г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А21-1384/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Якименко Н.В. по доверенности от 10.09.2021 (онлайн),
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23148/2021) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.05.2021 по делу N А21-1384/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автодом"
к Калининградской областной таможне
3-е лицо: Центральная акцизная таможня
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автодом" (далее - Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Калининградской областной таможни (далее - ответчик) от 01.02.2021 N 1 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 8 445 000 рублей; направления указанного решения в адрес Общества в срок, установленный пунктом 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291; направления поручения органу Федерального казначейства на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 8 445 000 рублей на расчетный счет общества, указанный в заявлении о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора от 26.01.2021, в срок, установленный пунктом 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная акцизная таможня (далее - Таможня).
Решением от 17.05.2021 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, определение понятия "полная масса" соответствует понятию "технически допустимая максимальная масса", то есть установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками. Вывод суда первой инстанции о том, что для расчета суммы утилизационного сбора необходимо использовать массу транспортного средства без учета грузоподъемности не находит нормативного подтверждения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Таможня и ответчик извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с июня по ноябрь 2020 года Обществом на территорию Российской были ввезены товары: автотранспортные средства - грузовые автомобили и седельные тягачи категорий N2, N3, помещенные под таможенные процедуры по декларациям на товары (далее - ДТ) N N : 10012210/250620/0001114, 10012210/250620/0001116, 10009100/270720/005 8278, 10009100/130820/0069103, 10009100/180820/0072123, 10009100/260820/0077095, 10009100/090920/0085228, 10009100/210920/0091835, 10009100/210920/0091834, 10009100/230920/0093326, 10009100/021020/0098601, 10009100/151020/0106831, 10009100/191020/0108575, 10009100/201020/0109367, 10009100/271020/0113925, 10009100/281020/0114448, 10009100/021120/0117849, 10009100/091120/0120935, 10009100/111120/0122944, 10009100/261120/0132640.
При расчете суммы утилизационного сбора заявителем были применены коэффициенты с использованием суммарного показателя фактической массы транспортных средств и их грузоподъемности.
Посчитав, что грузоподъемность транспортных средств не должна была учитываться при расчете утилизационного сбора, Общество обратилось к ответчику с заявлением от 26.01.2021 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (вх. N 01030 от 27.01.2021).
Решением от 01.02.2021 N 1 заявителю отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Не согласившись с указанным решением ответчика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение Калининградской областной таможни и обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 8 445 000 рублей; направления указанного решения в адрес Общества в срок, установленный пунктом 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291; направления поручения органу Федерального казначейства на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 8 445 000 рублей на расчетный счет Общества, указанный в заявлении о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора от 26.01.2021, в срок, установленный пунктом 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство, в том числе, применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
Утвержденный порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой технической характеристики, как максимальная масса груза, в дополнение к фактической массе самого транспортного средства.
Из буквального толкования положений Перечня следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. При этом отсутствует указание на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
В соответствии со сноской 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий.
Для определения конкретной позиции, приведенной в одном из 13 пунктов (в нумерации пунктов от 4 до 16), составляющих раздел 2 Перечня, и выбора предусмотренного для данной позиции коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, до 28.11.2020 (в спорный период) использовался согласно формулировке Перечня термин - "полная масса".
При этом определение понятий "полная масса транспортного средства", "максимальная технически допустимая масса" в отношении колесных транспортных средств отсутствует как в Перечне, так и в Законе N 89-ФЗ.
Разделом II Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 877 (далее - ТР ТС 018/2011), под технически допустимой максимальной массой понимается установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Однако, правовых оснований для расширительного толкования понятия "максимально допустимая техническая масса", использованного в отношении колесных транспортных средств в TP ТС 018/2011, в контексте исчисления утилизационного сбора отсутствуют.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, и, соответственно, не сказывается на размере затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, которые могут образовываться в будущем в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств.
Следовательно, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при расчете размера утилизационного сбора грузоподъемность транспортного средства учитываться не должна.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
Учитывая, что в рассматриваемом случае Закон об отходах и постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 не раскрывают понятие "полная масса транспортного средства", применение таможней иных определений массы транспортного средства по аналогии недопустимо. У таможенного органа при наличии неопределенности в правовом регулировании отсутствовали законные основания для того, чтобы истолковывать правила исчисления утилизационного сбора в сторону увеличения фискального бремени, возлагаемого на его плательщиков.
Указанный вывод суда согласуется с пунктом 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018), Определении ВС РФ от 02.10.2019 г. N 303-ЭС19-16136.
Внесенные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1866 в раздел 2 Перечня изменения, согласно которым слова "полная масса" заменено на слова "технически допустимая максимальная масса", не распространяются на ранее возникшие обязанности по уплате утилизационного сбора, так как обратная сила вновь установленным правилам названным нормативным актом не придана.
Таким образом, в рассматриваемом случае при расчете утилизационного сбора в отношении спорных товаров Обществом была ошибочно включена грузоподъемность, что привело к использованию повышенного коэффициента и стало причиной переплаты утилизационного сбора в общем размере 8 445 000 рублей.
Согласно пункту 25 Правил излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, к заявлению о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств Обществом были приобщены документы, подтверждающие исчисление и фактическую уплату утилизационного сбора. Корректный расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, оформленных по спорным ДТ, приведен Обществом в заявлении, проверен судами двух инстанций и признан обоснованным. Возражений в отношении приведенного расчета таможенным органом не заявлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным решение Калининградской областной таможни от 01.02.2021 N 1 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним и обязав ответчика устранить допущенные нарушения.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда от 17.05.2021 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 мая 2021 года по делу N А21-1384/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1384/2021
Истец: ООО "Автодом"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ