г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А26-507/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кротова С.М.
судей Зайцевой Е.К., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Лойко Д.М., представитель по доверенности от 20.11.2020;
от ответчика (должника): не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27089/2021) (заявление) ООО "Торговый дом "Асбест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.07.2021 по делу N А26-507/2021 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску ООО "Торговый дом "Асбест"
к Тягару Максиму Александровичу
об обязании передать документацию и печать, о взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Асбест" (далее - истец, ООО "ТД "Асбест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Тягару Максиму Александровичу (далее - ответчик) об обязании передать:
1.1. Печать (печати) ООО "ТД "Асбест".
1.2. Электронные базы данных ведения бухгалтерского, кадрового и иных видов учета ООО "ТД "Асбест", а также перечень сотрудников либо иных лиц, ответственных за ведение данных баз учета и отчетности.
1.3. Наименование, реквизиты, контактные данные центров хранения и обработки данных, осуществляющих функции обработки, хранения и распространения данных и информации ООО "ТД "Асбест", соответствующие договоры и иные документы между данными лицами и ООО "ТД "Асбест".
1.4. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
1.5. Свидетельство о постановке на налоговый учет.
1.6. Учредительные документы (устав, учредительный договор).
1.7. Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1, 2) с отметкой налоговой инспекции, отчетность во внебюджетные фонды и органы статистики (расчетные ведомости) с соответствующими отметками о принятии.
1.8. Книги покупок и продаж с даты регистрации по текущее время.
1.9. Расшифровку строк баланса (и документов, подтверждающих внесение сведений в соответствующую строку баланса).
1.10.Расшифровку дебиторов и кредиторов с даты регистрации по текущее время (наименование кредитора/дебитора (наименование, ИНН/КПП, ОГРН), сумма, дата возникновения обязательства, сущность исполнения (предмет договора), документы, подтверждающие возникновение обязательства, и документы, подтверждающие полное или частичное исполнение обязательства).
1.11.Трудовые договоры, приказы о принятии на работу, об увольнении, сведения о работниках, бывших работниках, перед которыми имеется задолженность (СНИЛС, адрес, паспортные данные, конт. тел.), а также сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих.
1.12.Положения об учетной политике.
1.13.Отчетность дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений.
1.14.Декларации по налогу на прибыль, НДС, по налогу на имущество и иным налогам и сборам с даты регистрации по текущее время.
1.15.Иные документы, касающиеся бухгалтерской и налоговой отчетности ООО "ТД "Асбест".
1.16.Документы, подтверждающие права ООО "ТД "Асбест" на недвижимое имущество (в т.ч. свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество), паспорта, техническая информация, сведения об инвентаризации и кадастровом учете и иные документы на движимое имущество.
1.17.Документы, подтверждающие дебиторскую и кредиторскую задолженности.
1.18.Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества ООО "ТД "Асбест", изменение структуры активов. увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТД "Асбест".
1.19. Документы, содержащие сведения о составе органов управления ООО "ТД "Асбест", а также о лицах, имеющих право давать обязательные для ООО "ТД "Асбест" указания либо возможность иным образом определять его действия.
1.20.Перечень имущества ООО "ТД "Асбест" на последнюю отчетную дату, а также перечень имущества ООО "ТД "Асбест", приобретенного или отчужденного в последующий период.
1.21.Список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору последнюю отчетную дату.
1.22.Справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией) с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций.
1.23.Перечень кредиторов ООО "ТД "Асбест" (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения.
1.24.Отчеты по оценке бизнеса, имущества ООО "ТД "Асбест", аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления ООО "ТД "Асбест".
1.25.Сведения об аффилированных лицах ООО "ТД "Асбест".
1.26.Материалы налоговых проверок ООО "ТД "Асбест".
1.27.Сведения о наличии задолженности по заработной плате.
1.28.Сведения о заключенных, но не исполненных договорах.
1.29.Расшифровка расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
1.30.Расшифровка авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов.
1.31.Расшифровка краткосрочных финансовых вложений.
1.32.Последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам.
1.33.Локальные документы ООО "ТД "Асбест", в т.ч. подтверждающие полномочия руководящих органов.
1.34.Протоколы собраний руководящих органов.
1.35.Приказы и распоряжения Генерального директора ООО "ТД "Асбест". 1.36.Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности.
1.37.Договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности ООО "ТД "Асбест".
1.38.Номера расчетного и иных счетов Общества, наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков.
1.39.Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "ТД "Асбест" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
1.40.Лицензии.
1.41.Сертификаты.
1.42.Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки.
1.43.Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.).
1.44.Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, исполнительные производства, действия судебных исполнителей, налоговых органов и проч.
1.45.Сведения о внутренней структуре ООО "ТД "Асбест", перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств.
1.46.Сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей.
1.47.Наименование и адреса организаций, в которых ООО "ТД "Асбест" является учредителем (участником), сведения о доле участия.
1.48.Сведения об актах органов исполнительной власти, вынесенных в отношении ООО "ТД "Асбест"".
1.49.Сведения об ООО "ТД "Асбест" и функционировании службы безопасности (охраны) Общества, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.
1.50.Сведения о принадлежащих ООО "ТД "Асбест" правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании судебной неустойки.
Решением от 09.07.2021 Арбитражный суд Республики Карелия в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что судом первой инстанции неверно было распределено бремя доказывания в рамках настоящего дела, в результате чего сделанные им выводы не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суд неправильно возложил бремя доказывания на истца и не принял во внимание неправомерное и недобросовестное поведение ответчика, что привело к неверному установлению обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как полагает истец, у ответчика имелась обязанность передать документы Общества новому генеральному директору, однако, никаких доказательств исполнения этой обязанности в суд первой инстанции ответчиком представлено не было.
Также Общество считает, что не проведение инвентаризации новым руководителем Общества само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Истец указал, что доводы, положенные в обоснование решения суда являются ошибочными, основаны на неправильном определении существенных для дела обстоятельств, неверном, в нарушение статьей 65 и 70 АПК РФ распределении бремени доказывания без учета особенностей спора, неприменении судом норм права и их разъяснений, подлежащих применению, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании 04.10.2021 представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет), не явился, в связи с чем, на основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТД "Асбест" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.08.2011, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
Тягар Максим Александрович являлся генеральным директором Общества (протокол общего собрания участников Общества N 1 от 04.08.2015).
Решением внеочередного общего собрания участников ООО "ТД "Асбест", оформленного протоколом N 1/20 от 19.10.2020, в связи с истечением срока и прекращением полномочий Тягара М.А. с 20.10.2020 на должность генерального директора Общества назначен Смирнов М.Ю. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 12.11.2020.
Общество, ссылаясь на то, что Тягар М.А. после прекращения полномочий генерального директора не передал новому исполнительному органу всю документацию о деятельности организации, что препятствует ведению хозяйственной деятельности Общества, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В силу статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), Общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Закона N 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган отвечает за сохранность документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона N 14-ФЗ общество обязано хранить следующие документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Согласно пункту 2 статьи 50 названного Закона Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Порядок и сроки хранения бухгалтерской и иной финансовой документации юридического лица предусмотрены в ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Пункт 1 статьи 29 Закона N 402-ФЗ также возлагает на экономических субъектов обязанности по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
В силу п. 1 ст. 44 Закона N 14-ФЗ члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
Принцип разумности и добросовестности поведения участника гражданского оборота, закрепленный в статье 10 Гражданского кодекса РФ, распространяется и на лиц, исполняющих обязанности руководителей хозяйственных обществ.
Таким образом, лицо, руководствующееся в своей деятельности указанным принципом, обязано предпринять все зависящие от него меры для исполнения своих обязательств добровольно и в разумные сроки.
Так, руководитель общества после прекращения полномочий обязан добровольно передать новому руководителю все документацию и имущество общества, последний, в свою очередь, не должен изыскивать способы получения дубликатов у третьих лиц, поскольку это значительно затруднит руководство текущей хозяйственной деятельностью и может привести к значительным убыткам из-за невозможности оперативно реагировать на экономическую ситуацию.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. На лиц, участвующих в деле, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом доказательства представляют лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).
Реализация данного права осуществляется по волеизъявлению лица, которое несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, по смыслу указанных норм именно истец должен представить доказательства того, что спорные документы находились у ответчика в период исполнения им полномочий директора Общества, а также то, что после прекращения полномочий ответчика как генерального директора Общества или ликвидатора истребуемые документы отсутствовали по месту нахождения единоличного органа юридического лица или в ином месте, известном и доступном участникам Общества, а ответчик должен доказать передачу указанных документов новому директору Общества.
Законодательство не содержит конкретных указаний в отношении порядка передачи документов бывшим руководителем организации. Законом не установлено императивное требование о необходимости составления письменного акта приема-передачи документов.
Поскольку в рассматриваемом случае действует презумпция нахождения спорных документов и имущества по месту нахождения Общества, в то время как действия ответчика в отношении спорных документов свидетельствуют о его добросовестности, то суд пришел к верному выводу об отсутствии доказательств факта удержания ответчиком истребуемой Обществом документации.
Исходя из сложившейся судебной практики рассмотрения данной категории дел следует, что в отличие от споров, в рамках которых участники общества истребуют документы у самого общества, а общество, даже в случае утраты документов обязано принять все возможные меры к восстановлению документов, бывший руководитель общества не может быть понужден к восстановлению и оформлению документов. Правовые основания для такого понуждения отсутствуют.
В рамках споров между обществом и бывшим директором общество должно безусловно доказать наличие истребуемых документов у директора. Сама по себе ссылка на должное (в силу требований закона) наличие соответствующей документации у общества не является достаточной для удовлетворения иска.
Вопреки доводам подателя жалобы, доказательств нахождения указанных документов в фактическом владении ответчика истцом в материалы дела не представлено.
Истец также не представил надлежащих доказательств, подтверждающих, что ответчиком, в нарушение внутренних положений Общества по ведению и хранению документации, неправомерно изъял конкретные документы и удерживает их у себя (статьи 65 и 9 АПК РФ).
В условиях недоказанности факта нахождения и неправомерного удержания ответчиком истребуемой документации, а также при отсутствии иных доказательств как косвенного, так и прямого характера, указывающих на реальное наличие испрашиваемых документов, на невозможность ведения Обществом своей деятельности в их отсутствие, иск о понуждении ответчика передать документацию удовлетворению не подлежал. В данном случае суд обоснованно не счел возможным считать доказанным факт нахождения истребуемых документов у ответчика.
Выводы суда являются верными. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Утверждение подателя апелляционной жалобы относительно ненадлежащей оценки судом ряда доказательств не принимается судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов. При этом, несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.07.2021 по делу N А26-507/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Кротов |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-507/2021
Истец: ООО "Торговый дом "Асбест"
Ответчик: Тягар Максим Александрович
Третье лицо: Экономический суд Могилевской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13012/2023
14.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8339/2023
06.02.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-507/2021
31.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19374/2021
08.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27089/2021
09.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-507/2021