г. Москва |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А40-52115/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 июня 2021 года
по делу N А40-52115/21, принятое судьей Лежневой О.Ю.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО "Еврологистик СПб"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 195 866 рублей 26 копеек,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕВРОЛОГИСТИК СПБ" (ОГРН: 1106194006027, Дата присвоения ОГРН: 23.11.2010, ИНН: 6162057957) (далее - Истец) в Арбитражный суд г. Москвы предъявлен иск к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003) (далее - Ответчик) о взыскании пени в размере 195 866,26 руб., а также госпошлины в размере 6 876 руб.
Решением суда от 07 июня 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично в сумме 50 000 руб. в связи с исключением из расчета пени сумм НДС в размере 34 072,82 руб. и применением ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить, так как пени в сумме 125 585,64 руб. начислены истцом не верно.
От истца поступило заявление о проверке решения в полном объеме в виду необоснованного применения судом ст.333 ГК РФ.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 07 июня 2021 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, ОАО "РЖД" по 12 железнодорожным накладным приняло к перевозке вагоны.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Как указывает истец, ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 97 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом начислены пени в размере 195 866,26 руб.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что из представленного истцом расчета усматривается, что в состав провозной платы включен НДС, что не может быть признано обоснованным, в вязи с чем, пени в размере 34 702,82 руб. не подлежат взысканию с ответчика.
Между тем, решение суда подлежит изменению.
Отклоняя довод ответчика, изложенный в п.2 отзыва, суд первой инстанции указал следующее.
Построив маршрут следования, зная о необходимости производить погрузку (выгрузку) вагонов рефрижераторной секции, Ответчик обязался доставить груз в согласованный в транспортных железнодорожным накладных срок, следовательно, указанный в накладных срок уже указан с учетом его увеличения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанным выводом суда первой инстанции.
Согласно ст.33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Заключенного с истцом договора на уменьшение нормативного срока доставки в дело не представлено, в связи с чем довод ответчика о том, что срок доставки груза подлежит определению с учетом установленных в Правилах N 245 нормативов, нашел свое объективное подтверждение.
Вагоны N 58753443, 53707113, 58757956 приняты к перевозке по железнодорожным накладным NN ЭЭ411977, ЭЭ412369, ЭЭ411622 со станции отправления Купчинская Октябрьской железной дороги до станции назначения Биробиджан-2 Дальневосточной железной дороги, в составе рефрижераторной секции N 7-0711 с вагонами NN 58726894, 58750480 по железнодорожным накладным NN ЭЭ411206, ЭЭ410694, о чем имеется отметка в накладных.
Также, в накладных проставлена отметка "Секция. Не расцеплять", в связи с чем, вагоны N N 58753443, 53707113, 58757956 не могли следовать далее до станции назначения Биробиджан -2, так как были задержаны в пути следования на станции Чита-1 Забайкальской железной дороги по причине выгрузки груза из вагонов N 58726894, 58750480.
Срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным составлял 22 суток, а именно:
17 суток - 8 654 км (расстояние) : 520 км (норма пути в сутки при большой скорости) = 16,642 ( округление до 17 суток), согласно пункта 2.2.2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правил N 245);
2 суток - связанные с операциями по отправлению и прибытию груза (пункт 5.1 Правил N 245);
2 суток - в связи с погрузкой (выгрузкой) вагонов рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки) на промежуточных железнодорожных станциях (пункт 5.2 Правил N 245);
1 сутки - при отправлении грузов, порожних вагонов с железнодорожных станций Московского железнодорожного узла (пункт 5.9 Правил N 245).
Однако, при заполнении железнодорожных накладных N N ЭЭ411977, ЭЭ412369, ЭЭ411622, перевозчик ошибочно не включил в срок доставки 2 суток, связанных с выгрузкой грузов на промежуточной станции из вагонов в составе рефсекции (пункт 5.2 Правил N 245) и указал срок доставки 20 суток (10.04.2020 г., тогда как правильным является срок доставки12.04.2020 г.).
На станцию назначения вагоны прибыли 12.04.2020 г., то есть без просрочки доставки груза.
Вагоны N 53702684, 58721671 приняты к перевозке по железнодорожным накладным NN ЭЭ559215, ЭЭ561229 со станции отправления Селятино Московской железной дороги до станции назначения Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги в составе рефрижераторной секции N 7-0268 с вагонами NN 58721705, 58721663, 58721689 по железнодорожным накладным N ЭЭ557602, ЭЭ556243, ЭЭ556654, о чем имеется отметка в накладных.
Также, в накладных проставлена отметка "Секция. Не расцеплять", в связи с чем, вагоны N N 53702684, 58721671 не могли следовать далее до станции назначения и были задержаны в пути следования на станции Биробиджан-2 Дальневосточной железной дороги по причине выгрузки вагонов N 58721705, 58721663, 58721689, которые пришли в адрес ИП Мамедова Х. А.
Срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным составлял 12 суток, а именно:
17 суток = (8 504 км (расстояние) : 520 км (норма пути в сутки при большой скорости) = 16,353);
2 суток - связанные с операциями по отправлению и прибытию груза (пункт 5.1 Правил N 245);
2 суток - в связи с погрузкой (выгрузкой) вагонов рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки) на промежуточных железнодорожных станциях (пункт 5.2 Правил N 245);
Однако, при заполнении железнодорожных накладных N N ЭЭ559215, ЭЭ561229 перевозчик ошибочно не включил в срок доставки 2 суток, связанных с выгрузкой грузов на промежуточной станции из вагонов в составе рефсекции (пункт 5.2 Правил N 245).
В соответствии с положениями пункта 2 распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2005 N 2329р "Об утверждении Положения о порядке погрузки (выгрузки) рефрижераторных секций на двух и более железнодорожных станциях в попутном направлении при перевозке грузов открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" рефрижераторная секция в зависимости от количества вагонов может загружаться одним или несколькими грузоотправителями на одной или нескольких железнодорожных станциях, расположенных на попутном направлении в пределах одной железной дороги, в адрес одного или нескольких грузополучателей, находящихся на одной или на нескольких железнодорожных станциях железных дорог, расположенных на попутном направлении.
В этом случае транспортная железнодорожная накладная заполняется на каждый грузовой вагон в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39.
На станциях погрузки рефрижераторной секции в графе накладной "Место для особых отметок и штемпелей" делается отметка "Рефсекция с выгрузкой на нескольких станциях" (пункт 8 распоряжения). В спорных накладных проставлена отметка о том, что спорные вагоны входят в состав рефсекции с выгрузкой на нескольких станциях, не расцеплять.
Пунктом 5.2. Правил N 245 предусмотрено увеличение срока доставки на двое суток на каждую погрузку (выгрузку) вагонов рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки) на промежуточных железнодорожных станциях.
Таким образом, пени в сумме 125 585,64 руб. предъявлены истцом не правомерно.
Суд апелляционной инстанции соглашается и с истцом в части немотивированного применения ст.333 ГК РФ.
Снижая установленную законом неустойку на 70%, суд первой инстанции не привел в решении те обстоятельства, которые обусловили соразмерность такого уменьшения пени.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению в размере правомерно начисленной пени без применения ст.333 ГК РФ, в связи с чем с ответчика в пользу истца следует взыскать 35 577,80 руб. пени.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с истца в пользу ответчика следует взыскать 1 206 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, п. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2021 года по делу N А40-52115/21 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "ЕВРОЛОГИСТИК СПБ" 35 577 руб. 80 коп. - пени, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "ЕВРОЛОГИСТИК СПБ" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 1 206 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52115/2021
Истец: ООО "ЕВРОЛОГИСТИК СПБ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"