г. Владивосток |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А51-3060/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей В.В. Верещагиной, С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго",
апелляционное производство N 05АП-5940/2021
на решение от 22.07.2021
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-3060/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" (ИНН 2536164734, ОГРН 1052503142075) к краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)
о взыскании 121 600 рублей 48 копеек,
при участии:
от истца: Кепко И.И., по доверенности от 24.06.2021 сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании ВСА 0459925, удостоверение;
от ответчика: Якутова Р.С., по доверенности от 30.12.2021 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании 102507 00481079925, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" (далее - ответчик, предприятие) об обязании возвратить необоснованно приобретенные денежные средства по контрактам теплоснабжения и горячего водоснабжения N 22-ФБ/ТС-10-2018 от 10.04.2018, N 22-ФБ/ТС-10-2019 от 06.02.2019 в размере 121 600 рублей 48 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства, указывая в обоснование жалобы на то, что при заключении спорных контрактов истец не представил информацию относительно отнесения помещений, расположенных в жилом доме по адресу: п. Преображение, ул. Московская, д. 3, к жилым помещениям. Поясняет, что при применении цен, ниже экономически обоснованных, у ресурсоснабжающей организации неизбежно возникают выпадающие доходы, которые впоследствии в установленном законом порядке возмещаются путем выплаты субсидий из соответствующего бюджета, публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. В этой связи полагает, что основания для проведения перерасчета платы за тепловую энергию за спорный период отсутствуют, так как заключенные контракты были подписаны обеими сторонами и исполнены ими надлежащим образом в полном объеме.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, истец указывает на верное установление судом всех обстоятельств дела и безосновательность доводов апеллянта.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между федеральным государственным казенным учреждением "Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю" и краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" заключены контракты теплоснабжения и горячего водоснабжения N 22-ФБ/ТС-10-2018 от 10.04.2018, N 22-ФБ/ТС-10-2019 от 06.02.2019.
Согласно приложению N 1 к контрактам поставка тепловой энергии и горячей воды поставляется на объекты ответчика, расположенные по адресу: п. Преображение, ул. Московская, д.3, а именно: казарма, баня, ДОС, с учетом потерь в сетях.
Оплатив оказанные услуги по поставке тепловой энергии и горячей воды в полном объеме, в соответствии с предъявленными счетами, истец, по результатам проверки, выявил, что начисление платы за отопление жилого дома по ул. Московская, д. 3 в течение 2018, 2019 годов осуществлялось по завышенным тарифам. Сумма переплаты с февраля 2018 года по декабрь 2019 года составила 121 600 рублей 48 копеек.
Истец направил ответчику письмо от 26.07.2019 N 21/703/43/6/4-3530 с просьбой произвести перерасчет и зачислить излишне уплаченные денежные средства в счет оплаты будущих начислений.
Ответчик в ответ на данное письмо сообщил о необходимости предоставления документов о сдаче в найм квартир жилого дома по адресу: п.Преображение, ул. Московская, д.3.
Истец представил договоры найма квартир; повторно направил письмо от 18.03.2020 N 21/703/43/6/4-1342 с просьбой произвести перерасчет и зачислить излишне уплаченные денежные средства в счет оплаты будущих начислений.
На данное письмо ответ от КГУП "Примтеплоэнерго" не поступил.
Истец направил претензию от 18.05.2020 N 21/703/43/6/4-2436 с просьбой произвести перерасчет и зачислить излишне уплаченные денежные средства в счет оплаты будущих начислений, на которую ответчик ответил отказом.
На повторную претензию N 21/703/43/6/4-557802.11.2020, направленную в адрес КГУП "Примтеплоэнерго", с просьбой произвести перерасчет и зачислить излишне уплаченные денежные средства в счет оплаты будущих начислений, последний ответил отказом.
Истцом 01.02.2021 в адрес КГУП "Примтеплоэнерго" направлена претензия N 21/703/43/6/4-516 с просьбой произвести перерасчет и зачислить излишне уплаченные денежные средства в счет оплаты будущих начислений, которая оставлена ответчиком без ответа.
Истец, посчитав, что ответчик обязан возвратить неосновательно приобретенные денежные средства по контрактам теплоснабжения и горячего водоснабжения N 22-ФБ/ТС-10-2018 от 10.04.2018, N 22-ФБ/ТС-10-2019 от 06.02.2019 в размере 121 600 рублей 48 копеек, полученные вследствие осуществления расчетов по завышенным тарифам в течение 2018, 2019 годов, обратился в суд с рассматриваемым иском о взыскании неосновательного обогащения.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции рассмотрено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности в отношении требований о взыскании денежных средств в размере 14 143,21 руб. за период с 01.02.2018 по 24.02.2018 и обоснованно отклонено, поскольку иск предъявлен истцом 19.02.2020 в пределах указанного в статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срока, исчисляемого с 16.03.2018 после даты внесения оплаты за февраль 2018 год с учетом установленного тридцатидневного срока на соблюдение претензионного порядка.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, определенных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу положений пункта 3 статьи 1103 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством подлежат применению правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Исходя из особенностей предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределения бремени доказывания, на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, размер неосновательного обогащения.
В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 7, пунктам 2, 4 части 1 статьи 8, частям 7, 8 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, для реализации которых используется специальный правовой инструментарий, призванный поддерживать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В этих целях предусматривается установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и закрепление в качестве общего требования соответствия утверждаемого для потребителей тарифа на тепловую энергию его предельному уровню.
В силу статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Коммунальные ресурсы используются в таких помещениях на коммунально-бытовые нужды. Поэтому при взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф для населения, в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
Собственник (юридическое лицо) должен оплачивать коммунальные услуги по тарифу для иных потребителей только в том случае, если коммунальные услуги используются в жилых помещениях для производственной деятельности.
Такой вывод соответствует установленному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, общему критерию отнесения потребителей тепловой энергии к категории "население", заключающемуся в использовании этой тепловой энергии на коммунально-бытовые нужды.
Законом Приморского края от 19.06.2015 N 640-КЗ (далее - Закон N 640-КЗ) на теплоснабжающие организации возложена обязанность по предоставлению льготы населению Приморского края в случае превышения экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность) над установленным уполномоченным органом льготным тарифом.
На основании изложенного, поскольку в данном случае коммунальный ресурс поставлялся в помещения, предназначенные для проживания граждан, вывод суда первой инстанции о том, что стоимость поставляемого ресурса должна определяться по тарифу для населения, является правильным.
Вместе с тем, как верно установлено судом, теплоснабжающим предприятием при формировании расчетов начислений за 2018-2019 годы не учтены постановления департамента по тарифам Приморского края "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей Приморского края" N 70/1 от 13.12.2017, N 70/26 от 20.12.2018, в соответствии с которыми население Приморского края и потребители, приравненные к населению Приморского края, рассчитываются за тепловую энергию по тарифу 2158 рублей 72 копейки во втором полугодии 2017 года и в первом полугодии 2018 года, 2249 рублей 39 копеек во втором полугодии 2018 года, 2287 рублей 51 копейка в первом полугодии 2019 года, 2342 рубля 41 копейка во втором полугодии 2019 года.
При таких обстоятельствах, платежи, произведенные истцом в течение 2018, 2019 годов по завышенным тарифам за тепловую энергию, полученную по контрактам теплоснабжения и горячего водоснабжения N 22-ФБ/ТС-10-2018 от 10.04.2018, N 22-ФБ/ТС-10-2019 от 06.02.2019, в сумме переплаты (разница между примененным тарифом и льготным) в размере 121 600 рублей 48 копеек, правомерно расценены судом в качестве неосновательного обогащения и взысканы с ответчика.
Расчет проверен судом, признан верным, арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен.
Апелляционный суд считает правомерным отклонение доводов ответчика о том, что при заключении спорных контрактов истец не представил информацию относительно отнесения помещений, расположенных в жилом доме по адресу: п.Преображение, ул.Московская, д. 3, к жилым помещениям, поскольку исходя из положений пункта 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя; место нахождения организации (место жительства физического лица); место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод); тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей); расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; банковские реквизиты; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.
При этом, по справедливому суждению суда, перед заключением договора каждая сторона имела возможность ознакомиться с его проектом, проверить содержащуюся в нем информацию, уточнить неясности и при несогласии с содержащимися в нем условиями имела право инициировать процедуру их согласования.
То обстоятельство, что заключенные контракты были подписаны обеими сторонами и исполнены ими надлежащим образом в полном объеме само по себе не влияет на правовую оценку обстоятельств по делу применительно к положениям статьи 1103 ГК РФ.
Судебной коллегией также отклоняются доводы апеллянта, аналогичные заявленным в суде первой инстанции, мотивированные тем, что при применении цен ниже экономически обоснованных у ресурсоснабжающей организации неизбежно возникают выпадающие доходы.
В силу частей 13 - 15 статьи 10 Закона о теплоснабжении введение предельных уровней тарифов (предельного размера цены на соответствующую продукцию) направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически необоснованному росту тарифов на тепловую энергию и предполагает возможность установления льготных тарифов.
Применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Таким образом, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию.
При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно выступать то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть по общему правилу - субъект Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 640-КЗ, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), осуществляется путем предоставления теплоснабжающим организациям субсидий за счет средств краевого бюджета в порядке, определяемом Администрацией Приморского края.
Субсидии теплоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области жилищно-коммунального хозяйства и топливообеспечения на территории Приморского края в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (часть 2 статьи 5 Закона N 640-КЗ).
При этом исходя из правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 3 Постановления от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционного Суда Российской Федерации, указанное выше само по себе также не лишает ответчика возможности защитить свои права в судебном порядке путем взыскания соответствующих потерь за счет соответствующего публично-правового образования, в том числе в качестве убытков.
Принимая во внимание, что выставление ответчиком счетов на оплату в спорный период по завышенным тарифам на тепловую энергию привело к образованию на его стороне неосновательного обогащения виде разницы примененных тарифов, исковые требования правомерно удовлетворены судом в полном объеме в соответствии со статьей 1102 ГК РФ
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2021 по делу N А51-3060/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3060/2021
Истец: федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю"
Ответчик: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"