г. Пермь |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А60-5807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцов В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 июля 2021 года по делу N А60-5807/2021
по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (ИНН 6631006407, ОГРН 1026601799950)
к Государственному автономному стационарному учреждению социального обслуживания Свердловской области "Североуральский психоневрологический интернат" (ИНН 6631000684, ОГРН 1026601801247)
о взыскании 52 030, 98 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Североуральский психоневрологический интернат" (ответчик, ГАУ "Североуральский ПНИ") с требованием о взыскании финансовых санкций в размере 52 030, 98 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично: с Государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Североуральский психоневрологический интернат" в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области взыскано 12 019 руб. 04 коп. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Истец с принятым решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что у суда не было оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в части, превышающей 12 019 руб. 04 коп., позиция обоснована ссылками на неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Так, истец настаивает, что сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) представлены страхователем только 01.06.2020, первоначальное представление работодателем сведений персонифицированного учета за январь, февраль, март 2019 без сведений на Кондратьева Н.Ю. и Заринш М.У., что свидетельствует о факте уклонения своевременного предоставления информации в отношении данных лиц, что повлекло неправомерную выплату указанным лицам индексации в завышенном размере. Отмечает, что убытки возникли именно по вине ответчика, соответственно, подлежали взысканию с него в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, отчеты по форме СЗВ-М "исходная" ГАУ "Североуральский ПНИ" за отчетные периоды январь, февраль, март 2019 года на 166, 160, 159 застрахованных лиц были представлены по телекоммуникационным каналам связи в установленный законом срок.
По результатам проведения сверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год УПФР в городе Североуральске Свердловской области выявлено непредставление страхователем ГАУ "Североуральский ПНИ" в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года в отношении Кондратьева Николая Юрьевича и за февраль, март 2019 года в отношении Заринш Марины Улдисовны.
25 мая 2020 г. в соответствии с ч.5 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Отчет по форме СЗВ-М "дополняющая" на Кондратьева Н.Ю. за январь, февраль, март 2019 г. и на Заринш М.У. за февраль, март 2019 г. был представлен телекоммуникационными каналами связи 01.06.2020.
На основании данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета истец в марте, апреле 2019 года в отношении двух застрахованных лиц вынес решения о выплате сумм пенсий с учетом индексаций и корректировок, произведенных неработающим пенсионерам.
Не представление ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленный законодательством срок повлекло за собой выплату Управлением указанным пенсионерам (Кондратьев Н.Ю. и Заринш М.У.) излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) и перерасход средств Управления в размере 52 030 руб. 98 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято обжалуемое решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 закона N 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Согласно части 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ о страховых пенсиях в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ) в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) организации является страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы согласно действующему законодательству.
Согласно представленным в материалы дела документам сведения по форме СЗВ-М "Исходная" за январь, февраль, март, 2019 года о застрахованных лицах представлены ГАУ "Североуральский ПИИ" в установленный законом срок, однако в указанной форме СЗВ-М отсутствовали сведения о 2-х пенсионерах, являющихся получателями пенсий в УПФР в городе Североуральске Свердловской области.
Данный факт послужил основанием для принятия УПФР решений о повышении пенсионерам размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающим пенсионерам.
Факты выплаты пенсий в завышенном размере с 01.01.2019 по 30.06.2020 в отношении Кондратьева НЛО. и с 01.02.2019 по 31.07.2020 в отношении Заринш М.У., и осуществление доплаты с 01.01.2019 по 30.06.2020, с 01.02.2019 по 31.07.2020 соответственно на лицевые счета застрахованных лиц подтверждаются решениями о назначении пенсий, распоряжениями о перерасчете размера пенсии, решениями о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), протоколами выявления излишне выплаченных пенсионерам сумм пенсий.
Как было указано ранее, ГАУ "Североуральский ПНИ" представлена форма СЗВ-М "Дополняющая" в отношении указанных 2-х пенсионеров только 01.06.2020, после уведомление пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
Не оспаривая свою вину в излишней выплате Управлением денежных средств Кондратьеву Н.Ю. за январь, февраль, март, апрель, май 2019 года, Заринш М.У. за февраль, март, апрель, май 2019 года, ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции указывал, что с июня 2019 г. сумма пенсии должна быть уменьшена Управлением ПФР согласно п. 88 Правил, утв. Приказом Минтруда от 17.11.2014 N 885н.
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно произведенному ответчиком расчету излишне выплаченных сумм Управлением ПФР по городу Североуральску по вине ГАУ "Североуральский ПНИ" было выплачено Кондратьеву Н.Ю. за период с января по май 2019 г. - 8 592,40 руб., Заринш М.У. за период с февраля по май 2019 г. - 3 426,64 руб.
Итого общая сумма излишне выплаченных Управлением пенсионного фонда денежных средств составила 12 019 руб. 04 коп.
Проверив расчет ответчика, суд признал его правильным. Требование истца о возмещении сумм, излишне выплаченных Управлением ПФР Кондратьеву Н.Ю. и Заринш М.У., начиная с июня 2019 года и за все последующие периоды, суд признал неправомерным, поскольку сведения о трудовой деятельности Кондратьева Н.Ю. и Заринш М.У. за апрель 2019 года были предоставлены в Управление ПФР г. Североуральска в установленный законом срок - 13.05.2019.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы согласно действующему законодательству.
Последующие отчеты с данными о трудовой деятельности работников ГАУ "Североуральский ПНИ", в том числе Кондратьева Н.Ю. и Заринш М.У. предоставлялись ежемесячно в установленный срок (до 15 числа месяца, следующего за отчетным), что подтверждается представленными ответчиком в материалы дела сведениями формы СЗВ-М за период с мая 2019 г. по июль 2020 г.
Как указывает в исковом заявлении истец, в УПФР в городе Североуральске 01.06.2020 г. был предоставлен отчет по форме СЗВ-М "дополняющая", факт же предоставления сведений о трудовой деятельности Кондратьева Н.Ю. и Заринш М.У. за апрель 2019 года в установленный законом срок - 13.05.2019 истцом не отрицается.
В связи с этим, как верно указано судом первой инстанции, ответственность за размер начисленной и выплаченной после 01.06.2019 пенсии несет Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2021 года по делу N А60-5807/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5807/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ СЕВЕРОУРАЛЬСКЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГАУ "Североуральский ПНИ"