г. Владивосток |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А51-7116/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Денисовой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмикс",
апелляционное производство N 05АП-5766/2021
на решение от 16.07.2021
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-7116/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Юмикс" (ИНН 2543148204, ОГРН 1202500007489)
о взыскании утилизационного сбора и пени,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Юмикс" (далее - общество, декларант, ответчик) о взыскании с неуплаченного утилизационного сбора в общей сумме 5 123 250 рублей за товары, задекларированные по декларациям на товары (далее -ДТ) N 10009100/091020/0102718, N 10009100/281020/0114351, и пени в общей сумме 115 553,02 рублей.
Решением суда от 16.07.2021 требования таможенного органа удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 16.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, оставив требования таможни без рассмотрения. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что ввезенные транспортные средства были ввезены в аварийном состоянии для использования в качестве запасных частей, в связи с чем утилизационный сбор не подлежит уплате.
Центральная акцизная таможня по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также таможенный орган письменно ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В октябре 2020 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза в российскую Федерацию в адрес декларанта ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар:
- ДТ N 10009100/091020/0102718 "погрузчик ковшовый, бывший в употреблении, 28 л.с, 2000 года выпуска_." Код ТН ВЭД 8429 51 990 0.
- ДТ N 10009100/281020/0114351 "грейдер, бывший в употреблении, 230 л.с., 15.06.1992 года выпуска..." Код ТН ВЭД 8429 20 009 9.
Заявленный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру 12.10.2020 по ДТ N 10009100/091020/0102718, 03.11.2020 по ДТ N 10009100/281020/0114351.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорной ДТ не осуществлялась.
В адрес общества таможней направлено уведомление от 01.02.2021 N 13-12/02364 о необходимости оплаты утилизационного сбора в том числе в размере 1 035 000 руб. по ДТ N 10009100/091020/0102718 и в размере 4 088 250 руб. по ДТ N 10009100/281020/0114351, рассчитанного с учетом заявленных обществом кодов ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из базовой ставки 172 500 руб., а также коэффициентов равных 6 и 23,7, установленных для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин с даты выпуска которых прошло более трех лет, учитывая мощности его силовой установки, а именно для "погрузчика" и "грейдера" мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с и не менее 50 л.с, а также не менее 200 л.с. соответственно.
Дополнительно таможня сообщила, что сумма пени будет пересчитана по дату исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Поскольку в установленный срок в добровольном порядке утилизационный сбор декларантом уплачен не был, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования таможенного органа в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления таможней утилизационного сбора в отношении заявленных декларантом в спорной ДТ самоходной машины.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Судебной коллегией установлено, что ООО "Юмикс" является плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом на территорию Российской Федерации товара - погрузчик ковшовый, бывший в употреблении (ДТ N 10009100/091020/0102718) и грейдер, бывший в употреблении (ДТ N 10009100/281020/0114351.)
Факт ввоза данных товаров на территорию Российской Федерации и неуплаты утилизационного сбора декларантом не оспариваются.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из ДТ N 10009100/091020/0102718 и N 10009100/281020/0114351 код ТН ВЭД определен обществом в графах 33 рассматриваемых ДТ - 8429 51 990 0 и 8429 20 009 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно разделам III, V, XIV, XV Перечня экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, катки дорожные, тракторы колесные, тракторы гусеничные относятся к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Для целей расчета размера утилизационного сбора, согласно Перечню, учитывается номинальная мощность силовой установки и объем двигателя самоходных машин. Согласно ссылке к Перечню в редакции размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходной техники - погрузчик, классифицируемой в соответствии с кодом 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом VI "Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)" в зависимости от мощности силовой установки, а также года выпуска.
В отношении ввезенной обществом самоходной машины, задекларированной в ДТ N 10009100/091020/0102718, с мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с, с даты выпуска которой прошло более трех лет применяется коэффициент для расчета утилизационного сбора равный 6.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходной техники - грейдер, классифицируемой в соответствии с кодом 8429 20 009 9 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом I "Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)" в зависимости от мощности силовой установки, а также года выпуска.
В отношении ввезенной обществом самоходной машины, задекларированной в ДТ N 10009100/281020/0114351, с мощностью силовой установки не менее 200 л.с, с даты выпуска которой прошло более трех лет применяется коэффициент для расчета утилизационного сбора равный 23,7.
Следовательно, исходя из базовой ставки и приведенных коэффициентов, сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении указанного товара по ДТ N 10009100/091020/0102718, составляет 1 035 000 рублей (6*172 500), по ДТ N 10009100/281020/0114351 составляет 4 088 250 руб. (23,7*172 500).
Согласно положениям пункта 17 Правил в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что таможенный орган письмом от 01.02.2021 N 12-13/02364 информировал декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства.
Доводов, связанных с несогласием определения размера утилизационного сбора, декларантом не приводится.
Обязанность по уплате утилизационного сбора не зависит от наличия либо отсутствия факта дальнейшей эксплуатации ввезенного транспортного средства. Риск ввода в гражданский оборот в Российской Федерации имущества, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, без уплаты такового, лежит, прежде всего, на лице, осуществившем ввоз такого имущества в Российскую Федерацию (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 309-КГ18-5954).
Обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной машины таможней в свободное обращение. Следовательно, и утилизационный сбор подлежал расчету на момент указанного выпуска. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации транспортного средства.
Ввезенные декларантом транспортные средства Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 включены в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, доводы общества об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании норм материального права.
В этой же связи не имеет правового значения для целей взимания утилизационного сбора довод заявителя жалобы относительного того, что паспорт на спорное транспортное средство не выдавался.
В силу пунктов 5 и 6 Правил N 81 утилизационный сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно.
Документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования) (пункт 11 (1) Правил).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 13 Правил), а также выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой (пункт 14 Правил).
Порядок выдачи паспортов самоходных машин регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации".
ПСМ выдаются в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращению фактов хищения на территории Российской Федерации самоходных машин.
Указанное Постановление Правительства РФ не регламентирует возникновение обязанности и порядок уплаты утилизационного сбора, в связи с чем уплата утилизационного сбора сама по себе не связана с фактом получения ПСМ.
Таким образом, неполучение обществом ПСМ на спорное транспортное средство не освобождает последнего от уплаты утилизационного сбора, а лишь свидетельствует о неисполнении им обязанности, предусмотренной положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", зарегистрировать ввезенную технику в органах Гостехнадзора в течение 10 суток после выпуска. Утверждения общества об обратном коллегия находит ошибочным и необоснованным.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями действующего законодательства, арбитражный суд исходил из наличия у таможни полномочий по проведению проверок, в том числе, своевременности и полноты уплаты утилизационного сбора, а также возложения, в данном случае, обязанности по уплате утилизационного сбора на декларанта, которым осуществлен ввоз самоходной техники в Российскую Федерацию.
Следовательно, требования таможенного органа о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в сумме 5 123 250 рублей за спорные товары, заявленный в ДТ N 10009100/091020/0102718 и N 10009100/281020/0114351, являются правомерными и обоснованными.
Учитывая, что доказательств оплаты стоимости утилизационного сбора декларант в материалы дела не представил, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции законно удовлетворено требование таможни о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в сумме 5 123 250 рублей.
Доводы заявителя жалобы о том, что товар был ввезен в качестве запасных частей, а не в качестве целой самоходной машины, и не планировался для эксплуатации по прямому назначению, подлежат отклонению, поскольку при ввозе товара как запасной части товар должен быть предъявлен к таможенному оформлению в разобранном виде и декларироваться под соответствующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из имеющейся в материалах ДТ, общество ввезло погрузчик и грейдер в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС как целые самоходные машины б/у. Отметок в спорной ДТ о том, что товар везется в разобранном виде, не имелось. Каких-либо доказательств того, что товар ввозился как запасные части, обществом не представлено. Нерабочее состояние ввезенного товара документально также не было подтверждено. Определение дальнейшей судьбы товара, в рассматриваемом случае продажа по запчастям, правового значения для оценки возникновения обязанности по внесению утилизационного сбора не имеет.
Что касается требования о взыскании с декларанта начисленных за неуплату утилизационного сбора пени в размере 115 553,02 рублей, то судебная коллегия отмечает следующее.
По правилам пункта 11 (1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Выпуск товара по ДТ N 10009100/281020/0114351 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 03.11.2020, соответственно, документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, должны были быть представлены декларантом - в период с 04.11.2020 по 18.11.2021.
Выпуск товара по ДТ N 10009100/091020/0102718 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 12.10.2020, соответственно, документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, должны были быть представлены декларантом - в период с 13.10.2020 по 27.10.2021.
Апелляционным судом установлено, что таможней пени начислены начиная со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81 по ДТ N 10009100/281020/0114351 за период с 19.11.2020 по 20.04.2021 в размере 89 634,89 руб., по ДТ N 10009100/091020/0102718 за период с 28.10.2020 по 20.04.2021 в размере 25 918,13 руб.
Проверив расчет пени, представленный таможней, суд признал его арифметически верным.
Соответственно предъявленные ко взысканию пени в размере 115 553,02 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Юмикс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2021 по делу N А51-7116/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7116/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ЮМИКС"