г. Челябинск |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А47-5219/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 августа 2021 года по делу N А47-5219/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, ООО "Природа", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее также - административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2021 N 40/01-175-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2021 (мотивированное решение от 20.08.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Природа" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения. Доказательства того, что вывоз ТКО с контейнерных площадок по указанному адресу не осуществлялся обществом в спорный период, в материалах дела отсутствуют. Доказательств того, что автомобиль, посещавший контейнерную площадку в указанные даты, не вывозил КГО либо не имел возможности их вывезти, материалы дела не содержат и административным органом в материалы дела не представлено.
Апеллянт указывает на факт отсутствия специальной площадки для накопления КГО в месте (площадке) накопления ТКО. Административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территории, прилегающие к контейнерной площадке, являются специально отведенными площадками для КГЩ.
Апеллянт обращает также внимание, что осуществив вывоз отходов 03.04.2020, 09.04.2020, с территории прилегающей к контейнерной площадке, расположенной по улице Новая 6 города Оренбурга, ООО "Природа" действовало не с целью оказать услугу по обращению с ТКО потребителям, а в целях сохранения нормальной санитарно-эпидемиологической обстановки, а также в целях снижения социальной напряженности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 27.09.2021.
От административного органа 23.09.2021 поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
08.04.2020 в инспекцию из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (захламление твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1, и территории, прилегающей к указанной контейнерной площадке), а именно: акт осмотра территории от 03.04.2020 и фотоматериалы.
Из акта осмотра от 03.04.2020 следует:
при первичном осмотре (02.04.2020 в 12 час. 40 мин.) контейнеры не очищены; контейнерная площадка не очищена, на площадке находятся ТКО в виде крупногабаритных отходов, территория, прилегающая к контейнерной площадке, не очищена;
при повторном осмотре (03.04.2020 в 09 час. 21 мин.) контейнеры очищены; контейнерная площадка не очищена, на площадке находятся ТКО в виде крупногабаритных отходов, территория, прилегающая к контейнерной площадке, не очищена.
С момента первичного осмотра контейнерная площадка не очищена, крупногабаритные отходы не вывезены.
Из фотоматериалов усматривается, что ТКО в виде крупногабаритных отходов, зафиксированные в ходе осмотра 03.04.2020, являлись идентичными ТКО, зафиксированным в ходе осмотра 02.04.2020. Уровень мусора значительно увеличился.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Оренбург", размещенному на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет (http://orenburg.ru), (далее - Реестр), место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 определено для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 241, 241/1, 243/1, 245, 245/2, 247, 247/1 по ул. Терешковой г. Оренбурга.
На основании информации, поступившей из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, инспекцией 08.05.2020 вынесено определение N 4 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО - "Природа" и проведении административного расследования (л.д. 32).
В ходе административного расследования в целях получения доказательств по делу инспекцией в адрес ООО "Природа", администрации г.Оренбурга, АО "Система "Город", организации, осуществляющей управление многоквартирным домом N 241/1 по ул. Терешковой г. Оренбурга (ООО "Малая Земля") направлены запросы по делу об административном правонарушении.
В ответ на запрос письмом от 28.05.2020 исх. N б/н общество сообщило, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Оренбургской области является региональный оператор по обращению с ТКО ООО "Природа", платежные документы на оплату коммунальной услуги выставляет АО "Система "Город".
Между обществом и ООО "Малая Земля" договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 отсутствует.
В ООО "Природа" с 01.04.2020 по настоящее время от жильцов, проживающих по адресу вышеуказанных многоквартирных домов, письменных обращений о наличии ТКО на территории мест накопления или придомовой территории не имеется, следовательно, записи в журнале заявок о наличии ТКО отсутствуют.
Вывоз обществом ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 осуществлялся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно: вывоз твердых коммунальных отходов производился ежедневно, а вывоз крупногабаритных отходов не реже 1 раза в 7 календарных дней, то есть с периодичностью, установленной п. 2.14 СанПиП 2.1.7.3550-19.
Собственнику земельного участка - органу местного самоуправления сведений о наличии несанкционированного складирования ТКО не направлялось.
Из представленного ООО "Природа" маршрута N 13 ОП "Оренбург" следует, что с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1, имеется 3 контейнера, ёмкостью 5 м3 вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно.
Администрация города Оренбурга на запрос инспекции письмом от 18.05.2020 N 01-10/3053 сообщила, что указание сведений о границе мест (площадок) накопления ТКО (длина, ширина площадки) не предусмотрено Правилами N 1039. Данные о необходимости установки дополнительных контейнеров на указанных площадках накопления ТКО от ООО "Природа", а также сведения о наличии несанкционированного складирования ТКО, объем которых превышает 1 м3 на земельном участке по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 в адрес Администрации города Оренбурга не поступали, работы по вывозу скопления ТКО по указанному адресу не проводились.
АО "Система "Город" в ответе от 14.05.2020 N 12 - 2367 на запрос инспекции сообщило, что с 01.01.2019 осуществляет начисление платы и сбор денежных средств по услуге "Обращение с ТКО" по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 от имени и по поручению ООО "Природа".
Согласно копиям платежных документов, предоставленным АО "Система "Город", исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 241/1 по ул. Терешковой г. Оренбурга, является ООО "Природа".
ООО "Малая Земля" в ответе от 18.05.2020 N 203 на запрос инспекции сообщило, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в доме N 241/1 по ул. Терешковой г. Оренбурга является региональный оператор по обращению с ТКО ООО "Природа".
Таким образом, в ходе административного расследования установлено несоответствие периодичности фактического вывоза региональным оператором ООО "Природа" ТКО в виде крупногабаритных отходов с места (площадки) их накопления по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 требованиям п. 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, что свидетельствует о предоставлении обществом коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества.
30.09.2020 по результатам административного расследования в отношении ООО "Природа" инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-4 по ст. 7.23 КоАП РФ, выразившемся в нарушении режима обеспечения потребителей, проживающих в указанных многоквартирных домах, коммунальной услугой по обращению с ТКО в период с 01.04.2020 по 02.04.2020 (л.д. 25-26).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление N 40/01-175-2020 по делу об административном правонарушении от 22.03.2021 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 500 рублей (л.д. 118-121).
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Природа" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, ГЖИ по Оренбургской области осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 10).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных частью 1 статьи 23.54 КоАП РФ полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 27 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу пункта 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156, под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4).
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил N 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148 (4) и 148 (5) Правил N 354, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22)).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
ООО "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области и фактически оказывая населению услуги по вывозу ТКО, обязано соблюдать указанные нормативные требования, и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что административный орган вменяет заявителю в вину нарушение указанных выше положений в связи с тем, что в период со 01.04.2020 по 02.04.2020 года коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям, проживающим в многоквартирных домах, по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. N 241, 241/1, 243/1, 245, 245/2, 247, 247/1 предоставлялась с нарушением требований законодательства, а именно, вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Оренбург, ул. Терешковой N 241/1, происходил с нарушением установленных сроков, не производился ежедневно.
Следовательно, объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении периодичности фактического предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим в жилых домах по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. N 241, 241/1, 243/1, 245, 245/2, 247, 247/1 - нарушение режима обеспечения коммунальной услугой по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 01.04.2020 по 02.04.2020.
В данном случае заявитель при осуществлении деятельности по предоставлению коммунальной услуги несет обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, услуга оказывается в рамках договора на платной основе и должна быть оказана с периодичностью, установленной Приложением N 1 к Правилам N 354.
В рассматриваемом случае ООО "Природа" как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу при исполнении типового договора, заключенного в порядке абзаца 4 пункта 8.17 Правил N 1156 с потребителями, проживающими в многоквартирных домах, по адресу г. Оренбург, ул. Терешковой, д. N 241, 241/1, 243/1, 245, 245/2, 247, 247/1, в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов.
Административный орган пришел к выводу о том, что в период с 01.04.2020 по 02.04.2020 коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов гражданам, проживающим в многоквартирных домах, г. Оренбург, ул. Терешковой, д. N 241, 241/1, 243/1, 245, 245/2, 247, 247/1, обществом не предоставлялась.
Данный факт подтверждается собранными административным органом в ходе административного расследования доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 01.04.2020 по 02.04.2020 предоставлялась потребителям в соответствии с Правилами N 354.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 01.04.2020 по 02.04.2020 общество не осуществляло вывоз КГО с контейнерной площадки, в связи с чем в действиях общества усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, что является правильным.
Вместе с тем, не согласившись с решением суда, в обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на факт отсутствия специальной площадки для накопления КГО в месте (площадке) накопления ТКО.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с указанным доводом, поскольку, предъявляя потребителям к оплате плату за вывоз ТКО (в состав которых входят КГО) по утвержденному тарифу, общество несет обязанность оказывать коммунальную услугу в соответствии с нормативно установленными требованиями, в том числе к порядку и способам оказания коммунальной услуги.
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 вывоз твердых коммунальных отходов - это транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Исчерпывающий перечень способов оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами приведен в пункте 10 Правил N 1156, в соответствии с которым, в любом случае складирование отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления ТКО (в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 354 потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Примененная в пункте 17 Приложения N 1 Правил N 354 формулировка требований к качеству услуги по вывозу ТКО (с указанием на осуществление такой услуги с мест (площадок) накопления отходов) обусловлена тем обстоятельством, что возможность оказания коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО иным способом (помимо вывоза с мест (площадок) накопления отходов) не предусмотрена.
Кроме того, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО па территории муниципального образования "город Оренбург", размещенного на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет (http://orenburg.ru, далее - Реестр), для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 241, 241/1, 243/1, 245, 245/2, 247, 247/1 ул. Терешковой г. Оренбурга, место (площадка) накопления ТКО определено по адресу: г. Оренбург, ул. ул. Терешковой, д. 241/1.
Документу, указывающие, что обществу вменено нарушение в виде не вывоза ТКО с иного места накопления отходов в ходе рассмотрения материалов дела инспекцией и судами не установлено.
Документы, свидетельствующие о том, что общество обращалось по вопросу отсутствия по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 241/1 специальной площадки или бункера для складирования КГО в администрацию г. Оренбурга, обществом не представлено.
Таким образом, проанализировав названные нормы права, суд апелляционной инстанции считает, что вывоз ТКО из контейнеров, крупногабаритных отходов, относящихся к ТКО, с контейнерных площадок (в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки) является обязанностью регионального оператора.
С учетом изложенного, само по себе непринятие мер к ежедневному вывозу крупногабаритных отходов (бездействие) свидетельствует о нарушении обществом обязанностей по выполнению функций на вывоз отходов потребления от жилого дома.
Вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ООО "Природа" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В этой связи вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, является правильным.
Оспоренное постановление вынесено инспекцией в пределах установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Наказание назначено заявителю в размере, соответствующем минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности административного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 августа 2021 года по делу N А47-5219/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5219/2021
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области