г. Пермь |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А50-6325/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А..
судей Лесковец О.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при участии:
от истца: Игнатьев К.В., паспорт, доверенность от 30.06.2021, диплом;
от ответчика: Синцова И.А., паспорт, доверенность от 25.03.2021, диплом;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Организация строительного производства",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 июня 2021 года
по делу N А50-6325/2021
по иску Департамента земельных отношений администрации города Перми
к обществу с ограниченной ответственностью "Организация строительного производства" (ОГРН 1065906011380, ИНН 5906066673)
о принудительном изъятии земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - истец, Департамент) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Организация строительного производства" (далее - ответчик, ООО "Оргстрой") об изъятии земельных участков путем выкупа, о прекращении права собственности, признании права собственности на изъятые земельные участки.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 25.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Союз "Пермская торгово-промышленная палата, муниципальное казенное учреждение "Пермблагоустройство", Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2021 исковые требования удовлетворены. У общества с ограниченной ответственностью "Организация строительного производства" для муниципальных нужд изъяты следующие земельные участки:
-земельный участок площадью 101 кв.м. с кадастровым номером 59:01:4416013:1494, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, местонахождение: Российская Федерация, Пермский край, г.о. Пермский, г. Пермь ул. Карпинского;
-земельный участок площадью 101 кв.м. с кадастровым номером 59:01:4416013:1495, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, местонахождение: Российская Федерация, Пермский край, г.о. Пермский, г. Пермь ул. Карпинского,
образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416013:1330, принадлежащего на праве собственности ООО "Организация строительного производства".
Решением от 03.06.2021 также установлен размер возмещения обществу с ограниченной ответственностью "Организация строительного производства" за изымаемые земельные участки, включающий в себя рыночную стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику в результате их изъятия и упущенную выгоду в сумме 89 000 руб. за земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416013:1494, 89 000 руб. за земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416013:1495.
Кроме того, суд указал, что после предоставления указанного возмещения принятое по делу решение является основаниям для прекращения права собственности общества с ограниченной ответственностью "Организация строительного производства" на земельные участки с кадастровыми номерами N N 59:01:4416013:1494, 59:01:4416013:1495 и возникновением данного права у Муниципального образования "город Пермь".
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска - отказать. Заявитель указал, что на земельный участок, из которого были образованы изъятые земельные участки, наложен запрет на регистрационные действия определением Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2018 по делу N А50-21468/2017. Поскольку суд первой инстанции обязал регистрационный орган произвести государственную регистрацию прекращения и возникновения права собственности в отношении выделенных земельных участков, ответчик полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение п. 37 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Кроме того, как считает ответчик, суд первой инстанции решением по настоящему делу изменил определение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2018 по делу N А50-21468/2017; не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, жилищно-строительный кооператив "Дом на Норильской", в пользу которого приняты обеспечительные меры определением от 20.03.2018 по делу N А50-21468/2017.
От третьего лица, Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416013:1330, общей площадью 3 995 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиницы, дома приема гостей, мотели, кемпинги, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.
Постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2018 N 973 утверждены части проекта планировки территории и части проекта межевания территории по ул. Карпинского от ул. Советской Армии до ул. Архитектора Свиязева в Индустриальном районе города Перми в целях внесения изменений в проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной ул. Подводников, ул. Рязанской, ул. Веры Засулич, ул. Карпинского, железной дорогой, ул. Архитектора Свиязева, ул. Карпинского, л. Норильской, ул. Шахтерской в Индустриальном районе города Перми.
Распоряжением заместителя главы администрации города Перми, начальника Департамента земельных отношений от 17.07.2019 N 962 принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Перми в целях реконструкции ул. Карпинского от ул. Архитектора Свиязева до ул. Советской Армии земельные участки и объекты недвижимости, расположенные в соответствии с проектом межевания территории по ул. Карпинского в Индустриальном районе города Перми.
В соответствии с п.п.1.6,1.7 распоряжения изъятию подлежит земельный участок N 19 согласно экспликации земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд площадью 101кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского кадастровый номер 59:01:4416013:1494; земельный участок N 20 согласно экспликации земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных нужд площадью 101кв.м., расположенный по адресу г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского кадастровый номер 59:01:4416013:1495.
Земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416013:1330 площадью 3 995кв.м., расположенного по адресу г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, принадлежащего ответчику на праве собственности.
Указанные земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4416013:1494, 59:01:4416013:1495 поставлены на кадастровый учет 28.04.2020.
Департаментом были проведены мероприятия, направленные на заключение с собственником соглашения об изъятии земельных участков, а именно: заключен договор N 498 на проведение оценки от 16.06.2020 на определение выкупной цены изымаемых земельных участков, проведенных ООО "Пермская ТПП".
Согласно отчетам об оценке N 370/14-07/20, N 370/15-07/20, рыночная стоимость изымаемых земельных участков составляет 89 000 руб. за земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416013:1494, 89 000 руб. за земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416013:1495 с учетом убытков и упущенной выгоды.
Ответчику 11.09.2020 направлено письменное предложение о заключении соглашения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд с выплатой указанного возмещения, получено ответчиком 16.09.2021, однако соглашение о выкупе до настоящего времени не достигнуто.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из соблюдения Департаментом порядка предъявления порядка изъятия земельных участков, отсутствия возражений ответчика относительно изъятия земельного участка, относительно предложенного Департаментом размера возмещения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу п. 1 и 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно подпункту 1, подпункту 6 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Установив соблюдение требований, установленных действующим законодательством, для изъятия спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности исковых требований.
Обжалуя решение суда, ответчик указал, что на земельный участок, из которого были образованы изъятые земельные участки, наложен запрет на регистрационные действия определением Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2018 по делу N А50-21468/2017.
Данные доводы ответчика судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, поскольку применение в рамках других дел обеспечительных мер в виде наложения ареста на спорные земельные участки не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела и не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Кроме того, определением Арбитражного суда Пермского края от 06.09.2021 по делу N А50-21468/2017 указанные обеспечительные меры отменены по заявлению ответчика. Данный факт представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспаривался.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 июня 2021 года по делу N А50-6325/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6325/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: ООО "ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПЕРМБЛАГОУСТРОЙСТВО", СОЮЗ "ПЕРМСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ