г. Пермь |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А50-13194/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Гуляевой Е.И., Дружининой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
при участии:
от заявителя: Усанина О.А., паспорт, доверенность от 13.05.2021, диплом;
от заинтересованного лица: Тутынина О.И., паспорт, доверенность от 29.12.2020, диплом;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 августа 2021 года
по делу N А50-13194/2021
по иску акционерного общества "Очерский машиностроительный завод" (ОГРН: 1025902375003, ИНН: 5947004098)
к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН: 1045900116162, ИНН: 5902293114),
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Очерский машиностроительный завод" (далее - АО "ОМЗ", заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 15.04.2021 N КУВД001/2020-30989146/3, в регистрации права собственности на газопровод (сооружение), протяженностью 496 п.м., год постройки 2000, расположенный по адресу Пермский край, Очерский район, г. Очер, ул. Малышева, 1.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.08.2021 заявление АО "ОМЗ" удовлетворено, отказ Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, изложенный в уведомлении от 15.04.2021 N КУВД-001/2020-30989146/3, в регистрации права собственности на газопровод признан незаконным, на Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возложена обязанность провести государственную регистрацию права собственности АО "Очерский машиностроительный завод" на газопровод (сооружение), протяженностью 496п.м., год постройки 2000, расположенный по адресу Пермский край, Очерский район, г. Очер, ул. Малышева, 1.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
Обжалуя решение суда, Управление Росреестра указывает, что к заявлению АО "ОМЗ" приложило только акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 08.09.2000, проект "ГИПРОНИИГАЗ", при этом в акте отсутствовали характеристики объекта (протяженность, наименование объекта другое - не газопровод), кроме того, документы представлены в 1 экземпляре - копии. В целях проведения правовой экспертизы документов, регистрирующим органом направлен запрос в Ростехнадзор (Западно-Уральское управление) относительно следующей информации: требовалась ли выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и выдавалось ли оно, а также о предоставлении сведений из акта приемки сооружения, в связи с тем, что акт приемки представлен в одном экземпляре-копии (подлинник указанного акта не был представлен на регистрацию). В ответе от 13.04.2021 N 282-8133 Западно-уральское управление Ростехнадзора указало, что законченный строительством объект должен быть принят приемочной комиссией и введен в эксплуатацию в установленном порядке. С учетом поступившего ответа, учитывая отсутствие разрешительной документации на спорный объект, ссылаясь на п. 3.2.1 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 27 мая 2003 г. N 40, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" регистрирующий орган полагает решение об отказе в регистрации права собственности на газопровод законным.
Кроме того, Управление Росреестра обращает внимание на то, что судом при вынесении решения не учтены положения ч. 3 ст. 21 Закона N 218-ФЗ; отметило, что заявление о регистрации права собственности было подано в отношении объекта с кадастровым номером 59:31:0492001:31 - газопровод протяженностью 496 п.м, расположенный по адресу: Пермский край, Очерский р-н, г Очер, ул Малышева, д. 1, при этом из акта приемки законченного строительством объекта следует, что к приемке предъявлен: перевод печи нормализации штанг в цехе N 1 со сжиженного газа на природный. Акт приемки от 08.09.2000 также составлен в отношении печи нормализации штанг Очерского машиностроительного завода. Таким образом, как считает заявитель жалобы, акт приемки законченного строительством объекта выдан в отношении иного объекта, не в отношении газопровода, информация о котором содержится в Едином государственном реестре недвижимости.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:31:0492001:0001 под промышленные предприятия площадью 284 842кв.м.
Очерскому машиностроительному заводу выдано свидетельство N 0590 от 22.06.1992 о праве собственности на землю.
Постановлением Администрации Очерского района Пермской области N 529 от 18.08.2000 ОАО "Оческий машиностроительный завод" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 319 429кв.м.
По разработанному проекту N 2131 АО "ГИПРОНИИГАЗ" построен газопровод. Принятие оформлено актом приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 08.09.2000, актом приемки законченного строительством объекта от октября 2000 г., оформлен кадастровый паспорт сооружения 06.04.2012, технический паспорт объекта 13.02.2012.
Объект поставлен на кадастровый учет 26.05.2012.
25.12.2020 АО "ОМЗ" обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением N MFC-0065/2020-205884-1 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: газопровод (сооружение), кадастровый номер 59:31:0492001:31, протяженностью 496 п.м., год постройки - 2000, расположенный по адресу: Пермский край, Очерский район, г. Очер, ул. Малышева, д. 1, приложив к заявлению проект АО "ГИПРОНИИГАЗ" от 21.04.1997 г. N 2131, акт приемки законченного строительством объекта (по форме КС-11) от 31.10.2020, инвентарную карточку от 30.06.2002 N 00000352, выписку из ЕГРН от 19.10.2020 N КУВИ-002/2020-31149415, акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 08.09.2000, технический паспорт объекта недвижимости от 13.02.2012, кадастровый паспорт сооружения от 06.04.2012, договор аренды земельного участка от 13.04.2020 N 05984, договор субаренды земельного участка от 01.06.2020 N 1/2020. Данное обстоятельство подтверждается описью документов от 25.12.2020 г., выданной ГБУ ПК "Пермский краевой МФЦ ПГМУ" Филиал Очерский.
18.01.2021 Управление Росреестра по Пермскому краю уведомило АО "ОМЗ" о приостановлении государственной регистрации права собственности на газопровод.
15.02.2021 АО "ОМЗ" направило через ГБУ ПК "Пермский краевой МФЦ ПГМУ" Филиал Очерский в Управление Росреестра по Пермскому краю письмо N 265 от 09.12.2021 "Об устранении причин приостановки государственной регистрации права собственности" с приложением дополнительных документов, а именно: План приватизации от 18.12.1992 б/н, свидетельство о государственной регистрации права от 17.08.2005 N 042634, 59БА, свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 22.06.1992 N 0590, Постановление о перерегистрации земель ОАО "Очерский машиностроительный завод" от 18.08.2000 N 529, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 08.02.2021 Nб/н, технический план сооружения от 08.02.2021 N б/н. Данное обстоятельство подтверждается описью документов от 15.02.2021 г. N MFC- 0065/2021-27204-1, выданной ГБУ ПК "Пермский краевой МФЦ ПГМУ" Филиал Очерский.
15.04.2021 Управлением Росреесгра по Пермскому краю принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на газопровод, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-30989146/3.
В обоснование принятого решения регистрирующий орган сослался на:
- ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающую, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости;
- п.п. 3.1, 3.3 Территориальных строительных норм ТСН 12-301-96 Пермской области, утвержденных Постановлением Губернатора Пермской области от 25.03.1996 N 97 (далее - "ТСН 12-301-96 Пермской области"), закрепляющие положения о необходимости получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Посчитав отказ Управления Росреестра незаконным, АО "ОМЗ" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения об отказе незаконным, обязании Управления Росреестра провести государственную регистрацию права собственности на газопровод (сооружение), протяженностью 496 п.м., год постройки 2000, расположенный по адресу Пермский край, Очерский район, г. Очер, ул. Малышева,1.
Признавая отказ регистрирующего органа незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленный с заявлением акт приемки от 08.09.2000 свидетельствует о вводе спорного газопровода в эксплуатацию, поскольку в момент строительства газопровода и составления приемной документации, нормы законодательства на которые ссылалось Управление Росреестра по Пермскому краю, предусматривающие обязательное получение заявителем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не действовали. Суд указал, что действовавшие на тот момент нормы признавали акт приемки завершенного строительством объекта свидетельствующим о его вводе в эксплуатацию.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу положений п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.
До введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты газораспределительной системы вводились в эксплуатацию (п. 8 Постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов") актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, оформленным в соответствии, в том числе, со СНиП 3.05.02-88. "Газоснабжение", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 17.03.1988 N 39.
Согласно пунктам 6, 8 Постановления N 105 государственные приемочные комиссии принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты, приемка оформляется актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписываются председателем и всеми членами комиссии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений они должны быть рассмотрены с участием органов, представителями которых являются эти члены комиссии, до утверждения акта о приемке. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Приемку законченного строительством объекта системы газоснабжения следует производить в соответствии с обязательными Приложениями 8*, 9* (п. 9.20 СНиП 3.05.02-88*).
В п. 5 Приложения 8* к СНиП 3.05.02-88* установлено, что приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения оформляется актом по форме обязательного Приложения 9*.
Из содержания п. 5 письма Госстроя Российской Федерации от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" следует, что объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с приложением СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что представленный с заявлением акт приемки законченного строительством объекта подтверждает факт ввода спорного объекта (газопровода) в эксплуатацию, поскольку иных требований градостроительное законодательство, действовавшее на момент постройки газопровода (2000 г.), для ввода таких объектов в эксплуатацию не предъявляло, в связи с чем иных документов, свидетельствующих о вводе объекта в эксплуатацию, для регистрации прав собственности на газопровод, не требуется. Доводы регистрирующего органа в данной части подлежат отклонению как несоответствующие вышеприведенным нормам права.
Кроме того, подлежит отклонению довод Управления Росреестра о том, что при подаче заявления АО "ОМЗ" не соблюдены требования ч. 3 ст. 21 Закона N 218-ФЗ, поскольку документы на государственную регистрацию права собственности представлены в копиях. Из обстоятельств дела следует, что первоначально были представлены заявителем копии документов, между тем впоследствии, вопреки доводам Управления Росреестра, заявителем были представлены подлинники соответствующих документов (акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 08.09.2000), факт предоставления заявителем на государственную регистрацию оригиналов запрошенных 18.01.2021 регистрирующим органов документов подтверждается описью документов, принятых ГБУ ПК "Пермский краевой МФЦ ПГМУ" Филиал Очерский для оказания государственных услуг, N MFC-0065/2021 от 15.02.2021 (л.д. 78).
Изложенный в апелляционной жалобе довод Управления Росреестра о том, что акт приемки законченного строительством объекта выдан в отношении иного объекта, не в отношении газопровода, информация о котором содержится в Едином государственном реестре недвижимости, рассмотрен судом апелляционной и признан подлежащим отклонению исходя из следующего.
Из содержания данного акта приемки законченного строительством объекта от 08.09.2000 следует, что данный акт составлен в отношении объекта - системы газоснабжения, в тексте акта указано следующее решение приемочной комиссии: "Предъявленный к приемке объект - газоснабжение Очерского машиностроительного завода считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 08.09.2000 г.". Данный акт подписан представителем Госгортехнадзора без каких-либо замечаний.
Таким образом, из буквального содержания акта, а также из его наименования следует, что приемка осуществлена системы газоснабжения. При этом заявителем в регистрирующий орган представлен Рабочий проект газоснабжения Очерского машзавода от 21.04.1997 N 2131, выполненный АО "ГИПРОНИИГАЗ" и согласованный АФ "Уралгазсервис".
Из данного проекта следует, что система газоснабжения включает в себя газопровод, на данный газопровод представлен технический план, кадастровый паспорт газопровода, в данных документах описание объекта (газопровод) полностью соответствует характеристикам газопровода, в отношении которого заявителем подано заявление в Управление Росреестра - газопровод (сооружение), протяженностью 496 п.м., год постройки 2000, расположенный по адресу Пермский край, Очерский район, г. Очер, ул. Малышева, 1.
При таких обстоятельствах, исходя из изложенного, учитывая, что заявителем были предоставлены необходимые для государственной регистрации документы, причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, были устранены заявителем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования (ст. 201 АПК РФ).
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 августа 2021 года по делу N А50-13194/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13194/2021
Истец: АО "ОЧЕРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ