г. Чита |
|
7 октября 2021 г. |
Дело N А19-2242/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Усть-Кутского муниципального образования в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2021 года по делу N А19-2242/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (ОГРН 1027706023058, ИНН 7706284124) к Усть-Кутскому муниципальному образованию в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1033802082357, ИНН 3818001659) о взыскании 54 568,61 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (далее - ООО "Русэнергосбыт", истец) обратилось с иском к Усть-Кутскому муниципальному образованию в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (далее - Усть-Кутское МО в лице КУМИ Усть-Кутского МО, ответчик) о взыскании 54 568,16 руб., составляющих стоимость потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства в ноябре 2020 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.07.2021 с Усть-Кутского МО в лице КУМИ Усть-Кутского МО в пользу ООО "Русэнергосбыт" взыскано 54 568,16 руб. основного долга за поставленную в ноябре 2020 года электрическую энергию, 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению апеллянта, КУМИ Усть-Кутского МО является ненадлежащим ответчиком, что также подтверждается вступившими в законную силу решениями Четвертого арбитражного апелляционного суда по делам N А19-10227/2018 и NА19-7219/2018. Заявитель жалобы указывает, что контррасчет количества и стоимости электрической энергии комитет произвести не может, так как не относится к сетевым организациям, не имеет возможность контролировать объекты электросетевого хозяйства, так же не является собственником, следовательно, на комитете не лежит обязанность оплачивать фактические потери. Истец не направил в адрес ответчика полный расчет суммы иска, а так же документы обосновывающие объем оказанных услуг в спорный период.
По мнению заявителя жалобы, ООО "Русэнергосбыт" выставляет потери электрической энергии в сетях п. Каймоново выше установленного норматива. Между истцом и КУМИ Усть-Кутского МО договор заключен не был, в адрес Администрации Усть-Кутского МО истец никаких договоров, счетов-фактур не направлял.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Русэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на территории Иркутской области, в том числе населению и иным потребителям Усть-Кутского МО через взаимодействие с сетевой организацией.
Усть-Кутскому МО на праве собственности принадлежит объект электросетевого хозяйства, расположенный в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика - ЛЭП 0,4 кВ, назначение: нежилое, производственное (промышленное), сооружения электроэнергетики, протяженность 2970 м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, р-н Усть-Кутский, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Усть-Кутский район, с. Каймоново, кадастровый номер: 38:18:000000:1356, через которые энергопринимающие устройства Усть-Кутского МО опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (через сети ОАО "РЖД").
Ранее принадлежащий муниципальному образованию объект электросетевого хозяйства - ЛЭП 0,4 кВ, кадастровый номер: 38:18:000000:1356 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования был передан в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Байкальская Электросетевая компания" по договору безвозмездного пользования от 22.11.2018 N 8.
По взаимному соглашению ссудодателя и ссудополучателя от 27.10.2020 договор безвозмездного пользования от 22.11.2018 N 8 расторгнут, а принадлежащий муниципальному образованию объект электросетевого хозяйства - ЛЭП 0,4 кВ, кадастровый номер: 38:18:000000:1356 по Акту приема-передачи от 27.10.2020 поступил во владение собственника.
Гарантирующим поставщиком в адрес КУМИ Усть-Кутского МО был направлен договор энергоснабжения N 1/09040/01/20/391 от 09.11.2020 в целях урегулирования вопроса о возмещении фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, подписанный экземпляр которого со стороны потребителя в адрес гарантирующего поставщика возвращен не был.
Договор со стороны комитета подписан не был по мотиву того, что объекты электроснабжения в реестре объектов муниципальной собственности Усть-Кутского муниципального образования отсутствуют (письмо от 17.12.2020 N 1480).
По утверждению гарантирующего поставщика, им в ноябре 2020 года осуществлялась поставка электрической энергии потребителям через принадлежащий Усть-Кутскому МО объект электросетевого хозяйства - ЛЭП 0,4 кВ протяженностью 2970 м.
В процессе передачи в ноябре 2020 года электрической энергии через принадлежащий Усть-Кутскому муниципальному образованию объект электросетевого хозяйства понесены потери электрической энергии в количестве 17,98700 МВт на сумму 54 568,16 руб. с НДС при сумме тарифа 2 528,13 руб., согласно следующему расчету:
- 36.783 МВтч - объем электрической энергии, вошедшей в сеть и зафиксированный приборами учета согласно сведениям сетевой организации ОАО "РЖД";
- 6.819 МВтч - объем электрической энергии, потребленной юридическими лицами;
- 11.977 МВтч - объем электрической энергии, потребленной физическими лицами.
Выставленные владельцу объектов электросетевого хозяйства к оплате гарантирующим поставщиком счет-фактура от 30.11.2020 на сумму 54 568,16 руб. и акт приема-передачи электрической энергии от 30.11.2020 потребитель не подписал и не оплатил, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, при разрешении спора руководствовался следующим.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Как верно установлено судом первой инстанции, Усть-Кутскому муниципальному образованию на праве собственности принадлежит спорный объект электросетевого хозяйства. Указанный объект электросетевого хозяйства ранее Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования был передан в безвозмездное пользование ООО "БЭСК" по договору безвозмездного пользования от 22.11.2018 N 8, который впоследствии 27.10.2020 расторгнут по взаимному соглашению ссудодателя и ссудополучателя.
Доказательств того, что Усть-Кутское МО в лице КУМИ Усть-Кутского МО какому-либо органу были переданы полномочия по управлению спорным имуществом, суду не представлено, как и не представлено доказательств передачи спорного объекта третьим лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование или ином законном основании.
Из системного анализа абзаца третьего пункта 4 статьи 26, абзаца 1 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктов 4, 128, 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, следует, что к субъектам, обязанным оплачивать гарантирующему поставщику потери электрической энергии, отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите этой энергии конечным потребителям.
Собственнику электросетевого оборудования, не обратившемуся за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии и не реализовавшему иные предусмотренные законодательством полномочия в отношении такого оборудования, присущи признаки сетевой организации, в том числе в вопросе компенсации возникших в принадлежащих ему сетях потерь электрической энергии.
В случае отсутствия заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства иного владельца объектов электросетевого хозяйства (пункт 130 Правил N 442).
Поскольку ответчику, как иному владельцу на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства, через которые энергопринимающие устройства потребителей муниципального образования опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации и получают электрическую от гарантирующего поставщика, муниципальное образование (как владелец сетей) обязано в силу вышеуказанных правовых норм возмещать стоимость фактических потерь электрической энергии, вне зависимости от наличия либо отсутствия договора с гарантирующим поставщиком.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; - при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Расчет фактических потерь по объектам электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования судом проверен и признан арифметически верным.
Поскольку в процессе передачи электрической энергии в принадлежащих муниципальному образованию объектах электросетевого хозяйства произошли потери электрической энергии, ответчик, как собственник имущества, в силу указанных приложений действующего законодательства обязан их оплатить по установленному тарифу. Доказательств оплаты задолженности материалы дела не содержат, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы о том, что КУМИ Усть-Кутского МО является ненадлежащим ответчиком судом был предметом рассмотрения суда первой инстанции, оснований для переоценки доводов у апелляционного суда не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2021 года по делу N А19-2242/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2242/2021
Истец: ООО "Русэнергосбыт" в лице Восточно-Сибирского филиала
Ответчик: Усть-Кутское МО в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования