г. Хабаровск |
|
06 октября 2021 г. |
А37-889/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Иноземцева И.В., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 08.07.2021
по делу N А37-889/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, г. Магадан)
к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, г. Магадан)
о взыскании 3 229 144,08 руб.,
третьи лица: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ПАО "Магаданэнерго") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ исковым заявлением к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области о взыскании за счет средств казны Магаданской области суммы убытков, возникшей в результате государственного регулирования тарифов на электроэнергию (выпадающие доходы) за 2017 год за содержание общего имущества в многоквартирных домах в размере 3 229 144,08 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 08.07.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не проверен расчет суммы исковых требований, а именно: не установлено, включены ли в сумму иска энергопотери.
Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным.
Минфин Магаданской области в отзыве также выразил несогласие с решением суда первой инстанции, полагая, что представленный истцом расчет суммы иска не подтверждает размер недополученных доходов. Указал, что размер убытков не проверялся Департаментом цен и тарифов Магаданской области.
Департамент цен и тарифов Магаданской области в отзыве на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие; позиция по жалобе в отзыве не приведена.
Стороны и третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, являясь энергоснабжающей организацией, осуществляет оказание услуг электроснабжения населения по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
Пунктом 2 постановления Губернатора Магаданской области от 11.03.2013 N 38-п "О мерах по сдерживанию роста размера платы за электроснабжение на территории Магаданской области", в целях защиты прав граждан, проживающих на территории Магаданской области и сдерживания роста размера платы за электроснабжение на территории Магаданской области, было предусмотрено предъявление размера платы за общедомовые нужды ограничить уровнем, не превышающим 15% от индивидуального потребления электрической энергии в жилых помещениях многоквартирных домов, на период с 01.03. 2013 по 31.12.2013.
При этом, пунктом 3 данного постановления, департаменту финансов совместно с департаментом жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области предписывалось проработать вопрос возмещения энергоснабжающим организациям осуществляющим деятельность на территории Магаданской области, выпадающих доходов, образовавшихся в результате осуществления поставки электрической энергии населению по завершению финансового года в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления губернатора Магаданской области.
Действие положений постановления Губернатора Магаданской области от 11.03.2013 N 38-п неоднократно продлевалось, в том числе, на основании постановления Губернатора Магаданской области от 31.01.2017 N 13-п до 31.12.2017.
Таким образом, указанными нормативными актами установлен размер платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) для граждан в пределах 15% от индивидуального потребления, независимо от фактического объема, потребленного на ОДН, следствием чего является возникновение у истца соответствующих экономических потерь.
В целях возмещения организациям недополученных доходов в связи с оказанием указанных услуг, Правительством Магаданской области принято постановление от 10.02.2017 N 78-пп, на основании которого утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
На основании пунктов 9.1 и 9.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп, субсидии предоставляются Получателям на основании соглашений, заключаемых между Министерством и Получателями.
Соглашение о предоставлении Субсидии заключается Министерством и Получателем в соответствии с типовой формой договора (соглашения), утвержденной приложением N 2 приказа Министерства финансов Магаданской области N 9 от 16.01.2017.
Руководствуясь названным постановлением и действующим законодательством в связи с оказанием в 2017 году населению услуг централизованного электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, истец (Получатель) заключил с ответчиком (Главный распорядитель) соглашение N 2/У (1051/3.2-2018) от 31.08.2018 о возмещении недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания населению услуг централизованного электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за предыдущий регулируемый период.
Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2018 году получателю субсидии в целях возмещения недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания населения услуг централизованного электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за 2017 год.
В пункте 2.1 Соглашения стороны согласовали, что размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в 2018 году, составляет 3 529 144,08 руб.
Условия предоставления субсидии и порядок ее перечисления предусмотрены разделами 3 и 4 Соглашения.
Согласно пункту 7.2 Соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Сумма в размере 3 529 144,08 руб., указанная в соглашении, не является плановой, а составляет фактическую сумму недополученных доходов за поставленную истцом электроэнергию в 2017 году в многоквартирные дома на содержание общего имущества. Фактически понесенные расходы истца проверены сторонами и согласованы с Департаментом цен и тарифов Магаданской области на стадии заключения Соглашения.
Ответчик произвел частичную оплату субсидии на общую сумму 300 000 руб.
Истец, указав, что размер недополученной субсидии в счет возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению услуг централизованного электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, с учетом частичной оплаты, составил 3 229 144,08 руб., направил в адрес Минстроя претензию от 09.07.2019 N МЭ/20-18-02-3203 с предложением перечислить задолженность по субсидии.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что стало основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
На территории Магаданской области возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в соответствии с Законом N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для представления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, энергоснабжающих организаций".
Согласно абзацу первому статьи 1 Закона N 1474-ОЗ льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
Департаментом цен и тарифов по Магаданской области приказом от 30.12.2016 N 60-1/э установлены льготные тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Магаданской области на 2017 год.
Пунктом 2 постановления Губернатора Магаданской области от 11.03.2013 N 38-п "О мерах по сдерживанию роста размера платы за электроснабжение на территории Магаданской области", в целях защиты прав граждан, проживающих на территории Магаданской области и сдерживания роста размера платы за электроснабжение на территории Магаданской области, предусмотрено предъявление размера платы за общедомовые нужды ограничить уровнем не превышающим 15% от индивидуального потребления электрической энергии в жилых помещениях многоквартирных домов на период с 01.03.2013 по 31.12.2013. Действие названного постановления неоднократно продлялось, в том числе на основании постановления Губернатора Магаданской области от 31.01.2017 N 13-п до 31.12.2017.
Поскольку названными нормативными актами размер платы за электроэнергию на общедомовые нужды для граждан установлен в пределах 15% от индивидуального потребления, у истца возникли соответствующие экономические потери.
Статьей 3 Закона N 1474-ОЗ предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Порядок предоставления из областного бюджета субсидий утвержден постановлением Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп.
Согласно пунктам 9.1 и 9.2 Порядка субсидии предоставляются получателям на основании соглашений, заключаемых между министерством и получателями.
В соответствии с заключенным сторонами соглашением от 31.08.2018 N 2/У ответчик обязался предоставить из областного бюджета в 2018 году 3 529 144,08 руб. в целях возмещения недополученных доходов, образовавшихся по фактически сложившимся экономически обоснованным расходам от оказания населению услуг централизованного электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за 2017 год.
Платежными поручениями от 28.12.2020 N 196217, от 28.12.2020 N 196232, от 28.12.2020 N 196226 главный распорядитель перечислил в счет возмещения недополученных доходов 300 000 руб.
Недополученные доходы в связи с оказанием населению услуг централизованного электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за 2017 год составили 3 229 144,08 руб.
Сумма убытков подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, в том числе расчетом недополученных доходов в связи с отпуском населению Магаданской области электроэнергии на ОДН в 2017 году, сводной информацией, подтверждающей фактические затраты при оказании услуг электроснабжения на ОДН за 2017 год, актом сверки кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2019, согласованным с Заместителем председателя Правительства Магаданской области, руководителем Департамента цен и тарифов Магаданской области
Расчет убытков судом проверен, признан верным и арифметически правильным.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств компенсации истцу указанной суммы выпадающих доходов, равно как и доказательств отсутствия вины в неисполнении соглашения.
На основании вышеизложенного, учитывая, что истцом доказан размер понесенных убытков, вина ответчика, наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчика и возникшими убытками, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме Магаданской области в лице Министерства за счет средств казны Магаданской области.
Довод апелляционной жалобы относительно необоснованности расчета убытков не принимается, поскольку в суде первой инстанции ответчик о назначении судебной экспертизы в соответствии со статьей 82 АПК РФ не заявил.
При этом, сумма убытков, заявленная истцом к взысканию, подтверждена материалами дела, которая рассчитана, исходя из данных потребления энергоресурсов населением и их стоимости в 2017 году, а также ежегодным признанием размера невозвращенных истцу сумм в актах сверки с ответчиком и уполномоченным органом по регулирована тарифов (Департаментом цен и тарифов Магаданской области).
В связи с указанным отклоняется изложенный в отзыве довод Министерства финансов Магаданской области относительно того, что расчет суммы убытков не проверялся уполномоченным органом.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 08.07.2021 по делу N А37-889/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-889/2021
Истец: ПАО ЭиЭ "Магаданэнерго"
Ответчик: Магаданская область в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области, Арбитражный суд Амурской области