г. Владивосток |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А51-24580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей С.Н. Горбачевой, В.В. Верещагиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Находкинского городского округа в лице администрации Находкинского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-4897/2021
на решение от 29.06.2021
судьи Р.С. Скрягина
по делу N А51-24580/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)
к Находкинскому городскому округу в лице администрации Находкинского городского округа (ИНН 2508020000, ОГРН 1022500699704)
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
о взыскании 876 242 рублей 26 копеек
при участии:
от истца: Гамзина И.Э., по доверенности от 30.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 5129065, паспорт.
от ответчика (при участии онлайн): Лемешонок Т.В., по доверенности от 02.12.2019 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании 132524 0881192, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, предприятие, КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Находкинского городского округа Приморского края в лице администрации Находкинского городского округа (далее - ответчик, администрация, апеллянт) о взыскании за счет казны Находкинского городского округа задолженности за оказанные услуги теплоснабжения в размере 802 108 рублей 89 копеек за период с октября 2016 года по апрель 2019 года, 74 133 рублей 37 копеек пени за период с 11.05.2019 по 05.04.2020 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 30.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
Решением суда первой инстанции от 29.06.2021 исковые требования удовлетворены частично на сумму 726 475 рублей 30 копеек основного долга за поставленный коммунальный ресурс, 82 063 рубля 77 копеек пени, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 18 939 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. В обоснование жалобы со ссылкой на положения статей 16, 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, указывает на несогласие с взысканной задолженностью по жилому дому N2 по ул. Заречная, в г. Находка, имеющим статус общежития. Поскольку, находящиеся в рассматриваемом многоквартирном доме поэтажные коридоры, кухни, бытовые и подсобные помещения не являются частью коммунальной квартиры в смысле, придаваемом статьей 41 ЖК РФ, а отвечают понятию общего имущества многоквартирного дома, приведенного в пункте 2 Правил N491, начисления за предоставляемые услуги по теплоснабжению помещений должны производиться на основании сведений о жилой площади спорных помещений, в соответствии с техническим планом и выпискам из ЕГРП. Указывает на необоснованное увеличение исковых требований за счет увеличения пощади спорных помещений исходя из общих данных поэтажных планов без учета особенностей заселения и видов назначений помещений в спорном жилом доме, не являющихся местами общего пользования.
Истец по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось для предоставления сторонами дополнительных доказательств.
Во исполнение определений апелляционного суда от сторон поступили соответствующие пояснения, и дополнительные доказательства, подтверждающие факт заселения спорных помещений, а также их площадь (приложения к пояснениям истца от 30.09.2021), а также выписки из картотеки регистрации учета жилых помещений и выписки из ЕГРН (приложения к ходатайству ответчика от 04.08.2021), приобщенные в порядке статьи 268 АПК РФ к материалам дела в целях всестороннего и полного исследования обстоятельств спора с учетом доводов апеллянта.
На основании определения председателя первого судебного состава от 09.09.2021 рассмотрение дела осуществляется в составе судей Е.Н. Номоконовой, В.В. Верещагиной, С.Н. Горбачевой, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана только на часть судебного акта, и возражений по проверке только части судебного акта лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения только в части удовлетворения иска.
Из материалов дела коллегией апелляционного суда установлено следующее.
КГУП "Примтеплоэнерго" осуществляет функции теплоснабжения жилых домов, объектов социальной сферы и других объектов, расположенных на территории Находкинского городского поселения Приморского края.
Предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании - обществу с ограниченной ответственностью "Береговая" (далее - ООО "Береговая") (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Прометей плюс"), которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилых помещений (квартир), расположенных на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу:
г. Находка, ул. Первостроителей, д. 7:
кв. 82, 83 (октябрь 2016 года - апрель 2019 года);
кв. 141 (октябрь 2017 года - апрель 2019 года).
Также предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании - обществу с ограниченной ответственностью "Тафуин" (далее - ООО "Тафуин"), которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилых помещений (квартир), расположенных на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресам:
г. Находка, ул. Заречная, д. 2:
кв. 1, 3, 5, 5А, 7, 8, 14, 16, 17, 18, 21, 22, 28, 31, 61, 73, 155А (октябрь 2016 года - апрель 2019 года);
кв. 9, 25 (октябрь 2017 года - апрель 2019 года);
кв. 65 (ноябрь 2018 года - апрель 2019 года);
г. Находка, ул. Пограничная, д. 9, кв. 12 (февраль 2018 года - апрель 2019 года).
В том числе, предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании - обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (далее - ООО "Гарант-Сервис"), которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу:
г. Находка, проспект Мира, д. 24, кв. 57 (октябрь 2016 года - апрель 2019 года).
Кроме того, предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании - обществу с ограниченной ответственностью "Горжилуправление-8" (далее - ООО "ГЖУ-8"), которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилых помещений (квартир), расположенных на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресам:
г. Находка, ул. Береговая, д. 12, кв. 16 (октябрь 2016 года - апрель 2019 года);
ул. Комсомольская, д. 28:
кв. 191 (октябрь 2016 года - апрель 2019 года);
кв. 207 (апрель 2019 года);
ул. Комсомольская, д. 30, кв. 155 (апрель 2019 года).
Помимо прочего, предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании - обществу с ограниченной ответственности "Гайдамак" (далее - ООО "Гайдамак"), которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу:
г. Находка, ул. Красноармейская, д. 19, кв. 68 (октябрь 2018 года - апрель 2019 года).
Также, предприятие являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании - обществу с ограниченной ответственностью "Старый центр" (далее - ООО "Старый центр"), которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартиры), расположенной на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу:
г. Находка, ул. Малиновского, д. 9, кв. 22/5 (октябрь 2018 года - апрель 2019 года).
Факт подачи тепловой энергии в спорные жилые помещения подтверждается приказами, постановлениями о начале отопительного сезона, актами подключения к системам теплоснабжения домов по вышеуказанным адресам, актами выполненных работ. Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения по вышеуказанным адресам за спорные периоды составила 802 108 рублей 89 копеек (уточенные исковые требования).
В последующем вышеуказанные управляющие организации уступили КГУП "Примтеплоэнерго" свое право требования образовавшейся задолженности за поставленный ресурс в отношении спорных квартир по договорам уступок прав требований (цессии) от 10.10.2019 (с ООО "Тафуин"), (с ООО "Береговая"), от 10.10.2019 (с ООО "Гайдамак"), от 10.10.2019 (с ООО "Гарант-Сервис"), (с ООО "Старый центр"), от 10.10.2019 (с ООО "ГЖУ-8").
Полагая, что собственником вышеуказанных жилых помещений является Находкинский городской округ, цессионарий (истец) в адрес администрации Находкинского городского округа направил претензию с требованием об оплате задолженности, оставление без удовлетворения которой послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец представил справочный расчет суммы основного долга в размере 726 475 рублей 30 копеек, уменьшение которой состоялось за счет исключения из суммы иска квартир 25, 28, 31 по ул. Заречная, 2 (дополнения от 21.06.2021).
Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Спорные правоотношения по отпуску и оплате тепловой энергии на цели оказания коммунальных услуг собственникам помещений в жилых домах подлежат регулированию как общими положениями гражданского права об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 ГК РФ) так и нормами жилищного законодательства (раздел VII ЖК РФ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, в соответствии с данными учета энергии и в порядке, предусмотренном законом или условиями договора. Оплата оказанных услуг должна производиться за фактически принятый абонентом объем услуг.
Пунктами 1, 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, частями 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по оплате коммунальных услуг.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункты 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность собственников (нанимателей), проживающих в многоквартирных жилых домах, вносить плату за коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Факт поставки тепловой энергии в спорные жилые помещения администрации подтверждается приказами предприятия от 06.10.2017 N 324, от 08.10.2018 N 400, от 11.10.2016 N 400, от 02.05.2017 N 172, от 08.10.2015 N 381, и постановлениями администрации от 01.10.2018 N 1697, от 26.04.2019 N 690, от 02.05.2017 N 516, от 02.10.2017 N 1371, от 06.05.2017 N 540, от 10.10.2016 N 1119, от 02.10.2015 N 1348, актами подключения к системе теплоснабжения, актами выполненных работ.
Расчет поставленной энергии произведен истцом из фактически отпущенного в исковой период количества, на основании установленных постановлениями края департамента по тарифам Приморского края от 20.12.2016 N 70/1, от 13.12.2017 N70/1, от 20.12.2018 N70/26 тарифов, что соответствует требованиям статьи 544 ГК РФ.
Факт подключения спорных помещений к системе теплоснабжения в спорный период ответчиком не оспаривается, равно как и факт поставки определенного объема тепловой энергии, а также наличие обязательств у ответчика перед истцом по ее оплате.
Материалы дела свидетельствуют о наличии разногласий между сторонами по площади жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме коридорного типа N 2 по ул. Заречная, с учетом мест общего пользования.
В соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с пунктом 3.36 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, площадь квартиры жилого здания определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. К подсобным помещениям относятся кухни, коридоры, ванны, санузлы, встроенные шкафы, кладовые, а также площади, занятые внутриквартирной лестницей.
Общую площадь общежитий составляет площадь жилых комнат и вспомогательных помещений, а также мест общего пользования. При этом, как правило, каждое отдельно взятое жилое помещение (комната) не имеет помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Так, к вспомогательным помещениям общежитий относятся в частности кухни, туалеты, душевые и прочие помещения, предназначенные для совместного использования гражданами с целью удовлетворения бытовых и иных нужд и связанные с проживанием граждан в жилом помещении. Многоквартирные жилые дома состоят из площади жилых помещений и мест общего пользования.
Общая площадь жилого помещения в многоквартирном жилом доме на основании статьи 15 ЖК РФ включает сумму площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно статье 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире (в данном случае комнаты N 3, 5, 7-9, 16, 17, 18, 21, 61, 65, 73 принадлежат администрации на праве собственности) принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (статья 43 ЖК РФ).
В свою очередь, ответчик, возражая относительно площади мест общего пользования доказательств, свидетельствующих о том, что дом N 2 по ул. Заречная в п. Ливадия переведен из состава общежитий в жилой фонд постоянного проживания граждан, либо доказательства перепланировки спорных комнат в материалы дела не представил.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, при расчете объемов тепловой энергии на нужды отопления спорных домов должна быть учтена площадь вспомогательных помещений, к которым относятся в частности кухни, туалеты, душевые и иные помещения, предназначенные для совместного использования гражданами с целью удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием граждан в жилом помещении, независимо от того, находятся ли такие вспомогательные помещения в непосредственной собственности этих граждан.
В случае расчета стоимости поставленного коммунального ресурса, исключительно исходя из площади жилой комнаты, приведет к занижению стоимости отпущенного ему ресурса.
Проанализировав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для расчета платы за поставленную истцом тепловую энергию по спорному объекту (г. Находка, ул. Заречная, 2) исходя из сведений, содержащихся в ЕГРП.
С учетом, представленных в апелляционный суд документов и пояснений, принадлежность спорных жилых помещений (квартир) Находкинскому городскому округу администрацией не оспаривается.
Отклоняя доводы ответчика о заселении квартиры 16 дома N 12 по ул. Береговая в г. Находка суд правомерно исходил из выписки из поквартирной карточки, подтверждающей отсутствие с 12.10.2008 зарегистрированных в ней граждан.
Доказательств иного апеллянтом не представлено.
Суд первой инстанции, установив заселение квартир 25, 28 и 31 в доме 2 по ул. Заречная, п. Ливадия г. Находка, пришел к выводу о том, что бремя оплаты теплоснабжения лежит на нанимателях этих жилых помещений, с учетом заключенных договоров социального найма и найма специализированного жилого помещения.
В указанной части решение сторонами не оспаривается, в связи с чем коллегия судебный акт в необжалованной части не пересматривает.
Поскольку из материалов дела не следует, что рассматриваемые жилые помещения переданы гражданам в установленном законом порядке, либо иным образом отчуждены администрацией в пользу иных лиц, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что жилые помещения N 82, 83, 141 в МКД по ул. Первостроителей, 7; жилые помещения N 7, 22, 1, 3, 5, 16, 17, 18, 14, 5а, 8, 9, 61, 65, 73, 155А, 21 в МКД, расположенном по ул. Заречная, 2; жилое помещение N12 в МКД по ул. Пограничная, 9; жилое помещение N57 в МКД проспекту Мира, 24; жилое помещение N16 в МКД по ул. Береговая, 12; жилые помещения N191, 207 в МКД по ул. Комсомольская, 28; жилое помещение N155 в МКД по ул. Комсомольская, 30; жилое помещение N68 в МКД по ул. Красноармейская, 19; жилое помещение N22/5 в МКД по ул. Малиновского, 9 принадлежат администрации, следовательно, последнее является ответственным лицом по несению расходов на их содержание и оплату коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции с учетом предоставленного по указанию суда справочного расчета правомерно удовлетворил исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго" о взыскании с администрации 726 475 рублей 30 копеек основного долга за поставленную в период с октября 2016 года по апрель 2019 года тепловую энергию.
Отклоняя заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности за октябрь 2016 года, коллегия с учетом даты наступления обязанности оплаты за указанный период - до 11.11.2019, приостановления срока на период обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, пришла к выводу о необоснованности заявления ответчика, поскольку срок исковой давности по данному требованию истекает 11.12.2019. Учитывая дату подачи иска - 04.12.2019, трехгодичный срок исковой давности истцом не пропущен за период октябрь 2016 года, что соответствует обстоятельствам дела, нормам статей 195, 196, 199 200 ГК РФ, пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Обсуждая обоснованность иска в части взыскания пени, коллегия приходит к следующему.
Согласно статьям 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом и другими способами, предусмотренными договором или законом. Под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Из части 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В свою очередь, частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку факт нарушения ответчиком сроков оплаты основного долга подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика 82 063 рублей 77 копеек пени за период с 11.05.2019 по 05.04.2020, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования 5,5%, действующей на дату принятия решения также подлежало удовлетворению.
Расчет пени судом проверен и признан арифметически верным, ответчиком по существу не оспорен и не опровергнут, контррасчет пени не представлен.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2021 по делу N А51-24580/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24580/2019
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация Находкинского городского округа
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю