г. Владимир |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А43-3790/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кириловой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Нижегородской области"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 03.06.2021 по делу N А43-3790/2021,
по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Дзержинский психоневрологический диспансер" (ИНН 5249050136, ОГРН 1025201764367) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области" (ИНН 5260010401, ОГРН 1025203032315) о взыскании задолженности,
при участии представителей
от истца: Ивановой И.П., доверенность от 04.05.2021 N 27, диплом от 29.10.2004 N 1664, документ, подтверждающий изменение фамилии,
от ответчика: Назаренко И.А., доверенность от 03.12.2020 N 125, диплом от 04.06.2001 N 12754,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Дзержинский психоневрологический диспансер" (далее - ГБУЗ НО "ДПНД", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области" (далее - Военный комиссариат Нижегородской области, ответчик) о взыскании 245 741 руб. 82 коп. расходов, связанных с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за июнь, июль 2020 года с учетом оплаты за 24.06.2020 и 01.07.2020.
Решением от 03.06.2021 суд удовлетворил исковое требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, Военный комиссариат Нижегородской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 03.06.2021 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что заключенный сторонами договор не является договором оказания услуг и заключен лишь для ведения бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем не имеет стоимостных показателей и не ставится на учет принимаемых бюджетных обязательств в органах федерального казначейства. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством медицинскому учреждению подлежит компенсация расходов, связанных с выплатой привлеченным к работе в призывной комиссии сотрудникам медицинских учреждений среднего заработка, лишь за непосредственное участие врачей, специалистов и среднего медицинского персонала в проведении медицинского освидетельствования призывников. Соответственно объявленные указами Президента Российской Федерации нерабочие дни 24.06.2020 и 01.07.2020 компенсации ответчиком не подлежат.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ГБУЗ НО "ДПНД" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Стороны представили в материалы дела альтернативные расчеты.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ГБУЗ НО "ДПНД" (исполнитель) и Военный комиссариат Нижегородской области (заказчик) заключили договор о порядке компенсации расходов на обеспечение медицинского освидетельствования призывников от 09.01.2020 N 85 (далее - договор), в силу пункта 2.1.1 которого исполнитель в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) обязуется командировать врачей-специалистов и средний медицинский персонал для проведения мероприятий в военном комиссариате городского округа город Дзержинск и Володарского района Нижегородской области:
- медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;
- медицинское переосвидетельствование граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
- медицинский осмотр граждан, не прибывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы;
- контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Исполнитель в соответствии с Законом N 53-ФЗ сохраняет и выплачивает среднюю заработную плату врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу на период проведения мероприятий, указанных в пункте 2.1.1 договора (пункт 2.1.2 договора).
Заказчик обязан вести учет рабочего времени медицинского персонала (пункт 2.2.1 договора).
Выплата компенсации исполнителю осуществляется в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) (пункт 4.1 договора).
Исполнитель в течение пяти банковских дней по окончании месяца после проведения мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ, представляет заказчику документы, подтверждающие фактически понесенные им расходы: счета, счета-фактуры, табели учета рабочего времени (подписанные сторонами и скрепленные печатями), сведения о размере фактических расходов на оплату труда медицинского персонала, расчет среднего заработка, произведенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (пункт 4.2 договора).
Договор заключен на период с 09.01.2020 по 31.12.2020 (пункт 3.1 договора).
Во исполнение указа Губернатора Нижегородской области от 27.03.2020 N 41 "О призыве на военную службу граждан призывных возрастов весной 2020 года" (далее - Указ N 41) и договора в состав комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу весной 2020 года, приказами ГБУЗ НО "ДПНД" командирован медицинский персонал на срок, определенный в Приложении 1 к Указу N 41 - с 01.04.2020 по 15.07.2020.
По результатам выполненных работ истец направил ответчику табели учета рабочего времени, счета на оплату и расчет среднего заработка за июнь и июль 2020 года.
Ответчик оплату не произвел.
В претензии от 24.11.2020 N 845 истец предложил компенсировать произведенные расходы на оплату труда медицинского персонала в добровольном порядке.
В ответе на претензию от 09.12.2020 ответчик отказался произвести оплату со ссылкой на то, что 24.06.2020 и 01.07.2020 медицинское освидетельствование граждан не производилось, соответственно средний заработок за эти дни начислять не следовало, а следовало начислять заработную плату, которая выплачивается работодателем.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с соответствующим требованием в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статей 309, 310 (пункта 1) ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 6 статьи 1 Закона N 53-ФЗ исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (пункт 3 Правила N 704).
В части 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
В соответствии с пунктами 2, 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в том числе, заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; заработная плата, выданная в неденежной форме; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Таким образом, медицинскому учреждению подлежит компенсация расходов, связанных с выплатой привлеченным к работе в призывной комиссии сотрудникам медицинских учреждений среднего заработка, расчет которого осуществляется из фактически начисленной работнику заработной платы в определенной период, в которую включаются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда.
Президент Российской Федерации указом от 29.05.2020 N 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945" объявил 24.06.2020 нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы.
В связи с объявлением 24.06.2020 нерабочим днем производственный календарь не меняется, указанный день не исключается из нормы рабочего времени, отпуск на этот день не продлевается (письмо Минтруда России от 17.06.2020 N 14-1/В-735 "О порядке оплаты труда работников 24 июня и 01 июля 2020 года").
Также Президент Российской Федерации указом от 01.06.2020 N 354 "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" объявил 01.07.2020 нерабочим днем с оплатой в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни.
Согласно письму Минтруда России от 17.06.2020 N 14-1/В-735 "О порядке оплаты труда работников 24 июня и 01 июля 2020 года" 01.07.2020 оплачивается тем, кто работает в этот день, в двойном размере, а для тех, кто в этот день не работает, оплата труда за июль не снижается.
При таких обстоятельствах, проверив правильность расчета истца, установив, что он сделан в соответствии требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности требования ГБУЗ НО "ДПНД" в заявленном размере.
Вместе с тем суд обоснованно отклонил доводы Военного комиссариата Нижегородской области о том, что 24.06.2020 и 01.07.2020 медицинские работники истца не принимали участия в оказании услуг по медицинскому освидетельствованию призывников, соответственно указанные нерабочие дни компенсации ответчиком не подлежат, а должны оплачиваться непосредственным работодателем, то есть истцом. В частности, поскольку данные дни были объявлены нерабочими, но с сохранением заработной платы, за эти дни работник должен получить столько, сколько получил бы, если бы отработал их полностью.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в пункте 2.1.2 договора стороны согласовали, что исполнитель в соответствии с законом N 53-ФЗ сохраняет и выплачивает среднюю заработную плату врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу на период проведения мероприятий, указанных в пункте 2.1.1 договора.
Во исполнение Указа N 41 и договора в состав комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу весной 2020 года, приказами ГБУЗ НО "ДПНД" медицинский персонал командирован на весь срок, определенный в Приложении 1 к Указу N 41 - с 01.04.2020 по 15.07.2020. Медицинский персонал привлекался именно для участия в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу; во время командировки в указанный период медицинский персонал находился в полном распоряжении ответчика и истцом к работе не привлекался. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, как и доказательств того, что медицинский персонал привлекался не на весь период с 01.04.2020 по 15.07.2020, а лишь на определенные дни.
Расчет истца судом апелляционной инстанции повторно проверен и признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 245 741 руб. 82 коп. расходов, связанных с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за июнь, июль 2020 года с учетом оплаты за 24.06.2020 и 01.07.2020.
Проверив также и все иные доводы заявителя жалобы и его представителя, приведенные в судебном заседании, суд апелляционной инстанции отклонил их как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2021 по делу N А43-3790/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Кирилова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3790/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЗЕРЖИНСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"