г. Москва |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А41-16170/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Терещенко П.А.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Жуковский Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2021 года по делу N А41-16170/21 по исковому заявлению Администрации городского округа Жуковский Московской области к ООО "Технопарк", третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Временный управляющий ООО "Технопарк", Министерство имущественных отношений Московской области о продаже с публичных торгов земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0000000:1181, 50:23:0120101:30, прекращении права собственности Общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" на земельные участки, обязании передать земельные участки по акту приема-передачи в надлежащем виде,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Жуковский Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Технопарк" (далее - ответчик, ООО "Технопарк" со следующими требованиями:
1) принять решение о продаже земельных участков с кадастровыми номерами:
- 50:23:0000000:1181, адрес: Московская область, г. о. Жуковский, пр. Коммунальный, д. 5а, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство", площадью 26377 кв. м;
- 50:23:0120101:30, адрес: Московская область, г. о. Жуковский, пр. Коммунальный, д. 5а, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производства", площадью 37769 кв. м;
2) прекратить за ООО "Технопарк" право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0000000:1181, 50:23:0120101:30;
3) обязать ООО "Технопарк" передать земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0000000:1181, 50:23:0120101:30 администрации городского округа Жуковский по акту приема-передачи для подготовки и проведения торгов, в надлежащем виде, то есть в виде соответствующему виду разрешенного использования и в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2021 по делу N А41-16170/21 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
23.09.2021 в материалы дела от ООО "Технопарк" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
30.09.2021 в материалы дела от временного управляющего ООО "Технопарк" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Временного управляющего ООО "Технопарк", Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Представитель Администрации городского округа Жуковский Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Технопарк" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель ООО "Технопарк" не возражал против приобщения отзыва временного управляющего ООО "Технопарк" к материалам дела.
Представитель Администрации городского округа Жуковский Московской области не возражал против приобщения отзыва временного управляющего ООО "Технопарк" к материалам дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Технопарк" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:1181, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, площадью 26377 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, площадью 37769 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, г. о. Жуковский, пр. Коммунальный, д. 5а, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
В отношении данных земельных участков органом муниципального земельного контроля проведены мероприятия по проверке использования земель в соответствии с целевым назначением.
Так, распоряжением органа местного самоуправления от 04.10.2019 N 6В-ЮЛ/2019 принято решение о проведении проверки в отношении ООО "Технопарк" по использованию земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:1181.
В ходе проверки использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:1181 выявлены нарушения ответчиком норм земельного законодательства, что зафиксировано в акте проверки от 30.10.2019 N 6В-ЮЛ/2019.
В связи с выявленными нарушениями администрацией вынесено предписание от 30.10.2019 N 6В-ЮЛ/2019 об их устранении до 30.04.2020 путем проведения мероприятий по уборке земельного участка от бытового и строительного мусора, сорных дикорастущих деревьев, кустарников, поросли и сухостоя, исполнения комплекса мероприятий, направленных на использование земельного участка по целевому назначению.
Распоряжением органа муниципального земельного контроля от 16.06.2020 N 6ВП-ЮЛ/2020 принято решение о проведении повторной проверки в отношении ответчика по использованию указанного земельного участка.
В ходе повторной проверки использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:1181 также выявлены нарушения земельного законодательства при использовании земельного участка, что зафиксировано в акте проверки от 28.07.2020 N 5ВП-ЮЛ/2020 от 28.07.2020
В связи с выявленными нарушениями администрацией вынесено предписание от 28.07.2020 N 5ВП-ЮЛ/2020 со сроком исполнения до 28.10.2020.
Предписания от 30.10.2019 N 6В-ЮЛ/2019 и от 28.07.2020 N 5ВП-ЮЛ/2020 ответчиком не исполнены не были.
Администрацией составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2020 N 4/20 о неисполнении предписания от 30.10.2019 N 6В-ЮЛ/2019.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19.10.2020 N 10ВП-ЮД/2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:1181 вновь выявлены нарушения земельного законодательства, а именно: установлены навалы мусора отходов производства, земельный участок не используется по целевому назначению. В ходе проверки установлено отсутствие проведения агротехнической обработки земельного участка, мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью не проводятся, признаки сохранения плодородного слоя почвы в связи с размещением отходов производства отсутствуют. Признаков проведения какой-либо деятельности, в том числе, связанной с приведением земельного участка в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, не выявлено.
Протоколом N 8/20 от 25.11.2020 об административном правонарушении в отношении ответчика установлено неисполнение в установленный срок предписания от 28.07.2020 N 5ВП-ЮЛ/2020.
Постановлением об административном правонарушении мирового судьи N 54 судебного участка Жуковского судебного района от 24.12.2020 по делу N 5-828/2020 ответчик привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания органа местного самоуправления по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В отношении второго земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30 также на основании распоряжения органа местного самоуправления от 04.10.2019 N 5В-ЮЛ/2019 принято решение о проведении проверки.
В ходе проверки использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30 выявлены нарушения ответчиком земельного законодательства, что зафиксировано в акте проверки от 30.10.2019 N 5В-ЮЛ/2019.
В связи с выявленными нарушениями администрацией вынесено предписание 30.10.2019 N 5В-ЮЛ/2019 об их устранении до 30.04.2020 путем проведения мероприятий по уборке земельного участка от бытового и строительного мусора, сорных дикорастущих деревьев, кустарников, поросли и сухостоя, исполнения комплекса мероприятий, направленных на использование земельного участка по целевому назначению.
Распоряжением органа муниципального земельного контроля от 16.06.2020 N 4ВП-ЮЛ/2020 принято решение о проведении повторной проверки в отношении ответчика по использованию указанного земельного участка.
В ходе повторной проверки использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30, выявлены нарушения земельного законодательства по данному земельному участку, что зафиксировано в акте проверки от 28.07.2020 N 4ВП-ЮЛ/2020 от 28.07.2020
В связи с выявленными нарушениями администрацией вынесено предписание от 28.07.2020 N 4ВП-ЮЛ/2020 со сроком исполнения до 28.10.2020.
Предписания от 30.10.2019 N 5В-ЮЛ/2019 и от 28.07.2020 N 4ВП-ЮЛ/2020 ответчиком не исполнены.
Администрацией составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2020 N 3/20 о неисполнении предписания от 30.10.2019 N 5В-ЮЛ/2019.
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19.10.2020 N 9ВП-ЮД/2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30 вновь выявлены нарушения земельного законодательства, а именно: установлены навалы мусора отходов производства, земельный участок не используется по целевому назначению. В ходе проверки установлено отсутствие проведения агротехнической обработки земельного участка, мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью не проводятся, признаки сохранения плодородного слоя почвы в связи с размещением отходов производства отсутствуют. Признаков проведения какой-либо деятельности, в том числе, связанной с приведением земельного участка в состояние, пригодное для пользования по целевому назначению, не выявлено.
В ходе повторной проверки использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30 выявлены нарушения земельного законодательства, что подтверждается актом проверки от 25.11.2020 N 9ВП-ЮЛ/2020 от 28.07.2020.
В связи с выявленными нарушениями администрацией вынесено предписание от 25.11.2020 N 9ВП-ЮЛ/2020 со сроком исполнения до 25.03.2021.
Протоколом N 7/20 от 25.11.2020 об административном правонарушении в отношении ответчика установлено неисполнение в установленный срок предписания.
Постановлением об административном правонарушении мирового судьи N 54 судебного участка Жуковского судебного района от 24.12.2020 по делу N 5-827/2020 ответчик привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания органа местного самоуправления по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Использование принадлежащих ответчику на праве собственности земельных участков не по целевому назначению, послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями, в том числе в порядке статьи 285 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами (свидетельством о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, арендатору земельных участков) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в статье 2 которого закреплено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Как следует из положений статьи 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Отчуждение земельного участка в случае его изъятия в связи с использованием такого земельного участка с нарушением законодательства РФ осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов (п. 1 ст. 54.1 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:1181 относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - "сельскохозяйственное производство".
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0120101:30 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - "сельскохозяйственное производство".
Федеральный закон от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 6 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать эти участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту названной нормы закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным статьей 6 Закона, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 данной статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания (пункт 6 статьи 6 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В пункте 7 статьи 6 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ установлено, что в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 6 Закона, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи (пункт 8 статьи 6 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369.
Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Таким образом, в порядке п. 7 ст. 6 Закона N 101-ФЗ только орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет полномочия обращаться в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов.
Вместе с тем, требования о продаже земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30 заявлены органом местного самоуправления, несмотря на императивно установленное Законом N 101-ФЗ право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на обращение в суд с такими требованиями.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 269/9, Минмособлимущество вправе обращаться в установленном порядке с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников, в связи с его ненадлежащим использованием, либо в случае если земельный участок не используется в течение установленного законом срока для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
На основании вышеизложенного, требования истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0120101:30 правомерно не удовлетворены.
Предусмотренное законом основание для возможного изъятия земельного участка - а именно, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности - также признается судом не подтвержденным материалами дела.
Как следует из материалов дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:1181 факты использования его с нарушением земельного законодательства установлены в акте проверки от 30.10.2019 N 6В-ЮЛ/2019, акте проверки от 28.07.2020 N 5ВП-ЮЛ/2020 от 28.07.2020.
Между тем, в суд с рассматриваемыми требованиями истец обратился 01.03.2021.
Как верно отмечено судом первой инстанции, с момента выявления нарушения земельного законодательства для принудительного изъятия земельного участка и обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями прошло менее трех лет.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что требования пункта 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ истцом при обращении в арбитражный суд с настоящим иском не соблюдены.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Законом N 101-ФЗ начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 года N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Истцом ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы по установлению рыночной стоимости земельных участков в ходе судебного разбирательства заявлено не было ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что определением Арбитражного суда Московской области от 18.11.2020 по делу N А41-75512/20 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО "Технопарк".
Определением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2021 по делу N А41-75512/20 в отношении ООО "Технопарк" введена процедура наблюдения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в отношении ответчика введена процедура банкротства, принудительное изъятие земельного участка у его собственника в судебном порядке противоречит целям и задаче процедуры реализации имущества должника и не соответствует нормам Закона о банкротстве.
Изъятие у собственника земельного участка является крайней мерой, влекущей серьезные последствия в виде выбытия имущества из владения собственника, применение которой осуществляется в строго установленных случаях грубого нарушения земельного законодательства, когда все другие средства воздействия исчерпаны.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в отношении ответчика не введено конкурсное производство, ответчик банкротом не признан, в связи с чем данный вывод не соответствует ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы по следующим основаниям.
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.04.2021 признал требования ООО "Вектор" обоснованными, определил ввести в отношении должника ООО "Технопарк" (ИНН 5040064722, ОГРН 1155040000830) процедуру банкротства - наблюдение сроком на 6 месяцев до 15 октября 2021 года.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве;
В силу п.43 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", поскольку рассмотрение в ходе наблюдения исков имущественного характера, истцом или ответчиком по которым является должник, в том числе рассмотрение указанного в пункте 28 настоящего постановления иска в общем порядке после введения наблюдения, может иметь значение для дела о банкротстве, рассматривающий его суд по своей инициативе или по ходатайству временного управляющего либо должника привлекает временного управляющего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне должника (статья 51 АПК РФ). При рассмотрении таких исков следует также иметь в виду, что после введения наблюдения в отношении должника признание руководителем должника иска или его отказ от иска могут нарушить интересы других кредиторов; в этом случае они не должны приниматься судом (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, исходя из указанных положений статьи 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, собственник которого (Ответчик) признан 15.04.2021 г. Арбитражным судом Московской области несостоятельным (банкротом), не может быть принудительно изъят у собственника в судебном порядке в случае выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке, в отношении которого судом возбуждено дело о банкротстве, запрещено в силу императивных требований закона.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права применительно к порядку изъятия из частной собственности спорных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Статьей 286 ГК РФ предусмотрен следующий порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации:
1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Истцом должны быть представлены доказательства наличия оснований, предусмотренных ст. 285 ГК РФ, оснований предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и регулирующих подзаконных нормативных актов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ обязанностями собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков являются:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к признакам использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации относятся:
а) наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной;
б) загрязнение земельного участка химическими веществами, в том числе радиоактивными, отходами производства, отнесенными в соответствии с законодательством Российской Федерации к I и II классу опасности;
в) захламление земельного участка иными предметами, не связанными с ведением сельского хозяйства, на 20 и более процентов площади земельного участка;
г) наличие на земельном участке, на котором осуществлена высадка сельскохозяйственных культур, сильной засоренности сорными растениями по перечню, предусмотренному приложением к настоящему документу: для малолетних сорняков на 1 м2 свыше 250 штук; для многолетних, карантинных сорняков на 1 м2 свыше 8 штук, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящего документа.
Таким образом, анализируя вышеуказанные положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что несмотря на то, что спорные земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, их целевое назначение не меняется - для ведение сельскохозяйственной деятельности - сельскохозяйственного производства.
Для изъятия земельных участков из частной собственности, заявителю необходимо доказать какие именные нарушения законодательства РФ, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 допущены собственником спорных земельных участков.
Таких доказательств в материалах дела не имеется, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2021 года по делу N А41-16170/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16170/2021
Истец: Администрация городского округа Жуковский Московской области
Ответчик: ООО "ТЕХНОПАРК"
Третье лицо: Григорьев Н Л, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, РОСРЕЕСТР