г. Чита |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А19-2986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Антоновой О.П., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2021 года по делу N А19-2986/2021 по исковому заявлению Министерства экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140, адрес: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А) к Фонду поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Бодайбо и района (ОГРН 1103800003053, ИНН 3802012895, адрес: 666904, Иркутская область, г. Бодайбо, ул. 30 Лет Победы, д. 19) о взыскании в доход областного бюджета субсидии в размере 6 666 667,00 руб., третье лицо: Администрация муниципального образования г. Бодайбо и района (ОГРН 1033800732019, ИНН 3802001340, адрес: 666904, Иркутская область, г. Бодайбо, ул. Урицкого, д. 33),
(суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Иркутской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Фонду поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Бодайбо и района (далее - ответчик, Фонд поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района, фонд) о взыскании в доход областного бюджета субсидии в размере 6 666 667,00 руб., выплаченной по соглашению от 22.12.2010 N 62-57-331, в связи с исключением Фонда из государственного реестра микрофинансовых организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика была привлечена Администрация муниципального образования г. Бодайбо и района (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд указал, что министерством не представлено доказательств того, что средства субсидии были израсходованы Фондом на иные цели, нежели предусмотрено соглашением, либо Фондом не были достигнуты показатели результативности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда от 21 июля 2021 года по делу N А19-2986/2021 отменить и направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд первой инстанции.
Полагает, что средства субсидии, предоставленные Фонду с целью формирования уставного капитала, являются целевыми, и в случае ликвидации МФО подлежат возврату в областной бюджет.
Кроме того, после исключения из реестра микрофинансовых организаций Фонд расходует средства субсидии не по целевому назначению, поскольку субсидия предоставлена была Фонду, как микрофинансовой организации для предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства. После исключения из указанного реестра Фонд не является микрофинансовой организацией и не предоставляет средства на микрозаймы, не возвратив средства субсидии в областной бюджет, Фонд использует их не по целевому назначению.
На апелляционную жалобу истца поступил отзывы ответчика и третьего лица, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.09.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Законом Иркутской области от 18.12.2009 N 100/66-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", областной государственной целевой программой "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25.06.2008 N 44/5-ЗС, "Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат на поддержку организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность", утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 22.07.2010 N 191-пп "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства", на основании оформленного протоколом от 08.12.2010 N 2 решения конкурсной комиссии, между Министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области (министерство) (в настоящее время - Министерство экономического развития Иркутской области) и некоммерческой организацией "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства г. Бодайбо и района" (получатель) заключено соглашение от 22.12.2010 N 62-57-331, на основании которого министерство предоставило получателю субсидию из областного бюджета на поддержку организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, в размере 6 666 667 руб.
На основании приказа ЦБ РФ от 04.12.2017 N ОД-3393 сведения о Фонде поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района исключены из государственного реестра микрофинансовых организаций в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", на основании соответствующего заявления Фонда.
Установив, что Фонд поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района перестал с 2017 года соответствовать требованиям, установленным федеральной и региональной программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с исключением его из государственного реестра микрофинансовых организаций, Министерство направило ему требование от 25.04.2019 N 02-62-1582/19 о возврате средств субсидии.
Поскольку требование о возврате суммы субсидии Фондом не было исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о ее взыскании.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются: принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ (введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ) в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 4 "Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат на поддержку организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 22.07.2010 N 191-пп (действовало в спорный период, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Иркутской области от 02.09.2011 N 260-пп, вступившего в силу 16.09.2011, далее - Положение N 191-пп) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по предоставлению субсидий является министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области (далее - организатор). Субсидии из областного бюджета предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе организациям, осуществляющим микрофинансовую деятельность на территории Иркутской области, зарегистрированным на территории Иркутской области.
В соответствии с пунктом 27 Положения N 191-пп в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, организатор направляет требование о возврате полученной субсидии. Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение десяти банковских дней с момента получения соответствующего требования.
В пункте 63 Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2011 N 260-пп (действовало в период с 16.09.2011 по 05.09.2013) установлено, что в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении субсидии, а также в случае неиспользования и (или) нецелевого использования субсидии организатор направляет требование о возврате полученной субсидии. Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 банковских дней со дня получения соответствующего требования.
До 16.09.2011 основанием для возврата субсидий являлось только нарушение условий, установленных при их предоставлении. С 16.09.2011, в соответствии с Положением N 260-пп, дополнительно предусмотрены такие основания возврата субсидии как неиспользование и (или) нецелевое использование средств субсидии.
Согласно пунктам 28, 29 Положения N 191-пп контроль за целевым использованием субсидий осуществляет организатор в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Организатор ведет учет использованных субсидий по каждому получателю и ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство финансов Иркутской области отчет об использовании субсидий.
Нормы, аналогичные пунктам 28, 29 Положения N 191-пп, воспроизведены в пунктах 64, 65 Положения N 260-пп.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в рамках действовавшего в 2010 году Положения N 191-пп между сторонами заключено соглашение от 22.12.2010 N 62-57-331.
В силу подпункта "г" пункта 2 соглашения Министерство направляет получателю требование о возврате в доход областного бюджета полученной субсидии в случае:
- неиспользования (полностью или частично);
- нецелевого расходования средств субсидии;
- недостижения показателей, предусмотренных подпунктом "г" пункта 3 настоящего соглашения.
Согласно подпункту "г" пункта 3 соглашения получатель обеспечивает достижение следующих показателей через 12 месяцев после поступления субсидии на расчетный счет получателя в кредитной организации (банке): количество выданных займов - 22 (двадцать два).
Согласно пункту 6 соглашения от 22.12.2010 N 62-57-331 оно вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств.
Субсидия по результатам отбора участников конкурса предоставлена Фонду поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района как организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, соответствовавшей на дату предоставления субсидии условиям ее предоставления, предусмотренным пунктом 5 Положения N 191-пп.
Как правильно посчитал суд первой инстанции, истцом в материалы дела не представлены доказательства, что в период после представления субсидии получателем было допущено неиспользование или неполное использование средств субсидии, их нецелевое расходование. Также Министерством не установлено и соответствующими доказательствами не подтверждено, что Фондом поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района не были достигнуты показатели, предусмотренные подпунктом "г" пункта 3 соглашения, а именно, что количество выданных займов составило менее 22.
Об использовании средств субсидии Фондом в министерство регулярно представлялась отчетность по установленной форме с отражением показателей об использовании средств субсидии.
Согласно отчетности за 4 квартал 2017 портфель займов по состоянию на 01.01.2017 составлял 4 672 095 руб., общее количество займов на указанную дату составило 25, из которых: займы без просрочек - 3, займы с просрочками - 22.
Доводы Министерства, приведенные и апелляционному суду, о том, что процесс ликвидации Фонда и его исключение из реестра микрофинансовых организаций свидетельствуют о нецелевом использовании субсидии после даты исключения из реестра МФО (2017 год), правильно были отклонены судом первой инстанции, поскольку ни нормы БК РФ, ни нормативные правовые акты Иркутской области, регулирующие предоставление субсидий, не предусматривают такого основания возврата субсидии, как соответствие участника условиям ее предоставления в течение неограниченного периода времени.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что какие либо доказательства, свидетельствующие о нарушении Фондом условий соглашения, в материалы дела не представлены, напротив, из материалов дела следует, что Фонд при получении субсидии соответствовал условиям ее предоставления, целевое расходование субсидии и достижение показателей, предусмотренных соглашением, было обеспечено в течение 12 месяцев после получения субсидии. Следовательно, Фондом поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района не было допущено нарушения условий соглашения от 22.12.2010 N 62-57-331, влекущих возврат субсидии, в связи с чем, у Министерства экономического развития Иркутской области не возникло право требования возврата субсидии на основании подпункта "г" пункта 2 соглашения и направления в адрес ответчика требования от 25.04.2019 N 02-62-1582/19.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд исходит из того, что вопрос о возврате субсидии рассматривается применительно к тому основанию, по которому он был заявлен (нецелевое расходование), поэтому доводы о том, что к моменту начала процедуры ликвидации фонда осталась неиспользованной часть субсидии, не могут быть учтены, поскольку данное основание не заявлялось суду первой инстанции как основание иска, вопрос о возврате неиспользованной части субсидии министерством не ставился.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Министерства экономического развития Иркутской области о взыскании с Фонда поддержки предпринимательства г. Бодайбо и района полученной субсидии в размере 6 666 667 руб.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2021 года по делу N А19-2986/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
О.П.Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2986/2021
Истец: Министерство экономического развития Иркутской области
Ответчик: Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Бодайбо и района
Третье лицо: Администрация муниципального образования г.Бодайбо и района, Соколова Ольга Алексеевна