г. Хабаровск |
|
07 октября 2021 г. |
А73-7291/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Монолит", некоммерческой организации "Региональный оператор-фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит"
на решение от 28.07.2021
по делу N А73-7291/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (ОГРН 1082710000372, ИНН 2710014611)
к некоммерческой организации "Региональный оператор-фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН 132700001917, ИНН 2722999970)
о взыскании 1 000 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - истец, ООО "Монолит") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (далее - ответчик, Фонд капитального ремонта) о взыскании задолженности по договору N 202250000011900038 от 23.04.2019 в размере 1 000 000 рублей.
Решением суда от 28.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, в Шестой арбитражный апелляционный суд обратилось ООО "Монолит" с жалобой, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В жалобе заявитель указал на неприменение судом положений Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, в силу которых срок для оплаты работ, выполненных организациями - субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 30 Закона ФЗ-44 составляет 15 дней. ООО "Монолит" относится к категории микропредприятий. Кроме того, ответчик не явился для приемки выполненных работ, в связи с чем, комиссионный акт составлен 04.06.2020 в отсутствие неявившихся сторон. По мнению заявителя, с 04.06.2020 подлежат исполнению обязательства по оплате выполненных работ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебное заседание представители сторон не явились, что не является в силу п.3 ст. 156 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Хабаровского края проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 23.04.2019 между Фондом капитального ремонта (заказчик) и ООО "Монолит" (подрядчик) заключен договор N 202250000011900038, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с условиями настоящего договора, Техническим заданием (Приложение N 1), локальным сметным расчетом (Приложение N 4), являющимися неотъемлемыми частями настоящего договора, проектной документацией и условиями договора в установленные сроки, выполнить работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р.п. Чегдомын, п. ЦЭС, 12 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Пунктом 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 18.12.2020) установлена его цена - 7 168 420,59 руб., которая определяется на весь срок исполнения договора, и не подлежит изменению в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.4.1- 2.4.2 настоящего договора.
В силу пункта 2.3 договора в цену включены затраты на производство работ в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), локальным сметным расчетом (Приложение N 4), являющимся неотъемлемой частями настоящего договора, проектной документацией, и условиями настоящего договора, в том числе расходы на материалы, оборудование, их доставку, накладные расходы, непредвиденные затраты, все налоговые платежи, сборы, пошлины и иные платежи, которые являются обязательными в силу закона, в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 4).
В соответствии с пунктом 2.6 договора, заказчик перечисляет на расчетный счет подрядчика предоплату в размере 10% от цены договора на основании выставленного подрядчиком счета в течение 20 рабочих дней с даты получения счета. Подрядчик обязан использовать аванс для покрытия расходов по выполнению работ по настоящему договору, в том числе на приобретение материалов, оборудования, предоставить заказчику по первому требованию все необходимые документы, подтверждающие использование авансового платежа в соответствии с его назначением.
Погашение предоплаты производится путем удержания предварительного платежа из сумм, подлежащих выплате подрядчику за выполненные работы, указанные в Комиссионном акте о приемке работ.
Оплата работ по капитальному ремонту общего имущества производится заказчиком на основании подписанного присутствующими членами комиссии и согласованного органом местного самоуправления, а также лицами, которые уполномочены действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если работы проводятся на основании решения собственников помещений) Комиссионного акта о приемке работ по капитальному ремонту общего имущества, акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по многоквартирному дому, входящему в предмет настоящего договора, счета-фактуры (в случае, если подрядчик является плательщиком НДС), иных документов, в случаях, установленных в настоящем договоре, в течение 300 календарных дней с даты получения данных документов по многоквартирному дому, путем внесения суммы оплаты на расчетный счет подрядчика.
Оплата осуществляется в установленном порядке и в сроки, при отсутствии у заказчика замечаний к поступившему пакету документов, согласно условиям настоящего договора. Дата получения документов определяется согласно входящим регистрационным дате и номеру, проставляемым в приемной заказчика на сопроводительном письме (накладной, реестре, акте приема-передачи документов). Обязательство заказчика по оплате считается исполненным в момент списания денежных средств с расчетного счета заказчика (пункт 2.10 договора).
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 договора сроки выполнения работ установлены с 23.04.2019 по 20.08.2019 в течение 120 календарных дней с даты заключения договора.
Сроки исполнения этапов выполнения работ установлены в графике выполнения работ, являющимся приложением к настоящему договору (Приложение N 3).
Порядок сдачи и приемки работ согласован сторонами в разделе 6 договора.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 договора проверка и приемка выполненных работ по настоящему договору на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в настоящем договоре, осуществляется на основании комиссионного акта о приемке работ по многоквартирному дому в соответствии с порядком, установленным в настоящем разделе договора, и в соответствии с ВСН 42-85(р) "Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий" в части, не противоречащей требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, а также иными применимыми нормативными и ненормативными актами. Комиссионный акт о приемке работ составляется на фактически выполненные виды и объемы работ по многоквартирному дому по числу членов Комиссии. В Комиссионном акте о приемке работ в обязательном порядке должны быть указаны номер и дата договора, адрес многоквартирного дома и вид работ, стоимость выполненных работ. Приемка результатов выполненных работ по настоящему договору на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в настоящем договоре, осуществляется в соответствии с порядком, установленным в настоящем разделе договора. Приемка работ по многоквартирному дому осуществляется Комиссией в составе: заказчика, представителя органа исполнительной власти Хабаровского края, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации Органа исполнительной власти края), представителя организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, представителей собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме, представителями собственников помещений в многоквартирном доме являются лица, которые уполномочены действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, определенные в порядке, установленном в ст. 189 ЖК РФ (пункт 6.3 договора).
Согласно пункту 6.4 договора после завершения работ по капитальному ремонту общего имущества по многоквартирному дому, входящему в предмет настоящего договора, подрядчик не менее чем за 20 рабочих дней письменно уведомляет заказчика о готовности передать результат выполненных работ с указанием предлагаемых даты и времени приемки выполненных работ. Одновременно с уведомлением заказчику по реестру через приемную передаются: полный комплект исполнительной документации на бумажном носителе; Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в электронном виде в формате XML и/или Гранд-СМЕТА и в письменном виде; результаты фотофиксации объекта "до", "после" и "в процессе" (по каждому виду работ, указанному в Акте о приемке выполненных работ по форме КС-2) проведения работ.
В силу пункта 6.5 договора заказчик в течение 15 рабочих дней с даты получения уведомления подрядчика о завершении работ по капитальному ремонту общего имущества по многоквартирному дому, входящему в предмет настоящего договора, письменно уведомляет подрядчика и орган исполнительной власти края о готовности осуществления приемки работ по данному многоквартирному дому с указанием согласованных даты и времени приемки работ или уведомляет подрядчика о невозможности осуществления приемки работ в связи с установления факта не завершения работ, обнаружением отступлений подрядчика от условий договора, ухудшающих результаты работ или иных недостатков, при этом заказчик направляет подрядчику перечень необходимых доработок с указанием сроков.
В соответствии с пунктом 6.7 договора приемка результатов выполненных работ по настоящему договору осуществляется Комиссией в присутствии подрядчика по месту нахождения многоквартирного дома в срок и во время, указанные в уведомлении заказчика, направляемого в соответствии с пунктом 6.5. настоящего раздела договора. Подрядчик при предъявлении к приемке выполненных работ представляет членам Комиссии подписанный и заверенные со своей стороны Комиссионный акт о приемке работ по многоквартирному дому, входящему в предмет настоящего договора. Члены Комиссии в случае установления выполнения работ с качеством и в полном соответствии с требованиями закона и настоящего договора, подписывают Комиссионный акт о приемке работ по многоквартирному дому.
Работы по настоящему договору считаются принятыми Комиссией и исполненными подрядчиком с даты подписания всеми присутствующими при приемке работ членами Комиссии Комиссионного акта о приемке работ по многоквартирному дому, входящему в предмет настоящего договора (пункт 6.10 договора).
Платежным поручением N 927 от 08.05.2019 заказчиком на расчетный счет подрядчика внесена предоплата в размере 907 445,20 руб.
В период с 02.04.2019 по 04.06.2020 подрядчиком приобретены строительные материалы и выполнены ремонтные работы всего на сумму 9 074 452,80 руб.
Подрядчик, как следует из материалов дела, неоднократно приглашал представителей заказчика для комиссионной приемки выполненных работ, однако 04.06.2020, 22.07.2020, 02.08.2020, 23.09.2020 для комиссионной приемки выполненных работ, представители принимающей стороны не явились.
18.12.2020 стороны изменили цену договору в связи с заключением дополнительного соглашения N 1 от 18.12.2020, в соответствии с которым цена договора составила 7 168 420,59 руб.
Ответчиком произведена частичная оплата выполненных истцом работ платежными поручениями N 5465 от 24.12.2020 на 3 000 000 руб., N 704 от 17.02.2021 на сумму 1 000 000 руб., N 1289 от 29.03.2021 на сумму 1 260 975,39 руб.
Таким образом, заказчиком оплачено работ на 6 168 420,59 руб.
Задолженность по оплате выполненных подрядчиком работ составила 1 000 000 руб., в связи с чем, подрядчик направил заказчику претензии исх. N 12 от 17.02.2021, исх. N 27 от 18.03.2021 с требованием оплатить работы в полном объеме.
Требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Факт выполнения истцом принятых обязательств, а также стоимость выполненных и неоплаченных работ подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1 от 18.12.2019 на сумму 6 202 102,38 руб. и N 1.1 от 18.12.2019 на сумму 966 318,21 руб., подписанными со стороны заказчика без возражений и замечаний, а также подписанными сторонами локальными сметными расчетами N 1 и N 1.1. Работы на сумму 1 000 000 руб. заказчиком не оплачены.
С учетом поступления исполнительной документации, в том числе, Комиссионного акта, в адрес Регионального оператора 22.12.2020, срок оплаты работ по договору наступает 18.10.2021.
Таким образом, на момент принятия судебного акта срок для оплаты заказчиком работ не наступил.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в связи с не наступлением срока оплаты работ, суд руководствовался условиями договора, а также положениями жилищного законодательства, регулирующего специальный механизм и порядок оплаты работ по капитальному ремонту кровли.
В соответствии с пунктом 2.6 договора установлено, что оплата работ по капитальному ремонту общего имущества производится заказчиком на основании подписанного присутствующими членами комиссии и согласованного органом местного самоуправления, а также лицами, которые уполномочены действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если работы проводятся на основании решения собственников помещений) Комиссионного акта о приемке работ по капитальному ремонту общего имущества, акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по многоквартирному дому, входящему в предмет настоящего договора, счета-фактуры (в случае, если подрядчик является плательщиком НДС), иных документов, в случаях, установленных в настоящем договоре, в течение 300 календарных дней с даты получения данных документов по многоквартирному дому, путем внесения суммы оплаты на расчетный счет подрядчика.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что судом не применены положения, ограничивающие срок оплаты до 30 дней, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В силу п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Вместе с тем, исходя из существа спорных правоотношений, заказчик осуществляет отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление N 615).
Согласно пунктам 134, 135 Постановление N 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком, и содержит помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе форму, сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ, проект договора о проведении капитального ремонта. Вместе с тем, Постановление N 615 не устанавливает предельные сроки оплаты работ по договору.
В соответствии с частью 1 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к региональным операторам установлено требование об обеспечении финансовой устойчивости.
Согласно части 2 статьи 185 ЖК РФ объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.
В соответствии со статьей 9 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296-ФЗ "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края" объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование краевой программы, определяется с учетом остатка средств, не использованным Региональным оператором в предыдущем периоде, в размере не более 95% от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших Региональному оператору за предыдущий год, или прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование краевой программы (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется в размере не менее 70 процентов и не более 95 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год.
Следовательно, срок оплаты выполненных работ по договору в течение 300 рабочих дней обусловлен необходимостью соблюдения заказчиком действующего законодательства в части финансовой устойчивости.
Судом также отмечено, что до подачи заявки на участие в аукционе ООО "Монолит" имело фактическую возможность изучить аукционную документацию, техническое задание и условия договора, ознакомиться с условием о сроке оплаты работ по договору. Подавая заявку на участие в аукционе, ООО "Монолит" тем самым, согласилось с условиями, предложенными заказчиком.
Поскольку сторонами договора определен порядок оплаты работ, согласно которому срок окончательной оплаты не наступил, принимая во внимание, что договор не расторгнут, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Фонда капитального ремонта не возникла обязанность по оплате выполненных обществом работ в полном объеме.
Повторно оценив имеющиеся в деле доказательств, позиции сторон по приведенным ими доводам, суд апелляционной инстанции не усмотрел основания для отмены обжалованного судебного акта.
Выводы суда являются верными, в материалах дела не содержится доказательств, опровергающих выводы суда.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляют 3 000 рублей. С учетом того, что ООО "Монолит" перечислено в бюджет 1 500 рублей, оставшаяся сумма государственной пошлины подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2021 по делу А73-7291/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Монолит" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7291/2021
Истец: ООО "Монолит"
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР-ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Третье лицо: Ланихина Елена Геннадьевна