г. Хабаровск |
|
17 апреля 2024 г. |
А73-3097/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре: не явились;
от ООО "Первая пассажирская компания": не явились;
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 23.01.2024 по делу N А73-3097/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре
к Обществу с ограниченной ответственностью "Первая пассажирская компания"
о возложении обязанности, присуждении судебной неустойки
по встречному заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Первая пассажирская компания"
к Управлению дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре
о признании недействительным расписания
третье лицо: Администрация города Комсомольска-на-Амуре
УСТАНОВИЛ:
Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Первая пассажирская компания" (далее - ООО "ППК", общество) о возложении на общество обязанности соблюдать в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 19 серия 05 N 000180, выданного на срок с 01.04.2022 по 01.04.2027, расписание, утвержденное для муниципального маршрута N 19 Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021-2026 годы, утвержденным постановлением аАдминистрации города Комсомольска-на-Амуре от 11.06.2021 N 1014-па; присудить в случае неисполнения решения суда, судебную неустойку в размере 20 000 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем выявления неисполнения данного решения.
В свою очередь, общество обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением о признании недействительным расписания для муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок N 19, утвержденного 09.11.2022 и.о. начальника Отдела транспорта Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Администрация города г. Комсомольска-на-Амуре.
Определением от 02.06.2023 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А73-18641/2022 Арбитражного суда Хабаровского края, и возобновлено определением от 28.09.2023.
Решением суда от 23.01.2024 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с судебным актом, управление заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 000238 (срок действия с 19.11.2022 по 19.11.2027), выданного на основании конкурсных процедур, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту N 19 ("Железнодорожный вокзал - ул. Ургальская") в г. Комсомольске-на-Амуре. Расписание данного маршрута утверждено и.о. начальника отдела транспорта Управления 02.11.2022.
В ходе выездных мероприятий, проведенных 26.12.2022, управлением выявлены нарушения перевозчиком требований Положения об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Комсомольска-на-Амуре по регулируемым и нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 N 1399-па (далее - Положение N 1399-па), выразившиеся в несоблюдении расписания муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок N 19, а именно в несоответствии интервалов движения автобусов на указанном муниципальном маршруте утвержденному расписанию.
По результатам проведенных мероприятий обществу объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по устранению допущенных правонарушений и обеспечению соблюдения данных требований в срок до 01.02.2023.
По истечении данного срока, 03.02.2023 проведено повторное выездное обследование в районе остановочного пункта общественного транспорта "пл. Кирова" по адресу ул. Кирова, дом 28, с целью установления факта устранения нарушения обязательных требований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 9 Раздела II Положения N 1399-па, в ходе которого установлено, что ранее выявленное нарушение, а именно нарушение интервала движения, установленного расписанием, не устранено. По результатам контрольного мероприятия составлен акт осмотра.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о возложении на общество обязанности соблюдать в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок расписания, утверждаемого для спорного муниципального маршрута.
В свою очередь, компания обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о признании недействительным расписания для муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок N 19, утвержденного 09.11.2022 и.о. начальника Отдела транспорта Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 4 указанной статьи определено, что обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, иные способы, предусмотренные законом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 этого Закона уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ определено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Закона).
Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действия свидетельства предусмотрены в главе 5 Закона N 220-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок; наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием; иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, а частью 5 - за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Обязанности перевозчика при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок определены Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 N 1399-па, в том числе осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с расписанием движения, утвержденным организатором перевозок, а также Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 N 1014-па, утвердившим Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 - 2026 годы.
Пунктом 5 Положения N 1399-па определены понятия, используемые в данном Положении. В частности, уполномоченным органом является администрация города Комсомольска-на-Амуре; организатором перевозок - отраслевой орган администрации города, наделенный в установленном порядке полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Отраслевой органом администрации города, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения города Комсомольска-на-Амуре, является управление.
Пунктом 7 Положения определены полномочия организатора перевозок в сфере организации транспортного обслуживания населения, к которым отнесен, в том числе, контроль за выполнением Перевозчиками условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.
Контроль за соблюдением Перевозчиками требований, установленных Федеральным законом N 220-ФЗ и настоящим Положением, осуществляется в рамках муниципального контроля на автомобильном транспорте, в соответствии с нормативным правовым актом, утвержденным решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы (пункт 115 Положения N 1399-па).
Контроль за соблюдением условий выданного свидетельства и муниципального контракта осуществляется организатором перевозок в соответствии с Положением N 1399-па (пункт 116).
Осуществление контроля за соблюдением расписаний и графиков движения автобусов на муниципальных маршрутах предусмотрено пунктом 118 Положения.
Пунктом 120 Положения определено, что по результатам выявленных нарушений в рамках проведения Контроля организатор перевозок вправе направлять Перевозчикам требование об устранении нарушений в определенный срок.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 122 Положения N 1399-па к полномочиям организатора перевозок отнесена подготовка искового заявления для обращения в суд по основаниям, указанным в пункте 110 раздела XI настоящего Положения.
Согласно данному пункту уполномоченный орган, выдавший свидетельство, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года привлечение Перевозчиков, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 - 5 статьи 11.33 КоАП РФ; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Федерального закона N 220-ФЗ, Перевозчиками ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту; несоблюдение Перевозчиком условий выданного свидетельства.
Учитывая выше изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда, что отношения, связанные с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам, в том числе обязанности перевозчиков по соблюдению установленных требований, вопросы организации контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований, регулируются в административном порядке.
В этой связи обращение в суд с требованием об обязании перевозчика исполнять обязанности, предусмотренные действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, в порядке искового производства противоречит вышеуказанным правовым нормам.
Управление дорожной деятельности, являясь уполномоченным лицом, осуществляющим организацию такой деятельности, в том числе пассажирские перевозки, вправе требовать от перевозчиков соблюдения правил, а в случае их нарушения - применять к перевозчикам, допускающим нарушения порядка осуществления регулярных перевозок меры ответственности, установленные местным законодательством, нормами КоАП РФ, а также положениями Закона N 220-ФЗ.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных управлением требований.
Указание апеллянта на практику судов общей юрисдикции по аналогичным правоотношениям не принимается во внимание судебной коллегии как не имеющее преюдициального значения для данного дела. Различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального права.
Отказывая в заявленном требовании перевозчика, суд первой инстанции пришел к тому, что расписание для муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок N 19 утверждено уполномоченным лицом и в соответствии с Положением N 1399-па. Возражения в данной части со стороны участников спора в суд второй инстанции не заявлены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.01.2024 по делу N А73-3097/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3097/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Первая пассажирская компания"
Третье лицо: Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края