г. Воронеж |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А64-3077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Серегиной Л.А., |
|
Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Фомин А.В., представитель по доверенности от 30.12.2020 N ТЭК/Д/24, выданной сроком до 31.12.2021;
от Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области: Харитонова Н.О., представитель по доверенности от 09.04.2021 N 03/2924, выданной сроком до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр координации и развития социальной защиты": Яковлева Е.О., представитель по доверенности от 01.07.2021 N 16, выданной сроком до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центра социальной поддержки граждан": Новоторцева Е.С., представитель по доверенности от 17.03.2021 N б/н, выданной сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от Субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Администрации Тамбовской области: Волкова Ю.С., представитель по доверенности от 01.02.2021 N 20, выданной сроком до 31.12.2021;
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционные жалобы Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр координации и развития социальной защиты", Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" и Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 по делу N А64-3077/2020 по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129 ИНН 6829010210) к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ИНН: 6829111225 ОГРН: 1156829004232), Комитету по управлению имуществом Тамбовской области (ИНН: 6831000240 ОГРН: 1066829046844), Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр координации и развития социальной защиты", Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центра социальной поддержки граждан" (ОГРН 1026801157184 ИНН 6831011838) о взыскании 38961,48 рублей, третье лицо: Субъект Российской Федерации - Тамбовская область, в лице Администрации Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в арбитражный суд с иском к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центра социальной поддержки граждан" (ТОГКУ "Центра социальной поддержки граждан") о взыскании задолженности за электрическую энергию за период январь-февраль 2020 в размере 38 961,48 рублей, поставленную в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г. Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2.
Истцом неоднократно уточнялись исковые требования, в окончательном варианте просил:
1.Заменить ненадлежащего Ответчика - Субъект Российской Федерации - Тамбовская область, в лице Администрации Тамбовской области на надлежащих Ответчиков: Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ИНН: 6829111225 ОГРН: 1156829004232), Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (ИНН: 6831000240 ОГРН: 1066829046844), ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты".
2. Включить в число третьих лиц, не заявляющих требований по настоящему делу - Субъект Российской Федерации - Тамбовская область, в лице Администрации Тамбовской области.
3. Исключить из числа третьих, не заявляющих требований по настоящему делу, лиц, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты".
4. Взыскать с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" задолженность за электрическую энергию за период январь-февраль 2020 года в размере 30 779,44 руб.
5. Взыскать с Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" задолженность за электрическую энергию февраль 2020 года в размере 7 285,07 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" взыскана задолженность за электрическую энергию за период январь-февраль 2020 года в размере 30 779,44 руб., а также 1 617 руб. судебных расходов по оплате госпошлины, с ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за электрическую энергию за февраль 2020 года в размере 7 285,07 руб., а также 383 руб. судебных расходов по оплате госпошлины. Иск в части требований к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и Комитету по управлению имуществом Тамбовской области оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты", ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указывают на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021, в связи с чем, просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции Комитет по управлению имуществом Тамбовской области не обеспечил явку своего полномочного представителя.
Через сервис "Мой арбитр" от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором Комитет по управлению имуществом Тамбовской области поддерживает доводы рассматриваемых апелляционных жалоб.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В настоящем судебном заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" доводы своей апелляционной жалобы поддерживает.
Явившийся в арбитражный суд апелляционной инстанции представитель Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области доводы апелляционной жалобы также поддерживает.
Явившийся в арбитражный суд апелляционной инстанции представитель ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты" поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации Тамбовской области поддерживает доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в объяснении относительно апелляционных жалоб.
В настоящем судебном заседании представитель истца возражает против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав позиции участников процесса, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно постановлению Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 N 36-э ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" является Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тамбовской области.
В зоне деятельности Гарантирующего поставщика ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" располагаются многоквартирные дома, по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г. Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2.
Субъекту Российской Федерации - Тамбовской области принадлежат на праве собственности следующие квартиры: N N 2, 6, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 39, 43, 47, 51, 55, 59, 63, 67,71, 121, 125, 129, 133, 137, 141, 145, 149, 153, 157, 161, 165, 169, 173, 177, 181, 186, 190, 194, 198, 202, 206, 210, 214, 217, 221, 225, 229, 233, 237, 241, 245, 250, 254, 258, 262, 266, 270, 274, 278 многоквартирного дома по адресу: г.Тамбов ул.Запрудная дом 4; а также принадлежат на праве собственности следующие квартиры NN 2, 6, 7, 11, 12, 16, 17, 21, 22, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 многоквартирного дома по адресу: г.Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2.
На основании Приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 11.02.2019 г. N 74 "О передаче недвижимого имущества, являющеюся государственной собственностью Тамбовской области, с баланса управления градостроительства и архитектуры области и закреплении его за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки граждан" на праве оперативного управления" вышеуказанные квартиры закреплены на праве оперативного управления за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки граждан".
Как усматривается из материалов дела, вышеуказанные жилые помещения переданы ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма жилого помещения.
На основании Приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.01.2020 N 49 "Об изъятии из оперативного управления Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью Тамбовской области, и закреплении его на праве оперативного управления за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр координации и развития социальной защиты" квартиры, в количестве 27 единиц по ул. Свободной, д. 4, корп. 2, и 58 единиц по ул. Запрудной, д. 4 изъяты из оперативного управления Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" и по актам приема-передачи от 31.01.2020 переданы Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр координации и развития социальной защиты" на праве оперативного управления.
За период с января по февраль 2020 года на вышеуказанные объекты была поставлена электрическая энергия в объеме потерь электрической энергии в количестве 11536 кВт.ч. на общую сумму 38 064,51 руб.
Расчет стоимости электрической энергии, потребленной в спорных жилых помещениях за указанный период, произведен в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
В адрес Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" направлены акты приема-передачи электрической энергии (мощности) N Э-003780/01 от 31.01.2020 на сумму 17 845,74 руб., N Э-008782/01 от 29.02.2020 на сумму 20 218,77 руб.
В целях досудебного урегулирования спора, истец 31.03.2020 направил в адрес Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" претензию за N ИСХ/ТО/Т/8175 с требованием о погашении суммы задолженности за потребленную электрической энергии в размере 38 064,51 руб.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии, оставление без удовлетворения претензионных требований, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как следует из норм, установленных статьей 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом споре договоры на поставку электрической энергии в многоквартирные дома, по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г. Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2 в рассматриваемый период январь-февраль 2020 заключены не были.
Пунктом 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30) разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Рассматриваемые жилые помещения (квартиры) в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г. Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2, являются собственностью субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, отнесены к специализированному жилищному фонду Тамбовской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании Приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 11.02.2019 г. N 74 "О передаче недвижимого имущества, являющеюся государственной собственностью Тамбовской области, с баланса управления градостроительства и архитектуры области и закреплении его за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки граждан" на праве оперативного управления" вышеуказанные квартиры закреплены на праве оперативного управления за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки граждан".
На основании Приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.01.2020 N 49 "Об изъятии из оперативного управления Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью Тамбовской области, и закреплении его на праве оперативного управления за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр координации и развития социальной защиты" квартиры, в количестве 27 единиц по ул. Свободной, д. 4, корп. 2, и 58 единиц по ул. Запрудной, д. 4 изъяты из оперативного управления Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" и по актам приема-передачи от 31.01.2020 переданы Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр координации и развития социальной защиты" на праве оперативного управления.
В ЖК РФ внесен раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Таким образом, договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
На основании вышеизложенного, довод заявителей апелляционных жалоб о том, что обязанность по оплате электрической энергии ресурсоснабжающей организации лежит непосредственно на нанимателях жилых помещений вне зависимости от вида договора найма и вида жилого фонда, к которому относится жилое помещение является несостоятельным.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, осуществляет поставку электроэнергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г. Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2.
В соответствии с ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из вышеуказанного следует, что собственники вправе принять решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как усматривается из материалов дела, общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г.Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г.Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2, приняты решения, предусмотренные пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Тамбов ул.Свободная дом 4 корпус 2 от 14.10.2019 г., протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Тамбов, проезд Запрудный, дом 4).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключённым со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определённой в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода нескольких собственников многоквартирного дома на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (Письмо Минстроя России от 04.03.2020 N 6760-ОГ/06 О заключении договоров ресурсоснабжения).
Судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, арендаторами, иными пользователями законодательством не предусмотрены.
Спорные жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г, Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2, в рассматриваемый период на праве оперативного управления принадлежали Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки граждан", Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр координации и развития социальной защиты".
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками и являются производными от права собственности правами (абзац 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в связи с чем обязанность по оплате электрической энергии, поставленной в вышеуказанные жилые помещения в рассматриваемый период в рассматриваем случае возникает у Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан", Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр координации и развития социальной защиты".
В материалы дела представлены копии договоров найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенные между Тамбовским областным государственным учреждением "Центр социальной поддержки граждан" как наймодателем и нанимателями (том IV л.д.2-171, том V л.д. 1-179 том VI л.д.1-161), которыми предусмотрена обязанность наймодателя требовать от нанимателя своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обеспечивать предоставление Нанимателю коммунальных услуг (подпункт 1 пункта 14, подпункт 7 пункта 15 договоров).
Рассматриваемые в настоящем деле квартиры переданы от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" по акту приема-передачи от 31.01.2020 Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр координации и развития социальной защиты".
Согласно ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст. 551 ГК РФ также предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
При этом исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (п. 2 ст. 551 ГК РФ).
То есть, арбитражным судом области правильно сделан вывод, что обязанность по оплате электрической энергии у Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" возникает за период до даты регистрации перехода права собственности на рассматриваемые квартиры, у Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр координации и развития социальной защиты" - с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, что соответствует расшифровкам начислений за январь-февраль 2020, представленным истцом (том VII л.д.64-68).
Суд области правомерно исходит из того, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2020 по делу N А64-1707/2020 с Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" взыскано 13 769,91 рублей задолженности за электрическую энергию за декабрь 2019 г, поставленную в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Запрудная, д.4, и г. Тамбов, ул. Свободная, д.4, корп.2. Указанное решение вступило в законную силу.
Довод Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о том, что суд первой инстанции неправомерно ссылается на вышеуказанное дело как преюдициальное отклоняется судебной коллегией в связи с тем, что согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
То обстоятельство, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.05.2020 по делу N А64-1707/2020 не обжаловалось, не умаляет факт того, что вступивший в законную силу судебный акт обладает признаками общеобязательности и преюдициальности в силу ст.ст. 16, 69 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части взыскания с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" задолженности за электрическую энергию за период январь-февраль 2020 года в размере 30779,44 руб, с ТОГКУ "Центр координации и развития социальной защиты" задолженности за электрическую энергию февраль 2020 года в размере 7 285,07 руб.
Исковые требования, заявленные к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области удовлетворению не подлежат, поскольку рассматриваемые квартиры в период январь-февраль 2020 Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области на каком-либо титульном праве не передавались; в казну субъекта РФ указанное имущество в спорный период не поступало.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на судебные акты по другим делам несостоятельны, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору, а также с учетом иных представленных доказательств.
Довод апелляционных жалоб о том, что в силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ долг необходимо взыскать с собственника в лице главного распорядителя, а не с учреждений, за которыми спорные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления в спорный период, отклоняется как противоречащий нормам права.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в соответствии с Обзором судебной практики Верховного суда N 2 от 26.06.2015 г. на нанимателя возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, отклоняется как неоснованные на материалах дела и нормах права в связи с иными фактическими обстоятельства дел.
В соответствии с ответом на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного суда N 2 от 26.06.2015 г. следует, что в силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключённым со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определённой в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода нескольких собственников многоквартирного дома на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (Письмо Минстроя России от 04.03.2020 N 6760-ОГ/06 "О заключении договоров ресурсоснабжения").
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда не предусмотрены.
В силу пункта 1.2 данных договоров найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Балансодержатель обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг и жилищных услуг через управляющую организацию.
В соответствии с пунктом 3.3 данных договоров Балансодержатель вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 2.1.8 данных договоров следует, что в случае невнесения в установленный срок платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги Наниматель уплачивает Балансодержателю пени в размере, установленном ЖК РФ.
Таким образом, стороны договоров найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласовали порядок, при котором отношения по оплате коммунальных услуг с РСО осуществляет непосредственно Балансодержатель с возложением на Нанимателя обязанность по оплате ему платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с возложением ответственности по выплате пени в адрес Балансодержателя.
На обоснованность данного подхода указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, в соответствии с которым следует, что согласно части 4 статьи 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг.
В соответствии с Положением об управлении социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, утв. Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 25.05.2015 N 181 (ред. от 29.04.2021) следует, что в соответствии с основными задачами Управление выполняет функции по возмещению суммы оплаты за коммунальные услуги (п.п. 3.7.6.4).
Таким образом, законодательно и правоприменительной практикой ВС РФ определён специальный порядок оплаты коммунальных услуг и ответственности за неуплату коммунальных услуг по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот.
Правовых оснований для возложения на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей расходов по оплате коммунальных услуг по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - не имеется.
Довод апелляционных жалоб о том, что у учреждений отсутствуют денежные средств, выделяемые из бюджета, для оплаты спорной задолженности, подлежит отклонению как невлекущие отмену оспариваемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционные жалобы не содержат, доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 не имеется.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на её заявителей.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 по делу N А64-3077/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3077/2020
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр координации и развития социальной защиты", ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Третье лицо: Тамбовскую область в лице Администрации Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд