г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А56-112989/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания В. И. Короткевичем
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28282/2021) ООО "Трансойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 по делу N А56-112989/2019 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску АО "РН-Транс"
к ООО "Трансойл"
о взыскании
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: Щадин А.О. (доверенность от 26.04.2021)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677, адрес: 446207, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, д. 11; далее - АО "РН-Транс", истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080, адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 18, лит. А, пом. 309; далее - ООО "Трансойл", ответчик) о взыскании 431 990 руб. 40 коп. убытков.
Решением суда от 02.08.2021 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "Трансойл" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы ООО "Трансойл" ссылается на следующие обстоятельства: в описательной части решения отсутствует позиция ответчика по делу; судом необоснованно отказано в передаче дела по подсудности; судом не установлен полный состав гражданско-правового института убытков, а именно причинно-следственная связь между возникшими убытками истца и действиями ответчика; судом необоснованно применена статья 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав); судом неверно истолковано содержание актов общей формы, подтверждающих вину АО "РН-Транс".
Представитель АО "РН-Транс", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы истцом не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания АО "РН-Транс" не обращалось. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "РН-Транс" (клиент) и ООО "Трансойл" (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции от 27.12.2017 N 4350017/1299Д (далее - договор), по условиям которого экспедитор обязуется оказать клиенту транспортно-экспедиционные услуги по организации международных перевозок груза в прямом и непрямом железнодорожном сообщении, организации транспортировки (перевозки) груза в порты Российской Федерации, а также при внутрироссийских перевозках груза в вагонах экспедитора.
Под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по предоставлению принадлежащего экспедитору на праве собственности, на праве аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок, транспортировки (перевозки) груза в порты Российской Федерации и транспортировки (перевозки) груза при внутрироссийских перевозках.
Согласно пункту 3.4 договора ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца, клиент обязуется предоставить экспедитору посуточный график погрузки на следующий месяц, с указанием вида груза, количество груза и вагонов, необходимых для транспортировки заявленного груза.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора экспедитор обязуется организовать перевозку грузов в соответствии с заявкой клиента.
По условиям пункта 4.1.2 договора экспедитор обязуется подавать под погрузку вагоны на станцию отправления в соответствии с заявкой и графиком клиента.
Письмом от 24.12.2018 N ЕЭ-4463-М АО "РН-Транс" направило в адрес ООО "Трансойл" заявку на перевозку нефтеналивных грузов и продуктов нефтехимического комплекса со станции Загородная в январе 2019 года общим объемом в парке ООО "Трансойл" 356 033 тонны.
В январе 2019 года в адрес АО "РН-Транс" на станцию Загородняя Куйбышевской железной дороги по железнодорожным накладным N ЭГ090378, N ЭГ183188, N ЭГ207593, N ЭП69741, N ЭВ888566, N ЭГ089012, N ЭВ948968, N ЭГ031530, N ЭГ186068, N ЭВ676037, N ЭГ250450, N ЭГ248657, N ЭГ196022, N ЭГ101685, N ЭГ258561, N ЭГ229453, N ЭГ140091, N ЭГ191865, N ЭГ112864, N ЭГ084920, N ЭГ072699 осуществлена отправка порожних вагонов-цистерн в количестве 48 штук, принадлежащих ООО "Трансойл".
Из-за невозможности приема станцией назначения Загородняя Куйбышевской железной дороги по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, технологических норм на погрузку грузов, повлекших занятость мест погрузки, выставочных путей, станционных путей последующими прибывшими вагонами, в результате чего создалась ситуация невозможности дальнейшего приема станцией назначения вагонов для грузополучателя АО "РН-Транс", 05.01.2019 на станции Юрмаш Куйбышевской железной дороги задержан поезд N 2313 индекс 6500-788-6552 в количестве 48 вагонов-цистерн, принадлежащий ООО "Трансойл", что подтверждается актами общей формы от 11.01.2019 N 2/20, N 2/21, N 2/22, N 2/23, N 2/24, N2/26, N 2/27, N 2/28, N 2/30, N 2/32, N 2/33, N 2/34, N 2/36, N 2/37, N 2/38, N 2/39, N 2/40, N 2/41, N 2/42, N 2/43, N 2/44, N 2/45, N 2/46, N 2/47, N 2/49, N 2/50, накопительными ведомостями N 070284, N 070285, N 0702286, N 070287, N 070288, N 070290, N 070291, N 070292, N 070294, N 070295, N 070297, N 070298, N 0702100, N 0702101, N 0702102, N 0702103, N 0702104, N 0702105, N 0702106, N 0702107, N 0702108, N 0702109, N 0702110, N 0702111, N 0702113, N 0702144, извещением о задержании вагонов в пути следования от 05.01.2019 N 118, извещением на отправление ранее задержанных вагонов от 11.01.2019 N 139.
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования указанных вагонов-цистерн ОАО "РЖД" (перевозчик) списало с единого лицевого счета АО "РН-Транс" 114 451 руб. 20 коп., что подтверждается актом оказанных услуг от 28.02.2019 N А/1000271627/201901/201902 с перечнем первичных документов и счетом-фактурой от 31.01.2018 N 000655/01008179/0013.
В январе 2019 года в адрес АО "РН-Транс" на станцию Загородняя Куйбышевской железной дороги по железнодорожным накладным N ЭГ184865, N ЭГ297266, N ЭГ257068, N ЭГ196686, N ЭГ136524, N ЭГ179369, N ЭГ208696, N ЭГ103598, N ЭГ253120, N ЭГ180358, N ЭГ172289, N ЭГ162269, N ЭГ213918, ЭГ111656, N ЭГ157830 осуществлена отправка порожних вагонов-цистерн в количестве 44 штук, принадлежащих ООО "Трансойл".
Из-за невозможности приема станцией назначения Загородняя Куйбышевской железной дороги по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, технологических норм на погрузку грузов, повлекших занятость мест погрузки, выставочных путей, станционных путей последующими прибывшими вагонами, в результате чего создалась ситуация невозможности дальнейшего приема станцией назначения вагонов для грузополучателя АО "РН-Транс", 08.01.2019 на станции Алкино Куйбышевской железной дороги задержан поезд N 2423 индекс 6500-821-6552 в количестве 44 вагонов-цистерн, принадлежащий ООО "Трансойл", что подтверждается актами общей формы от 17.01.2019 N 2/164, N 2/165, N 2/167, N 2/171, N 2/172, N 2/173, N 2/174, N 2/175, N 2/176, N 2/177, N 2/178, N 2/179, N 2/180, N 2/281, N 2/182, N 2/183, накопительными ведомостями N 0702139, N 0702140, N 0702142, N 0702146, N 0702147, N 0702148, N 0702149, N 0702150, N 0702151, N 0702152, N 0702153, N 0702154, N 0702155, N 0702156, N 0702157, N 0702158, извещениями о задержании вагонов в пути следования от 08.01.2019 N 131, от 08.01.2019 N 132, извещениями на отправление ранее задержанных вагонов от 16.01.2019 N 158, от 16.01.2019 N159.
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования указанных вагонов-цистерн ОАО "РЖД" (перевозчик) списало с единого лицевого счета АО "РН-Транс" 158 188 руб. 80 коп., что подтверждается актом оказанных услуг от 28.02.2019 N А/1000271627/201901/201902 с перечнем первичных документов и счетом-фактурой от 31.01.2018 N 000655/01008179/0013.
В январе 2019 года в адрес АО "РН-Транс" на станцию Загородняя Куйбышевской железной дороги по железнодорожным накладным N ЭГ160322, N ЭГ160551, N ЭГ071777, N ЭГ063608, N ЭГ087934, N ЭГ083196, N 4431203, N ЭП61964, N ЭГ161300, N ЭГ232499, N ЭГ228396, N ЭГ100328 была осуществлена отправка порожних вагонов-цистерн в количестве 33 штук, собственности ООО "Трансойл".
Из-за невозможности приема станцией назначения Загородняя Куйбышевской железной дороги по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, технологических норм на погрузку грузов, повлекших занятость мест погрузки, выставочных путей, станционных путей последующими прибывшими вагонами, в результате чего создалась ситуация невозможности дальнейшего приема станцией назначения вагонов для грузополучателя АО "РН-Транс", 06.01.2019 на станции Чишмы Куйбышевской железной дороги задержан поезд N 2447 индекс 6500-803-6552 в количестве 33 вагонов-цистерн, принадлежащий ООО "Трансойл", что подтверждается актами общей формы от 17.01.2019 N 2/149, N 2/150, N 2/153, N 2/154, N 2/155, N 2/156, N 2/157, N 2/158, N 2/159, N 2/160, N 2/161, накопительными ведомостями N 070270, N 070271, N 070275, N070276, N 070277, N 070278, N 070279, N 070280, N 070281, N 070282, извещением о задержании вагонов в пути следования от 07.01.2019 N 122, извещением на отправление ранее задержанных вагонов от 16.01.2019 N 161.
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования указанных вагонов-цистерн ОАО "РЖД" (перевозчик) списало с единого лицевого счета АО "РН-Транс" 159 350 руб. 40 коп., что подтверждается актом оказанных услуг от 28.02.2019 N А/1000271627/201901/201902 с перечнем первичных документов и счетом-фактурой от 31.01.2018 N 000655/01008179/0013.
Полагая, что в результате ненадлежащего исполнения экспедитором принятых на себя обязательств, истец понес расходы в сумме 431 990 руб. 40 коп. в виде платы за нахождение вагонов-цистерн на путях общего пользования, АО "РН-Транс" направило в адрес ООО "Трансойл" претензии с требованиями возместить убытки.
Претензии истца оставлены ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения АО "РН-Транс" в суд с настоящим иском.
Суд, признав заявленные АО "РН-Транс" требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава в случаях нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расхождения, связанные с таким нахождением.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков (вреда), возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что поезд был задержан из-за невозможности его приема станцией назначения Куйбышевской железной дороги по причине нарушения технологических сроков оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, технологических норм на погрузку грузов, повлекших занятость мест погрузки, выставочных путей, станционных путей последующими прибывшими вагонами, в результате чего создалась ситуация невозможности дальнейшего приема станцией назначения вагонов для грузополучателя АО "РН-Транс".
Задержка поездов по указанным обстоятельствам подтверждается материалами дела, в том числе, актами общей формы ГУ-23, накопительными ведомостями, памятками приемосдатчика, извещениями о задержке вагонов на отправление ранее задержанных вагонов.
Ссылки ответчика на указание в актах общей формы ОАО "РЖД" в качестве основания простоя неприема поезда железнодорожной станций по причинам, зависящим от грузополучателя, как на основание освобождения его от ответственности, правомерно отклонены судом.
Отраженные ОАО "РЖД" в актах общей формы данные не могут свидетельствовать о вине грузополучателя, поскольку иные доказательства, представленные в материалы дела, их опровергают.
Пунктом 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, послуживших основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В связи с тем, что ответчиком подведены вагоны в количестве, превышающим необходимый парк, у истца возникла занятость путей, что подтверждается актами общей формы, накопительными ведомостями, памятками приемосдатчика, извещениями о задержке вагонов/на отправление ранее задержанных вагонов.
В соответствии со пунктом 4.1.9 договора экспедитор самостоятельно и за свой счет обязан обеспечить доставку под погрузку порожнего подвижного состава на станцию погрузки (отправления), а также круглосуточное оформление перевозочных документов на отправление порожнего подвижного состава со станции выгрузки.
Ответчик является профессиональным участником рынка грузоперевозок и владельцем железнодорожного подвижного состава и осведомлен о количестве необходимых вагонов, под определенный тоннаж и род груза, места нахождения своего подвижного состава, сроков доставки и т.д.
Пунктами 4.1.6-4.1.7 договора установлено, что ответчик обязан организовывать круглосуточный диспетчерский контроль за продвижением порожних/груженых вагонов. Обо всех затруднениях, возникших в процессе исполнения обязательств, связанных с перевозкой груза/вагонов, экспедитор в пределах своей компетенции принимает меры к устранению таких обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4.1.12 договора экспедитор самостоятельно и за свой счет обязан обеспечить отстой вагонов, прибывших на станцию погрузки сверх графика погрузки либо обеспечить передислокацию таких вагонов.
Экспедитор возмещает клиенту документально подтвержденные затраты, связанные с нахождением вагонов-цистерн экспедитора на путях общего пользования ОАО "РЖД", в случае прибытия вагонов в адрес клиента на станцию погрузки сверх количества, указанного в графике погрузки.
Доставка вагонов в адрес истца имеет интенсивный характер. В связи с этим, любое нарушение количества направленных под погрузку вагонов может непосредственно отражается на процессе их своевременной погрузки (оборота вагонов).
По условиям пункта 6.4 договора экспедитор обязан компенсировать клиенту все понесенные расходы, в том числе затраты по простою вагонов на путях общего пользования, на станциях, примыкающих к станции погрузки, возникшие по вине экспедитора.
Документами, подтверждающими факт простоя вагонов на путях общего пользования являются акты формы ГУ-23, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительные ведомости, другие документы, составленные перевозчиком.
Поскольку факт причинения истцу убытков по вине ответчика и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками подтвержден материалами дела, суд правомерно удовлетворил иск.
Довод ответчика о рассмотрении иска с нарушением правил подсудности отклонен апелляционным судом.
Статьей 35 АПК РФ установлено общее правило подсудности дел арбитражным судам, в соответствии с которым иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В соответствии со статьей 37 АПК РФ подсудность, установленная статьей 35 настоящего Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
Согласно пункту 6.13 договора споры и разногласия, вытекающие из настоящего договора, разрешаются посредством переговоров. В случае, если путем переговоров стороны не смогли достичь согласия, все споры и разногласия подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения ответчика. При этом споры и разногласия, вытекающие из деятельности подразделения/филиала (представительства) одной из сторон договора, подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения соответствующего подразделения/филиала (представительства).
Из буквального толкования пункта 6.13 договора следует, что иск подлежит рассмотрению по месту нахождения ответчика либо подразделения/филиала (представительства) ответчика, если спор вытекает из его деятельности.
Таким образом, иск принят судом к производству с соблюдением правил подсудности, согласованной сторонами в договоре.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 по делу N А56-112989/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112989/2019
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ООО "Трансойл"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28282/2021
02.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112989/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112989/19