город Омск |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А75-4621/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 221 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9619/2021) акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2021 по делу N А75-4621/2021, (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Привольная, д. 15) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27) об оспаривании постановления от 09.03.2021 N 086/049.21- 267/2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - АО "ЮТЭК - Региональные сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 09.03.2021 N 086/049.21-267/2021 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Нижневартовского района (далее также прокуратура).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2021 по делу N А75-4621/2021 изменено вынесенное в отношении общества постановление Управления от 09.03.2021 N 086/049.21-267/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 60 000 руб.
Арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении. При этом на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание поведение общества, суд первой инстанции посчитал правомерным снизить размер штрафа до 60 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, указывает, что при заключении договора об осуществлении технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств членов СОНТ "Восход" составил 2 года; при заключении спорных договоров на технологическое присоединение ни от одного члена кооператива не поступило возражений, жалоб относительно увеличения срока выполнения мероприятий по спорным договорам.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили.
Представитель АО "ЮТЭК - Региональные сети" Абрамова М.Р. не обеспечила свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, ввиду надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности АО "ЮТЭК - Региональные сети" является оказание услуг по передаче электрической энергии и оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В Ханты-Мансийское УФАС России поступили материалы проверки прокуратуры Нижневартовского района по обращению Ряшинцерой А.А., по результатам рассмотрения которых административным органом установлены следующие обстоятельства.
Между АО "ЮТЭК - Региональные сети" и членами СОНТ "Восход" заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям потребителей. Численность членов товарищества СОНТ "Восход" составляет 294 человек.
Из представленной АО "ЮТЭК - Региональные сети" в прокуратуру информации в период с 20.02.2019 по 28.10.2019 между обществом и членами СОНТ "Восход" заключено 282 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям потребителей.
Согласно пункту 5 указанных договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению членов СОНТ "Восход" составляет 2 года со дня заключения настоящего договора при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств.
Административный орган, ссылаясь на пункт 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), указал, что срок исполнения обязательств по договорам технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств с мощностью менее 670 кВт составляет 1 год, по состоянию на 28.10.2020 указанный срок по договорам истёк, обязательства по договорам АО "ЮТЭК - Региональные сети" не исполнены.
Управление пришло к выводу о нарушении обществом требования пункта 16 Правил N 861, выразившемся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 1 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта.
Усмотрев в действиях (бездействии) АО "ЮТЭК - Региональные сети" признаки состава административного правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа 24.02.2021 составило протокол об административном правонарушении N 18.
Постановлением от 09.03.2021 N 086/049.21-267/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения, АО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
19.07.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
В пункте 7 Правил N 861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки на технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В пункте 18 Правил N 861 поименованы мероприятия по технологическому присоединению.
Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению потребителем и сетевой организацией производится по границе участка потребителя в соответствии с положениями пунктов 16.1, 16.3, подпункта "г" пункта 25.1 Правил N 861.
Пунктом 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Из материалов дела следует, что между обществом и членами СОНТ "Восход" заключено 282 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт.
Как указано выше, согласно пункту 5 договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению членов СОНТ "Восход" составляет 2 года со дня заключения настоящего договора, что не соответствует вышеназванным правилам.
Доводы общества о том, что им за свой счёт фактически выполнены работы в объёме подключения расчётной максимальной мощности энергопринимающего устройства 1,78 МВт (технологическое присоединение СОНТ "Восход"), отклоняются апелляционным судом, поскольку данные работы не влияют на условия заключённых договоров с потребителями.
Таким образом, в нарушение требований пункта 16 Правил N 861 общество не исполнило необходимых мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям в отношении заключенных договоров, что свидетельствует о доказанности события вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств того, что общество не имело возможности для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения, обществом не представлены.
Доводы общества о том, что изначально планировалось подключение к электросетям СОНТ "Восток" как юридического лица, однако с целью снижения материальных затрат со стороны членов СОНТ "Восход" общество взяло на себя самостоятельное строительство сетей электроснабжения до границ земельного участка каждого потребителя, что привело к заключению большого количества индивидуальных договоров (292) и установлению в договорах срока исполнения обязательств - 2 года, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку предельный срок выполнения договора со стороны электросетевой организации установлен Правилами N 861 и не может быть истолкован произвольно; договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям потребителей заключены между обществом и членами СОНТ "Восход", соответственно, АО "ЮТЭК - Региональные сети" обязано соблюсти нормативно установленный срок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей. Кроме того, из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении возбуждено в связи с поступлением в прокуратуру обращения председателя СОНТ Ряшенцевой А.А. о нарушении правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела наличие в действиях АО "ЮТЭК - Региональные сети" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, правомерно признано судом первой инстанции доказанным совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Соблюдение срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом и заявителем не оспаривается.
На основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание поведение общества, направленное на минимизацию негативных последствий от допущенного нарушения, суд первой инстанции посчитал правомерным снизить размер штрафа до 60 000 руб., что Управлением не обжалуется.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2021 по делу N А75-4621/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4621/2021
Истец: АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: УФАС по ХМАО-Югре Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре