г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А56-22293/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Салова Т.В. по доверенности от 11.01.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23086/2021) ООО ПФ "Гагарин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 по делу N А56-22293/2021(судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению ООО ПФ "Гагарин"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ПФ "Гагарин" (далее - Общество, ООО ПФ "Гагарин") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу от 18.02.2021 N Т02-142/21.
Решением от 01.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает, что не получил доступ к онлайн заседанию, в связи с чем был лишен возможности реализовать свое процессуальное право на заявление своих доводов. Не согласен с выводами суда первой инстанции, ссылается на то, что требования, установленные в конкурсной документации в части пункта 2.1.8.1, а так же объединение в один лот услуги по поставке и монтажу не соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.02.2021 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (далее -Учреждение), размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на приобретение оборудования и изделий с монтажом в целях создания доступной среды и адаптации помещений Учреждения (номер извещения 321009952310).
В числе требований к заявке участников конкурса конкурсной комиссией Учреждения в п. 2.1.8.1. конкурсной документации указано на обязательное предоставление справки (или нотариально заверенной ее копии) об исполнении налогоплательщиков обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная соответствующим подразделением Федеральной налоговой службы не ранее, чем за 6 месяцев до срока окончания приема заявок на участие в конкурсе. Аналогичное требование указано в разделе 3 ("Информационная карта конкурса") конкурсной документации.
Учитывая установленные налоговым законодательством сроки выдачи такой справки (10 дней), а также сроки окончания приема заявок на участие в указанном выше конкурсе (7 дней), обществу с ограниченной ответственностью ПФ "Гагарин" не представилось возможным подать заявку на участие в данном конкурсе.
Также, заявитель утверждает, что в конкурсной документации Учреждением в один лот были объединены услуги, как по поставке оборудования, так и услуги по его монтажу, в то время, как существенные условия, присущие соответствующим договорным отношениям, в конкурсную документацию включены не были.
Указанные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу, в которой, просило выдать Учреждению предписание о приведении конкурсной документации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также приостановить проведение конкурса в электронной форме в части заключения договора по итогам его проведения до рассмотрения жалобы по существу.
Решением УФАС России по Санкт-Петербургу от 18.02.2021 жалоба Общества была признана необоснованной. Основанием для его принятия послужили выводы антимонопольного органа об обоснованности установления в конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная соответствующим подразделением Федеральной налоговой службы не ранее, чем за 6 месяцев до срока окончания приема заявок на участие в конкурсе, а также о соблюдении Заказчиком положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при формировании требований к предмету закупки и его составу.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из пункта 2.1.8 Документации, заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части 3 "Информационная карта конкурса", а также формы документов, установленные частью 5 "Формы заявки на участие в конкурсе".
Согласно п. е) Информационной карты Документации заявка на участие в конкурсе должна содержать справку (или нотариально заверенную копию такой справки) об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 6 месяцев до срока окончания приема заявок на участие в конкурсе (форма справки утверждена приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@, вступившим в силу 10.04.2017).
Общество указывает, что учитывая сроки выдачи справки - 10 дней, а так же сроки окончания приема заявок на участие в конкурсе - 7 дней, Обществу не представилось возможности подать заявку на участие в данном конкурсе.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также порядок ее формирования утверждены приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ (далее - Порядок).
При этом справка может быть представлена в форме электронного документа.
Так в соответствии с пунктом 8 Приложения к Приказу ФНС от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ справка, формируемая в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Таким образом, возможность предоставления справки предусмотрена как в бумажном, так и в электронном виде (пп. 7, 8 приложения N 2 к Приказу ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@), установленные Приказом ФНС (подпункт 6, 7 п. 13 Приказ ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@) сроки предоставления справки (в течение 10 рабочих дней) являются максимальными, что не означает факт предоставления указанных сведений исключительно на 10 рабочий день.
Представители Организатора торгов пояснили, что срок предоставления справки налоговыми органами определён как в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса, вместе с тем, срок предоставления электронной справки составляет 1 рабочий день.
В связи с вышеизложенным суд пришел к правомерному выводу, что потенциальные участники Закупки не лишены возможности предоставления справки, указанной в пункте е Информационной карты Документации, в течение срока подачи заявок, установленного Документацией. При этом, такие участники не лишены возможности предоставления указанной справки как в электронном, так и в бумажном виде.
В связи с вышеизложенным, пункт е Информационной карты Документации правомерно признан судом первой инстанции обоснованным.
Так же Общество указывает на отсутствие в самом договоре существенных условий, характерных для договора подряда.
Пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Судом установлено, что предметом Закупки является приобретение оборудования и изделий с монтажом.
Пунктом 4 Технического задания Документации установлены требования Организатора торгов к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) Товара, поставке Товара:
4.1. Весь поставляемый Поставщиком Товар должен быть новым, произведенным не ранее 2020 года, не бывшим в эксплуатации, не восстановленным и не собранным из восстановленных компонентов. Весь поставляемый Поставщиком Товар должен быть работоспособным и обеспечивать предусмотренную производителем функциональность.
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять требованиям действующих технических регламентов, ГОСТов и сопровождаться сертификатом соответствия либо декларацией о соответствии в случаях, установленных Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", TP ТС 004/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" и постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Весь поставляемый Товар должен быть работоспособным и обеспечивать предусмотренную производителем функциональность.
Поставщик предоставляет вместе с Товаром сертификаты на соответствие поставляемого Товара требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для товаров данного рода законодательством РФ.
Поставщик обязан обеспечить надлежащую упаковку и маркировку Товара, способную предотвратить его повреждение (порчу) во время перевозки к конечному пункту и хранения до момента передачи Товара Заказчику. Упаковка должна быть сухой и чистой, без видимых повреждений и нарушений. Маркировка на упаковке и инструкция к Товару должна соответствовать стандартам, утвержденным в Российской Федерации. Заказчик вправе привлекать экспертов для проверки соответствия качества поставляемого товара, требованиям, установленным Договором.
4.2. Общие требования к установке, монтажу и наладке поставляемого Товара:
Место поставки товара: - учебно-административный корпус ГУАП -190000, г Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67, лит. А (таблица 1).
- учебный корпус юридического и экономического факультетов ГУАП -196135, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 14 (таблица 2).
Доставка, разгрузка товара, до склада Заказчика, осуществляется за счет средств Поставщика.
Срок поставки товара: с момента заключения Договора до 31 марта 2021 года.
Срок монтажа, сборки, наладки товара осуществляется в срок до 09 апреля 2021 года.
Поставщик поставляет изделия и оборудование по адресам Заказчика в объёме и в соответствии с настоящим Техническим заданием и осуществляет его монтаж.
Допуск специалистов Поставщика на объект должен производиться только в установленное Заказчиком время по утвержденным Заказчиком спискам при предъявлении паспорта гражданина РФ. Конкретные места установки и монтажа Товара согласовываются с Заказчиком до установки и монтажа каждой единицы Товара.
Поставщик поставляет товары Заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными техническими средствами или за свой счет.
В рамках реализации данного технического задания, необходимо выполнить монтажные работы по установке изделий и оборудования. Монтаж оборудования осуществляется силами и средствами Поставщика, с использованием расходных материалов Поставщика.
Комплекс работ по поставке табличек, вывесок, знаков и оборудования, передающего информацию, включает в себя разработку дизайнерского макета, верстку, ретушь фотографий, подготовку к печати, передачу всех файлов в редактируемом формате на носителе, доставку и монтаж на объекте.
По окончанию установки монтажа и наладки Товара Поставщик обязан в присутствии уполномоченного представителя Заказчика продемонстрировать Заказчику работоспособность всего установленного электрооборудования и проверку его работоспособности.
Работы по монтажу и наладке Товара необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТами, СНиП, ТУ, НПБ, СанПиН, согласно технического задания.
Все материалы, применяемые Подрядчиком, должны быть сертифицированы.
Поставщик несет полную ответственность за сохранность и обеспечение целостности товара во время его транспортировки и до момента его передачи Заказчику.
Применяемая при поставке и монтаже Товара нормативная база: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001"; СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения"; ГОСТ Р 52131-2019 "Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования"; ГОСТ Р 56832-2015 "Шрифт Брайля. Требования и размеры" ГОСТ Р 51671-2015 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности"; Иными нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации.
Перед началом работ, целесообразно проверить действие указанных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если стандарт заменён (изменён), то при выполнении работ следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Подрядчик не обязан руководствоваться стандартом, если он отменён без замены.
Таким образом, вопреки мнению Общества, все существенные условия смешанного договора указаны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования к предмету Закупки и его состав сформированы Организатором торгов с соблюдением положений Закона N 223-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, Управление правомерно не усмотрело в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры закупки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительными решения Санкт-Петербургского УФАС.
Суд апелляционной инстанции также не установил существенных нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания; судом первой инстанции было удовлетворено ходатайство Общества об участии в судебном заседании 27.05.2021 в формате онлайн-заседания. Документального подтверждения технического сбоя при проведении онлайн-заседания именно со стороны суда не представлено, при этом Общество не было лишено возможности участвовать в судебном заседании в очном формате.
Более того, заявляя ходатайство о проведении судебного заседания в режиме онлайн, участник процесса принимает на себя риски, связанные с вероятностью технической невозможности участия в таком судебном заседании по различным причинам технического характера - отсутствие Интернет-соединения, достаточной скорости, программные и иные технические неполадки устройства связи.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает существенных нарушений норм процессуального права со стороны суда первой инстанции, которые привели к нарушению прав Общества, предусмотренных статьей 41 АПК РФ, и повлекли вынесение неправильного решения по делу
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июня 2021 года по делу N А56-22293/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ПФ "Гагарин" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22293/2021
Истец: ООО ПФ "Гагарин"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу