07 октября 2021 г. |
Дело N А83-6137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,
при участии прокурора - Махини Виктории Валериевны, удостоверение ТО N 296501 от 25.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Индивидуального предпринимателя Нерсисяна Гарика Гензеловича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2020 года по делу N А83-6137/2020,
по исковому заявлению Заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым
к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Индивидуальному предпринимателю Нерсисян Гарику Гензеловичу,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Совета министров Республики Крым
о признании договоров предоставления торговых мест недействительными и применении последствий недействительности сделок,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее - Администрация), Индивидуальному предпринимателю Нерсисян Гарику Гензеловичу (далее - предприниматель, ИП Нерсисян Г.Г.) (вместе - ответчики), согласно которому просил:
- признать Договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения от 13.01.2020 N 54, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Гензеловичем недействительным;
- признать Договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения от 13.01.2020 N 55, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Гензеловичем недействительным;
- признать Договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения от 13.01.2020 N 56, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Гензеловичем недействительным;
- признать Договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения от 13.01.2020 N 57, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Гензеловичем недействительным;
- признать Договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения от 13.01.2020 N 58, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Гензеловичем недействительным;
- применить последствия недействительности сделок путем возврата по акту приема-передачи земельных участков ориентировочной площадью 2 500 кв.м., расположенных по адресу: в районе ул. Индустриальная, 3, пгт Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республика Крым.
23.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Совет министров Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым исковые требования Заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Администрация Черноморского сельского поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права. Так, по мнению апеллянта, спорный объект (павильон для обслуживания посетителей) не является капитальным, поскольку не имеет фундамента и у ИП Нерсисяна Г.Г. нет прав на него, которые подлежали бы обязательной государственной регистрации, либо иных документов, которые бы закрепляли права за предпринимателем, равно как и принадлежность данного объекта какому-либо земельному участку. Кроме того, апеллянт указывает, что спорные договоры являются договорами возмездного оказания услуг. Цели, для которых были заключены спорные договоры сторонами достигнуты, оснований полагать, что сделки являются притворными, не имеется.
Кроме того, ИП Нерсисян Г.Г. также обратился с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ИН Нерсисян Г.Г. указал, что павильон предпринимателя не является капитальным строением, доказательств обратного, кроме акта осмотра Прокуратуры в материалах дела не имеется. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что предусмотренный порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов (НТО) отвечает принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности и направлен на предупреждение коррупционных проявлений.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 апелляционные жалобы приняты к производству суда апелляционной инстанции и назначены к совместному рассмотрению.
Судебные разбирательства откладывались по различным основаниям, в том числе в связи с неявкой лиц, участвующих в деле.
08.04.2021 от ИП Нерсисяна Г.Г. поступили пояснения по апелляционной жалобе, в которых предприниматель указал, что автомойка самообслуживания принадлежит иному лицу. Кроме того, указал, что 25.05.2020 у предпринимателя был изъят товар на сумму 280 000 рублей, поскольку вменяемое правонарушение связано с осуществлением розничной торговли спиртосодержащей продукцией в нестационарном объекте.
30.04.2021 от ИП Нерсисяна Г.Г. поступили фотоматериалы.
14.05.2021 от Прокуратуры Республики Крым поступил акт осмотра земельного участка от 05.02.2020.
19.05.2021 от Прокуратуры Республики Крым поступил отзыв на апелляционные жалобы. В отзыве указано, что в ходе прокурорской проверки, проведённой совместно с представителями Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
03.06.2021 от Прокуратуры Республики Крым поступил акт осмотра земельного участка от 01.06.2021.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 произведена замена судьи Остаповой Е.А. на судью Колупаеву Ю.В.
08.07.2021 от ИП Нерсисяна Г.Г. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 произведена замена судьи Колупаевой Ю.В. на судью Остапову Е.А.
26.07.2021 от ИП Нерсисяна Г.Г. поступили пояснения, аналогичные по содержанию с апелляционной жалобой.
19.08.2021 от Прокуратуры Республики Крым поступили пояснения с приложением схемы размещения торговых мест, предоставленных ИП Нерсисяну Г.Г. по договорам от 13.01.2020, а также техническое заключение по обследованию строительных конструкций торгового павильона "Милена" по адресу: Республика Крым, пгт. Черноморское, ул. Индустриальная, торговое место N 1.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 произведена замена судьи Остаповой Е.А. на судью Евдокимова И.В.
13.09.2021 от Администрации Черноморского сельского поселения поступили письменные пояснения, в которых ответчик указал, что торговые места, которые являются предметом спора по данному делу, предоставлялись ответчику как участнику ярмарки для реализации товаров широкого потребления. Также представил копию схемы размещения торговых мест.
13.09.2021 от Прокуратуры Республики Крым поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части применения последствия недействительной сделки путем возврата Индивидуальным предпринимателем Нерсесян Гариком Гензеловичем по акту приема-передачи земельных участков ориентировочной площадью 2 500 кв.м., расположенных по адресу: в районе ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
В судебном заседании 30.09.2021 прокурор поддержал ходатайство об отказе от исковых требований в части применения последствия недействительной сделки, в остальном просил решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Иные лица участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев заявление истца об отказе от части исковых требований, в порядке части 2 статьи 49 АПК РФ, судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает, что указанное заявление подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от заявленных требований полностью или частично.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает отказ от иска, если он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается часть 3 статьи 151 АПК РФ).
Как следует из заявленного истцом ходатайства, последнее подписано Первым заместителем прокурора Республики Крым - Черневич С.Б.
Оснований полагать, что принятие отказа от части исковых требований нарушит права и законные интересы истца и иных лиц, не имеется.
При таких обстоятельствах, в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа истца от исковых требований в части применения последствий недействительной сделки путем возврата Индивидуальным предпринимателем Нерсесян Гариком Гензеловичем по акту приема-передачи земельных участков ориентировочной площадью 2 500 кв.м., расположенных по адресу: в районе ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым, производство по делу в данной части подлежит прекращению на основании части 4 статьи 150 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
13 января 2020 года между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее - организатор ярмарки) и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Гензеловичем (далее - участник ярмарки) заключены Договоры о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N N 54, 55, 56, 57, 58 (далее - Договоры).
Согласно разделу 1 Договора от 13.01.2020 N 54 организатором ярмарки для участия в универсальной ярмарке участнику ярмарки предоставлено торговое место N1/с, в соответствии со схемой размещения торговых мест на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Аналогичные положения о предоставлении торговых мест N N 2/с, 3/с, 4/с, 5/с предусмотрены разделами 1 Договоров от 13.01.2020 NN 55, 56, 57, 58.
Размер оплаты за торговое место установлен фиксированной суммой 28 750,00 руб., оплата осуществляется по безналичному расчету платежным поручением путем перечисления участником ярмарки денежных средств на расчетный счет организатора ярмарки (раздел 3 Договоров).
Срок действия Договоров установлен в разделе 5, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2021.
В соответствии с пунктом 1.2 Договоров от 13.01.2020 N N 54, 55, 56, 57 участник ярмарки использует торговое место для реализации товаров широкого потребления.
Пунктом 1.2 Договора от 13.01.2020 N 58 предусмотрено, что участник ярмарки использует торговое место для реализации строительных материалов.
Прокуратурой Черноморского района Республики Крым проведена проверка соблюдения земельного законодательства при заключении договоров о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ИП Нерсесян Г.Г. возведен торговый объект, имеющие признаки капитального строения, размещено оборудование автомойки самообслуживания.
Под указанным объектом размещен земельный участок ориентировочной площадью 2 500 кв.м., находящийся в муниципальной собственности Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Земельный участок используется на основании Договоров предоставления торговых мест на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N N 54, 55, 56, 57, 58 от 13.01.2020, заключенных между Администрацией и ИП Нерсесян Г.Г., при этом торговые места предоставлены в отсутствие расположенных на них строений.
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о предоставлении организатором ярмарки на длительный срок под видом права на размещение торговых мест на универсальной ярмарке земельных участков в пользование отдельным субъектам предпринимательства, что приводит к ограничению конкуренции и не поступлению в бюджет муниципального образования платежей за фактическое использование земельных участков.
По мнению прокурора, спорные договоры N N 54, 55, 56, 57, 58 от 13.01.2020 были заключены между ответчиками для сокрытия арендных отношений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, рассмотрев требования истца, коллегия судей полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (пункт 1 статьи 52 АПК РФ).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10 право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Исковое заявление по настоящему делу предъявлено прокурором на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в защиту прав и законных интересов муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Республики Крым.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381- ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учётом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532 утверждён Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым.
Пунктом 2 вышеуказанного Порядка установлено, что ярмарка - это мероприятие, проводимое по решению исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым для розничной продажи товаров, организуемое в определенном месте (вне пределов розничных рынков) и на установленный срок с целью повышения доступности товаров для населения; в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными: на универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
Торговое место - это место на ярмарке (в том числе павильон, киоск, палатка, тележка, автолавка, автофургон, лоток, корзина), отведённое участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров.
Согласно п. 2.1 Порядка ярмарки подразделяются на следующие типы в зависимости от периодичности проведения - на регулярные и разовые. Под регулярными ярмарками понимаются ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке (к ним относятся ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки). Разовые ярмарки не имеют установленной регулярности проведения (к ним относятся праздничные, сезонные и тематические ярмарки, не имеющие регулярного характера).
Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что между Администрацией и ИП Нерсисяном Г.Г. заключены договоры о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N N N 54, 55, 56, 57, 58 от 13.01.2020. В ходе проверки установлено, что предпринимателем на земельных участках, расположенных по адресу: в районе ул. Индустриальная, 3, пг. Черноморское, Черноморски район, Республика Крым, возведен торговый объект, имеющий признаки капитального строения.
При этом, из технического заключения по обследованию строительных конструкций торгового павильона "Милена" (торговое место N 1), выполненного ООО "Крым-Проект" установлено, что данный торговый павильон является незавершенным строительством некапитального сооружения и является временной постройкой. (т.4, л.д.4-22)
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что на предоставленных торговых местах Нерсесяном Г.Г. возведены капитальные строения, которые соответствуют признакам недвижимого имущества в соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ.
Следует отметить, что доказательства передачи организатором ярмарки предпринимателю на основании спорных договоров торговых мест - торгового павильона, в материалах дела также отсутствуют.
Содержание вышеуказанных норм, регулирующих правила организации ярмарок и продажи товаров на них, а также требования к организации продажи товаров на ярмарках, позволяют прийти к выводу о том, что оспариваемые договоры не отвечает вышеизложенным требованиям, в связи с чем они не являются договорами о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке. Фактически организатор ярмарки предоставил предпринимателю право разместить на земельном участке муниципальной собственности нестационарный торговый объект, а предприниматель такой объект возвел.
В силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учётом её существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.
Согласно указанной норме права, признаком притворности является отсутствие волеизъявления на её исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически прикрыть другую сделку.
В связи с притворностью, недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
По мнению судебной коллегии спорная сделка заключена сторонами с намерением прикрыть другую сделку - по предоставлению места для размещения нестационарного торгового объекта.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, определенной полномочным органом.
Согласно Постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса (пункт 1 раздела II).
НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления) (пункт 5 раздела II).
Согласно пункту 1 раздела V вышеуказанного Порядка с целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО.
Случаи предоставления места для размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка.
Из содержания пункта 2 раздела IV Порядка и обстоятельств настоящего дела усматривается, что основания предоставления Обществу места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур отсутствуют.
Субъекты торговли, которым предоставлено право на размещение НТО без предоставления земельного участка или установления сервитута, обязаны вносить плату, определенную в договоре на размещение НТО. Размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам Конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы (пункты 2, 3 раздела VIII Порядка в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора).
По общему правилу, закрепленному в частях 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В материалы дела доказательств опубликования информации о предстоящем предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном выше порядке не представлено. Не представлено суду также и доказательств наличия у ответчика права на предоставление ему мест для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего (пункт 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).
Положения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также разъяснений, приведенных в пунктах 73 - 75 постановления Пленума N 25, апелляционный суд приходит к выводу о несоблюдении порядка заключения оспариваемых договоров в связи с заключением последних без торгов, и о наличии оснований для признания сделок недействительными в силу их ничтожности.
Под видом предоставления ИП Нерсисяну Г.Г. права на организацию и проведение ежедневной ярмарки на длительный срок, фактически осуществлялось пользование земельным участком для размещения нестационарного торгового объекта субъектом предпринимательства, что привело к ограничению конкуренции.
С учётом изложенных выше обстоятельств, по мнению судебной коллегии, вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого договора является верным, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционных жалобах ответчиков, не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь частью 4 статьи 150, статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Принять отказ Заместителя прокурора Республики Крым в интересах Муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым от исковых требований по делу N А83-6137/2020 в части применения последствия недействительной сделки путем возврата Индивидуальным предпринимателем Нерсесян Гариком Гензеловичем по акту приема-передачи земельных участков ориентировочной площадью 2 500 кв.м., расположенных по адресу: в районе ул. Индустриальная, 3, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым в муниципальную собственность Черноморского сельского поселения в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым.
2. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2020 по делу N А83-6137/2020 в данной части отменить.
3. Производство по делу N А83-6137/2020 в части применения последствия недействительной сделки - прекратить.
4. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2020 по делу N А83-6137/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Индивидуального предпринимателя Нерсисян Гарика Гензеловича, Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6137/2020
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ЧЕРНОМОРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ИП Нерсисян Гарик Ганзелович
Третье лицо: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИФНС России N9 по РК, ПРОКУРАТУРА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ