г. Чита |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А19-22513/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Антоновой О. П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2021 года по делу N А19-22513/2020 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) к акционерному обществу "Дорожная служба Иркутской области" (ОГРН 1073808009330, ИНН 3808166080, адрес: 664007, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 88)
третье лицо: областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (ОГРН 1033801011903, ИНН 3808059441, адрес: 664007, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 99).
об обязании выполнить лесовосстановительные мероприятия,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Дорожная служба Иркутской области" (далее - АО "ДСИО", ответчик) об обязании выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление) по договору N 91-163/18 от 23.03.2018 на площади 176,3076 га (за проведенную рубку 2019 года) в вегетационный период в срок до 30.07.2021.
Определением суда от 16.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2021 года по делу N А19-22513/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, обязанность по выполнению работ по компенсационному лесовосстановлению вытекает из спорного договора. Судом первой инстанции проигнорировано содержание подпункта "л" пункта 11 договора аренды лесного участка, а также ошибочно не применен пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, считает, что обязанность лица направить заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению и в последующем выполнить соответствующие работы носит характер гражданско-правового обязательства, поскольку для того, чтобы выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению стало обязательным для лица, оно должно использовать леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.08.2021.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Антонову О. П.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.03.2017 N 804-мр между Министерством (арендодатель) и АО "ДСИО" (арендатор) 23.03.2018 заключен договор N 91-163/18 аренды лесного участка, по условиям которого ответчику был предоставлен в аренду лесной участок площадью 179,3909 га, находящийся в Иркутской области, муниципальное образование Казачинско-Ленский район, Казачинско-Ленское лесничество, Магистральное участковое лесничество, Мартыновская дача. Местоположение лесного участка указано в пункте 2 договора аренды.
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок с видом разрешенного использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (для возможности реализации основной цели использования (с общим объемом древесины на корню 35 062,57 м3, в том числе ликвидной древесины 28 459,46 м3 )).
Истец, ссылаясь на условия подпункта "л" пункта 11 договора N 91-163/18 от 23.03.2018, которым предусмотрена обязанность арендатора осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов, и положения статьи 63.1 ЛК РФ, указал, что ответчиком не исполнены обязанности по проведению лесовосстановительных мероприятий (компенсационное лесовосстановление) на площади 176,3076 га (за проведенную рубку 2019 года).
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлено уведомление N 02-91-10923/19 от 09.09.2019 о необходимости выполнить лесовосстановительные мероприятия.
Требования министерства ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о понуждении выполнить лесовосстановительные мероприятия.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Как следует из заявленных требований, истцом избран способ защиты гражданского права - понуждение к исполнению обязанности в натуре.
Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав.
По смыслу статьи 12 ГК РФ, устанавливающей такой способ защиты права как понуждение в судебном порядке к исполнению обязанности в натуре, в предмет доказывания по данному спору входят следующие обстоятельства: наличие у ответчика обязанности, о понуждении к исполнению которой заявлен иск; реальная возможность 6 исполнения ответчиком этой обязанности; отказ ответчика от исполнения установленной обязанности.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, часть 1 которой устанавливает, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019 (статья 4).
В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ постановлением Правительством Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566).
Правила N 566 устанавливают порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно.
В пункте 5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - лесная декларация).
Согласно пункту 9 Правил N 566 информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, вправе выбирать земли, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, на которых могут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, с учетом приоритета, установленного настоящим пунктом.
В пункте 11 Правил N 566 предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию: наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя; адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя; контактный телефон; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе; основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; сведения о лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В силу пункта 12 Правил N 566 уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления обязан его рассмотреть и направить лицу, подавшему заявление, уведомление о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению либо об отказе в согласовании выбранных земель с указанием оснований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 13 настоящих Правил. Заявления рассматриваются уполномоченным органом в порядке их поступления.
Министерство в порядке части 1 статьи 63.1 ЛК РФ просит понудить АО "ДСИО" выполнить лесовосстановительные мероприятия на площади 176,3076 га.
Как правильно установлено судом первой инстанции, проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду АО "ДСИО" в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия) и заготовки древесины на территории Казачинско-Ленского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 23.03.2018 года N 91-163/18, разработан в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", договором аренды лесного участка. Проект освоения лесов лесов был утвержден распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области N1395-мр от 23.04.2018, получил положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно пункту 5.6 Проекта освоения лесов мероприятия по лесовосстановлению не предусмотрены, поскольку на момент окончания действия Проекта освоения лесов на территории арендуемого лесного участка будет построена и введена в эксплуатацию дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Арендованный участок будет переведен в нелесные земли. В дальнейшем данные участки будут испрашиваться для перевода лесных земель в земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики. Таким образом, проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется.
Кроме того, суд первой инстанции верно полагает, что из положений Правил N 566 следует, что предусмотренная частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ и Правилами N 566 процедура обращения с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению имеет заявительный характер, то есть подразумевает добровольное волеизъявление лица на совершение обращения о намерении выполнить лесовосстановительные мероприятия в порядке, установленном частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ, и не является договорным обязательством лесопользователя, а является обязанностью определенной категории лиц (лесопользователей) в силу названного Закона, следовательно, такая обязанность не носит характер гражданско-правового обязательства.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что, разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только правила ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что заявленные Министерством требования не могут быть расценены судом как требования, предъявленные в рамках гражданско-правового обязательства, следовательно, не подлежат удовлетворению на основании норм гражданского законодательства, предусматривающих возможность присуждения к исполнению в натуре обязанности гражданско-правового характера, а приведенные законоположения не предусматривают возможности применения мер прямого принуждения лица, отвечающего требованиям части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, выполнять соответствующие действия, в том числе о принуждении к исполнению которых в рамках настоящего спора истцом предъявлены требования.
Кроме того, суд первой инстанции правильно учитывал следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исходя из пункта 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ не содержит положений о придании новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации обратной силы, и возможности применения вновь введенных норм, в том числе правил статьи 63.1 ЛК РФ, к отношениям сторон, основанных на договорах, заключенных до введения в действие указанного Закона.
Как правильно указывает суд первой инстанции, договоры аренды N 91-163/18 заключен в марте 2018 года, то есть на дату заключения договора аренды лесного участка статья 63.1 отсутствовала в Лесном кодексе Российской Федерации, следовательно, положения части 1 статьи 63.1 ЛК РФ не действовали на момент заключения данного договора и разработки проекта освоения лесов, что исключает распространение соответствующей обязанности на арендатора по спорному договору.
На момент заключения спорных договоров Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривал обязанность выполнять работы по лесовосстановлению на спорном лесном участке либо ином лесном участке и такая обязанность не вытекала из договоров и проектов освоения лесов, разработанных и получивших положительное заключение государственной экспертизы.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд также исходит из разъяснений п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", согласно которым судам надлежит иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
С учетом указанного разъяснения апелляционный суд отклоняет и доводы апелляционной жалобы о том, что п/п "л" п. 11 договора предусмотрено, что на отношения сторон будет распространяться и новое законодательство. Кроме того, этого из буквального толкования данного условия договора не следует, более того, в нем речь идет только о самом лесном участке, переданном в аренду.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца, предъявленных в рамках настоящего иска, не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2021 года по делу N А19-22513/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22513/2020
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: АО "Дорожная служба Иркутской области"
Третье лицо: Областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области