г. Челябинск |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А07-3276/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2021 по делу N А07-3276/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Гайфуллин А.И. (доверенность от 02.02.2021, диплом), Бакирова И.В. (доверенность от 27.08.2021),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Базуев А.И. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление по строительству, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Башкортостанского УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 02.02.2021 N ТО002/06/105-113/2021.
Судом первой инстанции привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - уполномоченное учреждение), ООО "ЕвроДорСтрой".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ООО "ЕвроДорСтрой" в подтверждение опыта для участия в закупке в составе заявки был приложен муниципальный контракт, предметом которого являлось: ремонт автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения (ремонта дворовых территорий и внутриквартальных проездов к ним), что не подтверждает опыт выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, в связи с чем заявка была отклонена.
Муниципальное казенное учреждение "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы заявителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ЕвроДорСтрой" 26.01.2021 вх.N 1151 на действия комиссии муниципального казенного учреждения "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0301300247620001977 "Выполнение работ по ремонту подрядной организацией в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по объекту "Ремонт ул. Армянская в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
По мнению ООО "ЕвроДорСтрой", комиссией заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО "ЕвроДорСтрой" при рассмотрении вторых частей заявок.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела, решением от 02.02.2021 N ТО002/06/105-113/2021 признала жалобу ООО "ЕвроДорСтрой" обоснованной (пункт 1), в действиях комиссии уполномоченного учреждения установила нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе (пункт 2), комиссии уполномоченного учреждения, заказчику выдано предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе (пункт 3).
Согласно пункту 1 предписания Башкортостанского УФАС России от 02.02.2021 N ТО002/06/105-113/2021 аукционной комиссии уполномоченного учреждения отменить протокол подведения итогов, составленный в ходе проведения электронного аукциона N 0301300247620001977 "Выполнение работ по ремонту подрядной организацией в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по объекту "Ремонт ул. Армянская в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно пункту 2 предписания оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 данного предписания и отменить протокол аукциона.
Согласно пункту 3 предписания аукционной комиссии уполномоченного учреждения рассмотреть поданные заявки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ТО002/06/105-113/2021 от 02.02.2021.
Согласно пункту 4 предписания оператору электронной площадки обеспечить исполнение комиссией заказчика пункта 3 настоящего предписания.
Согласно пункту 5 предписания оператору электронной площадки, заказчику, комиссии продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения по делу N ТО002/06/105-113/2021 от 02.02.2021.
Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с вынесенным решением антимонопольного органа не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьям 99, 105 Закона о контрактной системе, пункту 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок возложены на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
На основании части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, оспариваемое решение и предписание приняты в рамках предоставленных антимонопольному органу полномочий.
Согласно части 6 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), соответствие участников закупки указанным требованиям должно подтверждаться документами, предусмотренными Приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
В Приложении N 2 к Постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.
Пунктом 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 99 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлена необходимость представления участником закупки для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, сведений о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 28.12.2020 на сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении электронного аукциона от 28.12.2020 N 0301300247620001977 "Выполнение работ по ремонту подрядной организацией в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по объекту "Ремонт ул. Армянская в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 093 563,69 рублей.
Согласно аукционной документации заказчика в пункте 12 "Требования к участникам закупки" документации об электронном аукционе указано: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пункте 17 документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; не включаются участником закупки в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Участник закупки ООО "ЕвроДорСтрой" представил в составе заявки копию исполненного муниципального контракта N 0301300247620001478 от 19.10.2020, заключенного между обществом и МБУ "Специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений" городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на ремонт автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения (ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов к ним) в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
18.01.2021 опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.01.2021 N 0301300247620001977-1, в соответствии с которым подано 7 заявок.
22.01.2021 опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 22.01.2021 N 0301300247620001977-3, в соответствии с которым заявка ООО "ЕвроДорСтрой" была отклонена.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ЕвроДорСтрой" 26.01.2021 N вх.1151 на действия комиссии уполномоченного учреждения при осуществлении закупки N 0301300247620001977 "Выполнение работ по ремонту подрядной организацией в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по объекту "Ремонт ул. Армянская в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
По мнению ООО "ЕвроДорСтрой", комиссией уполномоченного учреждения нарушен Закон о контрактной системе, что выразилось в неправомерном отклонении заявки заявителя при рассмотрении вторых частей заявок.
Заявка ООО "ЕвроДорСтрой" была отклонена по следующим основаниям, а именно: заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, непредставление документов и информации, предусмотренных частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки на участие в электронном аукционе участник закупки приложил копию муниципального контракта N 0301300247620001478 от 19.10.2020 на ремонт автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения (ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов к ним) в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Таким образом, документы или копии документов, подтверждающие наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 15.12.2021 10:00 (уфимского времени) ООО "ЕвроДорСтрой" не представлены.
Суд первой инстанции установил, что при размещении закупки N 0301300247620001478, в рамках которой был заключен контракт между ООО "ЕвроДорСтрой" и муниципальным бюджетным учреждением "Специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, использован код ОКПД 2 42.11.10.129 (Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки).
Этот же код ОКПД 2 42.11.10.129 использован заказчиком при кодировании объекта закупки N 0301300247620001977.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания заинтересованного лица.
В свою очередь Управление строительства указывает, что представленный ООО "ЕвроДорСтрой" муниципальный контракт не подтверждает наличие опыта работы по ремонту автомобильных дорог, поскольку обществом осуществлялся ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов к ним.
Указанный довод заявителя заслуживает внимания.
Так, из информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/ в отношении муниципального контракта N 0301300247620001478 от 19.10.2020 следует, что ООО "ЕвроДорСтрой" были выполнены ремонтные работы на проездах по ул. Рыльского от ул. Гагарина до ул. Набережная р. Уфа (вдоль многоквартирного дома).
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
По смыслу пункта 1 указанной статьи автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11 статьи 3).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными указанной статьей.
Согласно Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Минтранса России от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, ремонт автомобильной дороги определен как комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организация и обеспечение безопасности движения.
ГОСТ Р 398-2019. "Национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения" (действовал до 01.03.2021) определено понятие улично-дорожной сети - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
Таким образом, внутриквартальный проезд и автомобильная дорога представляют собой различные элементы улично-дорожной сети.
Постановлением N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Следовательно, предъявление требований к опыту работ, установленных Постановлением N 99, обусловлено, прежде всего, необходимостью подтверждения умений и навыков потенциального подрядчика для выполнения конкретного вида работ, в связи с чем необходимо учитывать предмет и особенности каждой закупочной процедуры, объем и виды выполненных подрядчиком работ в подтверждение своего опыта.
В частности, выполнение ремонтных работ автомобильных дорог предусматривает необходимость соблюдения Отраслевого дорожного методического документа. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (приняты и введены в действие письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис), "ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация".
Например, во время организации ремонта автомобильных дорог подрядчик с установленными нормативами и правилам организовывает перерывы движения в периоды и на сроки, установленные проектной документацией на реконструкцию или ремонт дороги, утвержденной в установленном порядке (пункт 1.1.10 Методических рекомендаций).
В соответствии с ГОСТ 32846-2014 также осуществляется ремонт элементов благоустройства автомобильных дорог (тротуар, дорожной разметки, технических средств организации дорожного движения, бортовых камней и др.). Указанный ГОСТ также имеет ссылки на иные нормативы и правила, определяющие деятельность лица, осуществляющего ремонт автомобильной дороги.
Из размещенного на сайте https://zakupki.gov.ru/ муниципального контракта N 0301300247620001478 от 19.10.2020 и локальному сметному расчету к нему усматривается, что ООО "ЕвроДорСтрой" выполнялись следующие виды работ:
- подготовительные (снятие деформированных асфальтобетонных покрытий, разборка асфальтобетонного покрытия, наращивание горловин колодцев из плит и колец и др.);
- дорожные работы (устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси: с применением укладчиков асфальтобетона, розлив вяжущих материалов, устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ).
В свою очередь в отношении спорной закупки N 0301300247620001977 из локального сметного расчета следует, что подлежат выполнению следующие работы:
- подготовительные работы (снятие деформированных асфальтобетонных покрытий, разборка бортовых камней: на бетонном основании, разборка асфальтобетонного покрытия, демонтаж чугунных люков, наращивание горловин колодцев из плит и колец и др.);
- ремонт бортовых камней (разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами, установка бортовых камней бетонных и др.);
- дорожные работы (розлив вяжущих материалов, устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси, устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ и др.);
- устройство тротуара (разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров двухслойных);
- тех. полоса (устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров двухслойных и др.);
- устройство обочины (планировка площадей, устройство укрепительных полос из асфальтогранулята);
- озеленение (подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см: вручную, посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную);
- нанесение разметки (разметка проезжей части термопластиком, нанесение линии горизонтальной дорожной разметки на дорожное покрытие).
Таким образом, ремонт автомобильных дорог является более сложным технологическим процессом, который требует наличие профессиональных навыков, связанных не только с устройством самого дорожного полотна, но и по организации движения на период ремонта, по устройству объектов элементов благоустройства дорог, нанесения разметки и иных работ.
Следовательно, опыт ремонта дворовых территорий и внутриквартальных проездов к ним, не подтверждает опыт, необходимый для ремонта автомобильной дороги, в связи с чем представление ООО "ЕвроДорСтрой" в составе заявки для участия в спорной закупки муниципального контракта N 0301300247620001478 от 19.10.2020, правомерно расценено комиссией уполномоченного учреждения, как отсутствие подтверждения соответствующего опыта.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что содержание представленных участником закупки в подтверждение опыта работ контрактов и актов выполненных работ, должно быть сопоставимо с предметом закупки, что позволяет заказчику убедиться, что лицо обладает необходимым навыками и умениями для выполнения заявленных работ.
Вопреки доводам антимонопольного органа само по себе совпадение кодов ОКПД 2 (42.11.10.129) для кодирования объекта закупки, без анализа содержания как работ, в которых нуждается заказчик, так и работ, заявленных в подтверждение опыта участником закупки, не может являться основанием для вывода о подтверждении необходимого опыта участником закупки.
При этом код ОКПД 2 42.11.10.129 означает "дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки", в том время как указывалось выше дороги и внутриквартальные проезды являются различными объектами улично-дорожной сети.
Ссылки на СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", где в пункте 6.1 устанавлено, что при строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования СП 34.13330, СП 78.13330, СП 113.13330, СП 59.13330, СП 140.13330, которые также распространяются и на требования при производстве ремонта автомобильных дорог, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом случае значение имеет факт выполнения работ (подтверждения опыта), предусмотренных контрактом, для заключение которого необходимо наличие опыта выполнения соответствующих работ.
С учетом изложенного, представленный ООО "ЕвроДорСтрой" муниципальный контракт N 0301300247620001478 от 19.10.2020 не подтверждает наличия у данного участника опыта выполнения именно тех работ, которые являются предметом спорной закупки, как уже указано выше, предметом представленного контракта являлись иные виды работ.
Таким образом, заявка ООО "ЕвроДорСтрой" не соответствовала положениям документации об аукционе и требованиям Закона о контрактной системе, а именно: представлен контракт на ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов к ним, что не соответствует дополнительным требованиям, установленным пунктом 2.3 приложения N 1 к Постановлению N 99.
В связи с чем отклонение комиссией уполномоченного учреждения заявки ООО "ЕвроДорСтрой" являлось правомерным и основывалось на положениях пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, а у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения решения и предписания от 02.02.2021 N ТО002/06/105-113/2021.
Относительно нарушения прав Управления по строительству и возможности обжалования им решения и предписания антимонопольного органа коллегия судей отмечает следующее.
В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Действительно оспариваемые решение и предписание вынесены в адрес уполномоченного учреждения, однако заказчиком по спорной закупке является Управление строительства, следовательно, заявитель, как лицо, нуждающееся в выполнении спорных работ, и заинтересованное в выборе такого подрядчика, чей опыт подтвержден в установленном порядке, вправе возражать относительно соответствия заявки участника закупки предъявляемым требованиям.
С учетом изложенного, решение и предписания заинтересованного лица от 02.02.2021 N ТО002/06/105-113/2021 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права заявителя, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2021 по делу N А07-3276/2021 отменить.
Заявление Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 02.02.2021 N ТО002/06/105-113/2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3276/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕМОНТУ ДОРОГ И ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: УФАС РФ по РБ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО "ЕвроДорСтрой"