г. Киров |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А29-5731/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожная Строительная Компания "Карьер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.08.2021 по делу N А29-5731/2021
по заявлению Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми (ИНН: 2901287271, ОГРН: 1172901008972)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожная Строительная Компания "Карьер" (ИНН: 1110003574, ОГРН: 1061109020719)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми (далее - заявитель, Северное МУГАДН, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" (далее - ответчик, ООО "ДСК "Карьер", Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.08.2021 заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
ООО "ДСК "Карьер" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве обоснования жалобы Общество указывает на наличие со стороны Управления существенных нарушений процессуальных требований, регламентированных КоАП РФ, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении, а именно: присутствующему на составлении протокола об административном правонарушении представителю Общества не были разъяснены его права и обязанности, в соответствующем разделе протокола отсутствует подпись представителя об их разъяснении, а также соответствующая запись об отказе его от подписи; результат контрольно-надзорного мероприятия оформлен ненадлежащим процессуальным документом - актом наблюдения (обследования).
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно оставлено без внимания ходатайство от 01.08.2021 об осмотре интернет-страниц сайта www.zakupki.gov.ru, на которых размещен государственный контракт от 13.06.2018 N 205/18, с целью проверки возможности скачивания указанного документа, а также проверки факта реальности его размещения в сети "Интернет". В апелляционной жалобе Общество просит суд апелляционной инстанции провести осмотр указанных интернет-страниц.
ООО "ДСК "Карьер" считает, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, приняв к производству заявление о привлечении к административной ответственности, поданное неуполномоченным лицом, не имеющим высшего юридического образования.
Общество также ссылается на нарушение ответчиком при проведении контрольно-надзорных мероприятий требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), действовавшего в спорный период, в связи с чем результаты упомянутых мероприятий не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и, соответственно, основанием для привлечения последнего к административной ответственности.
Кроме этого, ООО "ДСК "Карьер" обращает внимание на то, что организация, на которую возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги, обязана в сроки, установленные в контракте, устранять выявленные повреждения, несет ответственность не за образование дефектов, а за нарушение сроков их устранения.
Более подробно позиция ООО "ДСК "Карьер" по настоящему делу со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела раскрыта в апелляционной жалобе.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 19.04.2021 N 06-ДН и задания от 19.04.2021 N06-ДН Северным МУГАДН 22.04.2021 проведено наблюдение (обследование) федеральной автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров-Сыктывкар на участке км 785+136 - км 501+504, в ходе которого выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 014/2011. Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - Технический регламент), ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, введенного в действие приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1122-ст (далее - ГОСТ 33220-2015), ГОСТ 33128-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования, введенного в действие приказом Росстандарта от 07.04.2015 N 229-ст (далее - ГОСТ 33128-2014), ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания, введенного в действие приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1120-ст (далее - ГОСТ 33180-2014), ГОСТ 32945-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования, введенного в действие приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 991-ста (далее - ГОСТ 32945-2014), ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения, введенного в действие приказом Росстандарта от 23.07.2015 N 959-ст (далее - ГОСТ 33151-2014).
В нарушение указанных выше норм не соблюдены требования к состоянию обочин: на км 692+650 (справа), км 737+200 (слева), выявлены несанкционированные съезды; дорожным знакам: отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" на км 629+280 (справа), км 629+280 (слева), км 639+080 (справа), затруднено восприятие дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" (знак в грязи) на км 697+990 (справа) и дорожного знака 3.21 "Конец зоны запрещения обгона" (знак развернут) на км 705+080 (слева); состоянию дорожного барьерного ограждения: на км 613+480 (справа), км 754+700 (слева) балка, стойка, консоль дорожного барьерного ограждения деформированы; состоянию дорожных сигнальных столбиков: на км 697+980 (справа) отсутствуют дорожные сигнальные столбики на примыкании дорог в одном уровне; состоянию дорожного ограждения для пешеходов: на км 670+300 (слева) деформировано дорожное ограждение для пешеходов.
По результатам наблюдения (обследования) указанной автомобильной дороги составлен акт от 23.04.2021 N 6 (л. д. 20-28).
18.05.2021 по факту выявленных нарушений обязательных требований уполномоченное должностное лицо Северного МУГАДН в присутствии представителя Общества составило в отношении ООО "ДСК "Карьер" протокол N 232 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (л. д. 15-16).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление направило в Арбитражный суд Республики Коми заявление о привлечении ООО "ДСК "Карьер" к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил наличие и доказанность материалами дела в деянии Общества всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения, привлек ответчика к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ДСК "Карьер" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, что влечет или создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ООО "ДСК "Карьер" в силу долгосрочного государственного контракта от 13.06.2018 N 205/18 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения приняло на себя обязательства по поддержанию требуемого уровня содержания автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров - Сыктывкар на участке км 501+504 - км 785+136 для обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного дорожного движения, сохранности имущества, входящего в состав автомобильной дороги.
Апелляционным судом при исследовании материалов дела произведен осмотр сайта ЕИС "Закупки", в результате которого установлено, что на сайте в разделе "Контракты и договоры" размещены сведения об указанном государственном контракте, его текст и приложения к нему.
Соответственно, в рассматриваемом случае применительно к диспозиции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ Общество является исполнителем, оказывающим услуги по содержанию указанной автомобильной дороги, и несет ответственность за выполнение обязанностей по содержанию данной дороги, возлагаемых техническими регламентами и другими нормативными документами.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что Общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно статье 3 Закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Обязательные для соблюдения требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, формы и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены Техническим регламентом.
В соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 13.1 статьи 3 Технического регламента мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем: обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла; организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств; проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению; своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги; своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами.
Подпунктом "д" пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента установлено, что автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности: обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта а) настоящей статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.
Согласно подпункту "а" пункта 13.5 статьи 3 Технического регламента дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
В силу подпункта "г" пункта 13.5 Технического регламента минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения. Поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть заменены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 13.6 Технического регламента поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия (пункт 15 Технического регламента).
Согласно пункту 6.1 ГОСТ 33180-2014 состояние полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог должно соответствовать требованиям таблицы 1. Описание дефектов приведено в таблице А.1 приложения А.
Съезды с автомобильной дороги в неустановленных местах не допускаются.
В силу пункта 6.1.3 ГОСТ 33220-2015 установку отсутствующих знаков приоритета, предписывающих знаков и знаков особых предписаний осуществляют в течение 1 суток, остальных (кроме знаков индивидуального проектирования) - в течение 3 суток с момента обнаружения их отсутствия. Знаки индивидуального проектирования восстанавливают в течение не более 30 суток после обнаружения их отсутствия.
Дорожные ограждения не должны иметь дефектов, указанных в таблице 5, снижающих их удерживающую способность (пункт 6.4.2 ГОСТ 33220-2015).
Пунктом 7.22 ГОСТ 33128-2014 установлено, что конструкция ограждений для пешеходов должна обеспечивать замену изношенных или поврежденных элементов, сохранность конструкции при проведении работ по их содержанию (мойке, чистке).
На поверхности секций удерживающих и ограничивающих пешеходных ограждений не должно быть механических повреждений, заусенцев, искривлений, окалины или ржавчины. Нанесенное покрытие должно быть равномерным, без пропусков и потеков.
В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТ 33220-2015 дорожные ограждения для автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и быть установлены по национальным стандартам государств - участников Соглашения. Дорожные ограждения не должны иметь дефектов, указанных в таблице 5, снижающих их удерживающую способность (в том числе, отсутствие секции, балок, стоек, крепежных элементов).
Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение пяти суток после обнаружения дефектов. Высоту установки ограждений следует проверять после окончания дорожно-ремонтных работ (пункт 6.12 ГОСТ 33128-2014).
В силу пункта 6.5.1 ГОСТ 33220-2015 дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы должны соответствовать требованиям ГОСТ 32843, дорожные тумбы - ГОСТ 32759 и быть установлены по ГОСТ 33151 и национальным стандартам государств - участников Соглашения.
Пунктом 4.2.4 ГОСТ 33151-2014 предусмотрены порядок и случаи установления сигнальных столбиков.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами настоящего дела, в том числе актом наблюдения (обследования) от 23.04.2021 N 6 с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 18.05.2021 N 232, ООО "ДСК "Карьер", осуществляя содержание автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" на участке км 501+504 - км 785+136, допустило нарушение приведенных выше требований Технического регламента, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 33180-2014, ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 32945-2014.
Вопреки возражениям подателя жалобы, собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и статьи 26.11 КоАП РФ. Данных, которые бы давали основания ставить под сомнение достоверность доказательств, положенных в основу решения о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, апелляционным судом не установлено.
Как правомерно отмечено в решении суда первой инстанции, ответчик, указывая на недостатки собранных административным органом доказательств, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательства, свидетельствующие о соблюдении им требований Технического регламента, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 33180-2014, ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 32945-2014.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ссылка Общества на несоблюдение административным органом при проведении проверки требований Закона N 294-ФЗ не принимается.
В соответствии со статьей 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Соответственно, к формам государственного контроля относятся проведение проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Перечень мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ.
В силу части 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" органом, ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, с целью реализации полномочий.
При этом ссылка в решении суда на подпункт "д" пункта 3 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409, не влияет на существо рассматриваемого спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае контрольное мероприятие проведено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ, без взаимодействия с юридическим лицом в форме наблюдения на предмет исполнения организациями обязательных требований. Проведение такого мероприятия относится к компетенции административного органа. Проверка в отношении Общества в порядке Закона N 294-ФЗ не проводилась, и необходимость в ее проведении отсутствовала.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились данные, полученные административным органом в ходе мероприятий по контролю, указывающие на наличие события административного правонарушения (часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Каких-либо грубых нарушений порядка проведения мероприятий по контролю, влекущих в соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ недействительность их результатов, не установлено.
Доводы Общества о наличии со стороны Управления существенных нарушений процессуальных требований, регламентированных КоАП РФ, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении, а именно: присутствующему на составлении протокола об административном правонарушении представителю Общества не были разъяснены его права и обязанности, в соответствующем разделе протокола отсутствует подпись представителя о разъяснении прав и обязанностей, а также соответствующая запись об отказе его от подписи, отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела: протоколу об административном правонарушении от 18.05.2021, а также извещению о составлении протокола об административном правонарушении от 23.04.2021 N 740 (л.д. 40-42). Каких-либо замечаний в данной части при составлении протокола представителем ответчика высказано не было.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на проведение обследования спорного участка автодороги иным должностным лицом, а именно, не тем, который указан в акте в обозначенные дату и время, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о непредставлении административным органов документов, подтверждающих нахождение государственного инспектора Чеусовой М.В в командировке в целях проведения 22.04.2021 мероприятия по контролю, не свидетельствуют об отсутствии данного должностного лица при проведении указанного мероприятия, а также о незаконности его проведения и недействительности его результатов.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы Общества о том, что в рассматриваемом случае административная ответственность наступает только за превышение сроков устранения дефектов автомобильной дороги, установленных в контракте на ее содержание. Как указывает Общество, зафиксированные в акте наблюдения (обследования) от 23.04.2021 N 6 дефекты связаны с эксплуатацией дороги и ее естественным износом, административным органом не доказано, что дефекты возникли ранее даты обследования. При этом Обществом, в порядке статьи 65 АПК РФ, не представлены доказательства о самостоятельном выявлении указанных в акте нарушений либо об их устранении.
Протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий (часть 1 статьи 23.36, пункт 44 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
Таким образом, процедура привлечения Общества к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
По доводам заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в принятии к производству заявления о привлечении к административной ответственности, поданного неуполномоченным лицом, не имеющим высшего юридического образования, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Действительно, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у Чеусовой М.В. высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности.
Вместе с тем требования части 3 статьи 59, части 4 статьи 61 АПК РФ о наличии высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности распространяются только на представителей, непосредственно участвующих в судебном заседании.
Указанные требования не применяются к представителям при подаче ими искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы на основании выданной им доверенности. В рассматриваемом случае в доверенности от 11.01.2021 указано на наличие у представителя административного органа Чеусовой М.В. права на подачу и подписание любых заявлений (в том числе исковых заявлений).
Таким образом, оснований полагать, что заявление о привлечении Общества к административной ответственности в данном случае подано неуполномоченным лицом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено. Соответствующих доводов в апелляционной жалобе не заявлено.
Судом первой инстанции правомерно установлена в качестве отягчающего обстоятельства повторность совершения ответчиком однородного административного правонарушения. О повторности совершения аналогичных правонарушений свидетельствует информация, содержащаяся в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) по делам N N А29-3255/2020, А29-8038/2020, А29-14386/2020, А29-7551/2020 и другие.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей в данной ситуации соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иной, чем у суда, оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.08.2021 по делу N А29-5731/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ДСК "Карьер" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.08.2021 по делу N А29-5731/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5731/2021
Истец: Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора ФС по надзору в сфере транспорта, Северное МУГАДН ФС по надзору в сфере транспорта Территориальный отдел автотранспортного и автодорожного надзора по РК
Ответчик: ООО "Дорожная Строительная Компания "Карьер"
Третье лицо: ООО Цынгин Владимир Валентинович представитель "ДСК Карьер"