрес ОАО "РЖД" стоит отметить, что судом первой инстанции при их разрешении не было допущено нарушений процессуального законодательства (ст. 51, ст. 66 АПК РФ). Суд первой инстанции ходатайства ответчика рассмотрел и отказал в их удовлетворении путем вынесения соответствующих определений. Дублирование всех рассмотренных судом первой инстанции ходатайств непосредственно в тексте решения законом не предусмотрено.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии срока предъявления претензии. Ответчик, ссылаясь на ст. 797 Гражданского кодекса РФ, ст. 111 АПК РФ, п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", просил суд отнести все судебные расходы на истца ввиду нарушения претензионного срока.
Кром того, судом первой инстанции в решении по делу дана оценка заявленному ходатайству ответчика, суд первой инстанции указал, что "установленный ст. 123 УЖТ РФ срок предъявления претензии к отношениям не применим. Более того, сам по себе установленный ст. 123 УЖТ РФ и сторонами договорный срок предъявления претензий не является пресекательным, не прекращает спорт и тем более не влечет пропуск срока исковой давности". Также следует отметить, что тот факт, что суд первой инстанции при распределении расходов не отнес расходы по делу на истца, свидетельствует о том, что суд первой инстанции дал оценку доводам обеих сторон в отношении их поведения при урегулировании спора в претензионном порядке.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что по указанию суда первой инстанции им проведен контррасчет по суммам исковых требований на основании документов истца и по итогам расчета сумма к взысканию не может превышать 2 083 200 рублей. При это ответчик указывает, что его расчет произведен на основании актов оказанных услуг, которые по мнению ответчика, несмотря на их признание и оплату услуг с его стороны, не могут служить надлежащими доказательствами по делу, поскольку не заверены и не подтверждены ОАО "РЖД".
Заявленный довод ответчика необоснован и противоречит условиям договора и материалам судебного дела.
Расчет дополнительного использования вагонов произведен истцом на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД" (оформленных в виде справки "История продвижения вагона по территории Российской Федерации, имеющихся в материалах дела). В соответствии с условиями Договора (п. 2.1 Приложения N 2 к договору) возражения ответчика (контррасчет) должен быть подтвержден перевозочными документами, железнодорожными накладными, ведомостями подачи/уборки вагонов.
Однако, представленный ответчиком контррасчет основан на актах оказанных услуг, которые подтверждают исполнение истцом обязательств по договору (предоставление вагонов по заказам и следование контейнерных поездов по согласованному маршруту), но не содержат информации о прибытии вагонов на станции отправления и сроках их использования при операциях погрузки/выгрузки, о чем идет спор в настоящем деле.
Согласно условиям Договора (п. 2.1 и п. 2.2 Приложения N 2 к Договору) стоимость предоставления вагонов включается в согласованную стоимость Заказа на все время нахождения вагона в пути следования по согласованному в Заказе маршруту вне зависимости от фактических сроков перевозки. Акты оказанных услуг, на которые ссылается ответчик, подтверждают исполнение истцом обязательства по своевременному предоставлению вагонов и их использовании ответчиком. По заявленным актам оказанных услуг между сторонами нет спора.
Акты оказанных услуг не должны и не заверяются ОАО "РЖД", так как подтверждают оказание услуг по предоставлению истцом ответчику вагонов-платформ в соответствии с заключенным между сторонами договором. ОАО "РЖД" не имеет никакого отношения к данным вагонам, все вагоны принадлежат истцу на законном основании (в материалы дела истцом представлены документы, подтверждающие права истца). При этом указанные акты приняты сторонами и указанные в них услуги оплачены ответчиком.
Таким образом, ответчиком в суд первой инстанции (в материалы дела) не был представлен контррасчет суммы требований, как того требует договор в случае несогласия с расчетом Истца, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе о неисследовании судом первой инстанции причин, по которым ОАО "РЖД" вовремя не убирало вагоны, не имеет отношения к заявленным требованиям истца в силу следующих причин.
В соответствии с имеющимися в материалах дела заказами N N 1.1., 4, 6, 8, 16, 18,20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 40 ответчик заказал, а истец оказал услугу по предоставлению железнодорожного подвижного состава (вагоны-платформы 80 фт.) для перевозки контейнеров в составе контейнерных поездов (31*80-фт платформ) по согласованным в заказах маршрутам. В заказах стороны согласовали время использования вагонов истца под погрузкой/выгрузкой, а также ставку дополнительного использования вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями.
По всем заказам истец выполнил свои обязательства, вагоны-платформы были ответчику предоставлены и использованы им в соответствии с условиями заказов. По факту оказания услуг стороны подписали акты оказанных услуг, ответчик услуги оплатил.
При этом по всем указанным заказам предоставленные истцом вагоны-платформы были использованы ответчиком под выгрузкой/погрузкой сверх согласованных в Договоре и Заказах сроков. Ответственным за сроки проведения погрузки/выгрузки в соответствии с условиями Договора (п. 3.2.16 договора) является Ответчик, который осуществляет погрузку/выгрузку груза (собственными силами или привлеченными им грузоотправителями/грузополучателями). Соответственно, выяснение причин, по которым ОАО "РЖД" или иное третье лицо не своевременно осуществляло операции погрузки/выгрузки не является предметом доказывания по настоящему делу.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на неверную квалификацию судом первой инстанции договора N 2019-12-25 от 25.12.2019 г., как смешанного, содержащего элементы договора возмездного оказания услуг, и, как следствие, необоснованности довода по пропуску срока исковой давности.
В соответствии с Заказами N N 1.1, 4, 6, 8, 16, 18, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 40 Истцом были оказаны услуги по предоставлению 31 вагона-платформы для отправки в составе ускоренного контейнерного поезда (УКП). Отношения сторон, возникшие из договора, регулируются Гражданским кодексом РФ (глава 39 Возмездное оказание услуг). В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 196) к отношениям сторон применим общий срок исковой давности 3 года. Также соответствующее разъяснение о применении общего (трехлетнего) срока исковой давности по требованиям исполнителей по договорам о предоставлении в пользование вагонов к заказчикам о взыскании установленной договором платы за простой вагонов на станции отправления или назначения содержится в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции (от 20.12.2017).
В отношении доводов Ответчика, изложенных в апелляционной жалобе, о "сильной" стороне договора, невозможности изменения условий договора и преференциях истца у монополии ОАО "РЖД" стоит отметить, что участники гражданского оборота свободны как в формировании условий договора, так и в волеизъявлении по его подписанию, однако договор подписан обеими сторонами без протокола разногласий.
Кроме того, в решении суд первой инстанции верно указал, что в настоящем деле "Истец не обращается к перевозчику в связи с простоем вагонов, а заявляет требование к ответчику по оплате дополнительного использования вагонов как своему клиенту, которому были предоставлены вагоны под грузовые перевозки на основании договора и норм Гражданского кодекса РФ". Соответственно, установленные Уставом ЖДТ РФ нормы по оплате штрафов за простои вагонов и иные нормы, регулирующие схожие отношения, не применимы к отношениям сторон.
Также судом первой инстанции в решении обоснованно отклонен довод ответчика, что задолженность не является долгом по услугам, а является штрафом, поскольку заявленное истцом требование об оплате услуг по дополнительному использованию вагонов основано на условиях Договора - п. 2 и п. 3 Приложения N 2 к договору. Стороны договорились, что дополнительное использование вагонов под грузовыми операциями - услуга Исполнителя. В соответствии с требованиями налогового законодательства при оказании услуг подлежит исчислению и уплате НДС. В связи с тем, что заявленное истцом требование не является требованием об уплате неустойки, статья 333 Гражданского кодекса РФ неприменима. Ставка дополнительного использования вагона установлена сторонами в п. 3 Приложения N 2 к договору и составляет 3 000 рублей за вагон в сутки (без учета НДС).
Истец праве использовать принадлежащее ему имущество (в данном случае железнодорожный подвижной состав) по своему усмотрению (ст. 49, 50 Гражданского кодекса РФ), стороны свободны в заключении договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ), оказанные по договору услуги подлежат оплате в полном объеме в сроки и в порядке, указанном в договоре (ст. 781 Гражданского кодекса РФ). Ссылки ответчика на постановления ФЭК РФ, а также решения ОАО "РЖД" не применимы. Истец не является монополией и никак не связан с ОАО "РЖД".
Вопреки позиции заявителя, довод ответчика в апелляционной жалобе на различные условия работы ж/д станций, в том числе в условиях пандемии COVID-19, не применим к рассматриваемому спору.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 августа 2021 года по делу N А40-53849/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53849/2021
Истец: ООО "НОВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ"
Ответчик: ООО "ВОСХОД"