07 октября 2021 г. |
Дело N А83-4137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания : Волковой О.Л., Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Куку Э.Р. - Фомина А.В.,
иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Куку Элеоноры Ризаевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 мая 2021 года по делу N А83-4137/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Куку Элеоноры Ризаевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права аренды на земельный участок и об обязании осуществить государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
13.03.2020 по почте индивидуальный предприниматель Куку Элеонора Ризаевна (ОГРНИП: 314910233803501 - л.д. 30-32 т.1 далее - Куку Э.Р., арендатор или заявитель) подала в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным принятого 29.01.2020 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН : 1149102017404, далее - Госкомрегистр) решения N 90/016/167/2019-1322 об отказе в государственной регистрации права аренды земельного участка площадью 99 кв.м., КН: 90:25:04104:120, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, на север от улицы 50 лет Победы, между 0 и 1 км по улице Мисхорский спуск, с видом разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта" (л.д. 9-11 т.1).
Требования мотивированы тем, что в ЕГРН отсутствует регистрация запретов (обременений) для государственной регистрации возникшего у заявителя на основании решения суда права аренды земельного участка; заявитель подал все необходимые для государственной регистрации права аренды документы.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований, из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2.700 руб. (л.д.75-88 т.2).
Судебный акт мотивирован тем, что в ЕГРН содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок, расположенный в границах законно установленной архитектурно-планировочной зоны, в которой запрещено строительство капитальных объектов; в заключенном договоре аренды отсутствуют сведения о таких ограничениях; вступившим в законную силу решением суда не установлены все условия договора аренды земельного участка.
ИП Куку Э.Р. подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права, так как договор аренды заключен во исполнение вступившего в законную силу решения суда, установленные в архитектурно-планировочных зонах запреты по строительству капитальных объектов на момент принятия Госкомрегистром оспариваемого решения и вынесения решения судом первой инстанции утратили силу в связи с утверждением правил землепользования и застройки (л.д. 97-100, 133-134 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с 23.09.2021 до 30.09.2021 объявлен перерыв) представитель ИП Куку Э.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить
Представители иных участников в судебное заседание не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившиеся участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 23.07.2021, копии которого получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 93-95 т.2).
24.07.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 24.09.2021 о перерыве в судебном заседании с 23.09.2021 до 30.09.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д.96 т.2, 38 т.3).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся участников судебного разбирательства.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства (л.д. 2-9, 13-24, 28-30 т. 3), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
12.05.2015 в ЕГРН внесены сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка и 10.08.2018 - государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Ялта и об ограничении прав на земельный участок (вся площадь), предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствуют кадастровый паспорт земельного участка, выписки из ЕГРН, выкопировки из публичной кадастровой карты в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (л.д. 54-59, 96-99, 128-133 т. 1, 20-23 т. 2).
Ограничения по Постановлению Совмина Крыма N 582 от 08.11.2017 в ЕГРН внесены относительно этого земельного участка 25.11.2017 (л.д. 29 т. 3).
18.09.2019 через ГБУ РК "МФЦ предоставления государственных и коммунальных услуг" Куку Э.Р. подала в Госкомрегистр заявление N 90/016/167/2019-1322 о государственной регистрации права аренды земельного участка площадью 99кв.м., КН: 90:25:04104:120, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, на север от улицы 50 лет Победы, между 0 и 1 км по улице Мисхорский спуск, приложив в подтверждение возникшего права аренды подписанный 23.03.2018 договор аренды земельного участка и постановление Администрации города Ялта N 403-п от 13.03.2018 о заключении договора аренды, что подтверждается заявлением и документами в деле правоустанавливающих документов N 90:25:04104:120 (л.д. 50-51, 57-58, 57-65 т. 1).
По данному заявлению государственным регистратором Госкомрегистра Герасименко А.Г. приняты решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права, а именно:
- 29.10.2019 уведомление N 90/016/167/2019-1322 о приостановлении до 28.01.2020 государственной регистрации права, так как договор аренды не содержит установленных для архитектурно-планировочных зон ограничений (л.д.74-75 т.1),
- 29.01.2020 сообщение N 90/016/167/2019-1322 об отказе в государственной регистрации права, так как в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, а именно договор аренды не содержит установленных для архитектурно-планировочных зон ограничений
(л.д. 25-26, 72-73 т. 1).
Как следует из представленных письменных доказательств:
- 22.11.2017 Арбитражным судом Республики Крым по делу N А83-3995/2017 принято решение о признании незаконным отказа в переоформлении ранее возникшего по договору N040800700010 от 06.10.2008 на 49 лет права аренды земельного участка, на ДИЗО города Ялта возложена обязанность заключить с ИП Куку Э.Р. договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта"; этот судебный акт в апелляционном и кассационном порядках не обжаловался и вступил в законную силу (л.д. 13-24 т. 1);
- 13.03.2018 на основании вышеназванного решения суда Администрацией города Ялта вынесено постановление N 403-п, которым решено включить земельный участок в казну, обратиться за государственной регистрацией права муниципальной собственности, заключить с ИП Куку Э.Р. договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования - "Обслуживание автотранспорта" (код 4.9) и обратиться за государственной регистрацией права аренды (л.д. 66-67,94-95 т. 1);
- 23.03.2018 между арендодателем - муниципальным образованием городской округ Ялта, и арендатором - ИП Куку Э.Р., подписан договор аренды земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания мастерских по ремонту автомобилей (л.д. 57-65, 88-93 т. 1).
Подписанный договор аренды земельного участка не содержит установленных постановлением Совмина Крыма N 582 от 08.11.2017 для архитектурно-планировочных зон ограничений, чего участники не оспаривают и об этом свидетельствует текст этого договора.
Из ранее заключенного 28.05.2008 по законодательству Украины договора аренды земельного участка следует, что земельный участок был предоставлен заявителю в долгосрочную аренду (на 49 лет) на основании решения Кореизского поселкового совета N 460 от 14.09.2007 для строительства и обслуживания мастерских по ремонту автомобилей без соблюдения конкурентной процедуры (без земельных торгов) (л.д. 2-9, 13-24 т. 3).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 02.08.2019, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, далее - Закон N 218-ФЗ) в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 17 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки, осуществление государственной регистрации прав по решению государственного регистратора приостанавливается.
Пунктами 1 и 3, подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 27.12.2019, с изм. от 05.03.2020) предусмотрена возможность установления ограничения права на землю, в том числе -ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; такой вид ограничения устанавливается в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в различных целях (в том числе): защиты жизни и здоровья граждан; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды.
Государственным Советом Республики Крым 07.07.2017 принят Закон Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" (в ред. от 29.12.2018, далее - Закон N 409-ЗРК/2017), в соответствии с которым:
- решение о создании архитектурно-планировочной зоны принимается Советом министров Республики Крым (часть 1 статьи 2);.
- основанием для принятия решения о создании архитектурно-планировочной зоны является заключение Архитектурно-градостроительного совета Республики Крым об отнесении территории в границах муниципальных образований с особой историко-культурной, экологической и рекреационной ценностью (часть 2 статьи 2),
- границы архитектурно-планировочной зоны могут определяться границами соответствующего муниципального образования (часть 3 статьи 2),
- сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории; архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 2).
Пунктом 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 N 582 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта, имеющей особую историко-культурную, экологическую и рекреационную ценность, создана архитектурно-планировочная зона.
Согласно частям 1 и 2 статьи Закона N 409-ЗРК/2017 до утверждения правил землепользования и застройки правовой режим архитектурно-планировочной зоны устанавливается в соответствии с настоящей статьей, а именно: в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается:
1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов;
2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
Как установлено, на территории муниципального городского округа Ялта образована зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории, такое ограничение касается испрашиваемого в аренду земельного участка, это ограничение внесено в ЕГРН.
Факт расположения земельного участка в такой зоне заявитель не оспаривает, но полагает, что подписанный договор аренды не должен содержать установленные в названной зоне ограничения, так как договор заключен по решению суда, не обязавшего вносить в договор такие условия; истек срок, на который установлены зоны.
Данная позиция заявителя является ошибочной исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. от 01.07.2021, далее - Закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территории Республики Крым действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Часть 1 статьи 12 Закона N 6-ФКЗ предусматривает, что на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Республики Крым, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
До 1 января 2023 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, что следует из части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ.
Такие особенности установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (в ред. от 31.07.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014, далее - Закон N 38-ЗРК), постановлением Совмина Крыма N409-ЗРК/2017.
Часть 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК устанавливает, что право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, ЗК РФ предусмотрена возможность установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Такие ограничения относительно земельного участка с КН: 90:25:04104:120 установлены и зарегистрированы.
Доводы заявителя на необязательность указания таких ограничений в договоре из-за отсутствия ссылки на это в судебном решении о возложении обязанности заключить договор аренды суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку названным решением суда не определен проект договора, который подлежал заключению.
Также не принимаются во внимание доводы заявителя об окончании действия установленных Постановлением Совмина Крыма N 582 от 08.11.2017 ограничений ввиду утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым исходя из следующего.
Действительно, 26.07.2019 опубликовано и вступило в силу Решение Ялтинского городского совета от 19.07.2019 N 16 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Часть 1 статьи 3, части 1, 2 и 7 статьи 4 Закона N 409-ЗРК/2017 (в ред. от 29.12.2018) предусматривают, что до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в границы архитектурно-планировочной зоны:
- Совмин Крыма или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Крым осуществляют определенные полномочия в границах данной зоны;
- правовой режим архитектурно-планировочной зоны устанавливается в соответствии со статьей 4, в частности запрещается строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов;
- могут быть установлены повышающие коэффициенты к размеру платы за пользование земельными участками и (или) объектами недвижимого имущества, в том числе установленной в договорах, заключенных до момента вступления в силу настоящего Закона.
Как следует из приведенных выше обстоятельств, договор аренды подписан арендодателем и арендатором в период, когда действовали вышеприведенные требования Закона N 409-ЗРК/2017 о полномочиях Совмина Крыма (уполномоченных им органов), запрет строительства объектов капитального строительства, возможность установления повышенной арендной платы за земельные участки.
Ныне действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными Решением Ялтинского городского совета от 19.07.2019 N 16, также установлены полномочия органов власти, ограничения при застройке и иные положения, обязательные к исполнению на территории муниципального образования городской округ Ялта.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что, подписывая договор аренды, стороны договора должны были предусмотреть положения договора об ограничении строительства капитальных объектов; решение Госкомрегистра об отказе в осуществлении государственной регистрации права аренды по договору аренды, который не содержит таких условий, соответствует требованиям закона.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении и без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 мая 2021 года по делу N А83-4137/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Куку Элеоноры Ризаевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4137/2020
Истец: ИП Куку Элеонора Ризаевна
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ