город Омск |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А81-1890/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8639/2021) Администрации муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2021 по делу N А81-1890/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Наш дом" (ИНН 8901018022, ОГРН 1068901009660, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Манчинского, 19, 40) к Администрации муниципального образования город Салехард (ИНН 8901003315, ОГРН 1028900508592, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, 48) об оспаривании распоряжения от 05.02.2021 N 72-р и предписания от 09.02.2021 N 72,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Администрация) об оспаривании распоряжения от 05.02.2021 N 72-р "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" и предписания от 09.02.2021 N 72.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2021 по делу N А81-1890/2021 заявленные требования удовлетворены, распоряжение Администрации от 05.02.2021 N72-р и предписание от 09.02.2021 N72 признать недействительными. С Администрации в пользу ТСЖ "Наш дом" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в указал на то, что удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом представленных пояснений от 16.09.2021 N 171-014/01-08/140 ее податель указал на то, что срок проведения проверки, установленный распоряжением от 05.02.2021 N 72-р в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не был превышен и обусловлен необходимостью запроса документов у Общества для достижения целей и задач внеплановой проверки.
Отзыв на апелляционную жалобу от ТСЖ "Наш дом" в материалы дела не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ТСЖ "Наш дом" на основании общего собрания членов ТСЖ от 04.02.2006 осуществляет управление многоквартирным домом N 21 по ул. Манчинского г. Салехарда (далее - МКД).
Собственник жилого помещения N 1 МКД по ул. Манчинского, д. 21, города Салехарда 02.02.2021 обратился в Администрацию муниципального образования город Салехард по вопросу содержания и текущему ремонту общего имущества указанного МКД.
На основании данного обращения в целях осуществления муниципального жилищного контроля первым заместителем Главы Администрации города Салехард Куруч О.А. вынесено распоряжение от 05.02.2021 N 72-р о проведении в отношении ТСЖ "Наш дом" внеплановой выездной проверки.
Проверка проведена в период с 09.02.2021 по 22.02.2021, в ходе которой проверяющими 09.02.2021 составлен акт обследования технического состояния МКД по адресу: г. Салехард, ул. Манчинского, д. 21.
В акте обследования от 09.02.2021 зафиксировано, что в жилом помещении N 1 МКД имеются следы протечек на потолках и наружной стене. Наименьшая температура в углах жилой комнаты по результатам съемки тепловизором доходит до -5.5 градусов Цельсии. Обнаружено сквозное отверстие в бетонной панели.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.02.2021 N 72, в котором отражены выявленные недостатки, ТСЖ "Наш дом" выдано предписание от 09.02.2021 N 72 об устранении выявленных нарушений.
Предписанием от 09.02.2021 N 72 на ТСЖ "Наш дом" возложена обязанность в срок до 01.09.2021 устранить повреждение стены (отверстие в бетонной панели), не допуская его дальнейшего развития. Составить план мероприятий, направленных на восстановление эксплуатационных свойств конструкций, а в случае необходимости подготовить и внести предложение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в необходимом объеме на рассмотрение общего собрания собственников помещений.
ТСЖ "Наш дом", не согласившись с распоряжением о проведении проверки и предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 294-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2012 N 94-ЗАО "О муниципальном жилищном контроле в Ямало-Ненецком автономном округе", исходил из того, что Администрацией были допущены грубые нарушения требований к организации и проведению проверки в связи с нарушением сроков ее проведения.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 12.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из содержания части 1.1 статьи 165 ЖК РФ следует, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 названного Кодекса (к которым, в том числе, относится начисление платы за содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома), в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2012 N 94-ЗАО "О муниципальном жилищном контроле в Ямало-Ненецком автономном округе" установлено, что проведение внеплановой проверки в пятидневный срок деятельности управляющей организации на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 ЖК РФ общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Данная функция осуществляется органом муниципального жилищного контроля независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Так, согласно части 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением от 05.02.2021 N 72-р срок проведения проверки установлен 10 рабочих дней.
Вместе с тем, частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ и подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2012 N 94-ЗАО "О муниципальном жилищном контроле в Ямало-Ненецком автономном округе" предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в МКД о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ проводит внеплановую проверку в пятидневный срок.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что фактически проверка в отношении заявителя проведена в период с 09.02.2021 по 22.02.2021, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу оо нарушении Администрацией положений ЖК РФ и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2012 N 94-ЗАО в части сроков проведения внеплановой проверки в отношении заявителя, что в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением требований названного Закона.
Таким образом, проведенная Администрацией на основании распоряжения от 05.02.2021 N 72-р проверка и ее результаты, в том числе оспариваемое предписание, являются незаконными в силу требований статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, удовлетворив заявленные ТСЖ "Наш дом" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.05.2021 по делу N А81-1890/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1890/2021
Истец: ТСЖ "Наш дом"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Восьмой арбитражный апелляционный суд, Коновалов Валерий Павлович