г. Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-54452/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Энкот"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-54452/21 (93-393)
по заявлению ООО "Энкот"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Синенко Максим Владимирович
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Ноберцева Л.В. по дов. от 22.07.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энкот" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Росреестра по Москве (ответчик, регистратор) от 24.12.2020 N КУВД-001/2020-17940761/3 о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003009:1655, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 15, стр. 2, кв. 4 (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ), просят признать незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 24.12.2020 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0сюЗО°9-1б55> расположенного по адресу: город Москва, улица Старая Басманная, дом 5, строение 2, квартира 4" по заявлению ООО "ЭНКОТ", КУВД-001/2020-17940761, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением суда от 02.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
ООО "Энкот", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Энкот" является уполномоченной организацией на подготовку технического плана в целях осуществления государственного технического учета изменений в отношении объекта недвижимости - жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером 77:01:0003009:1655, расположенного по адресу: город Москва, улица Старая Басманная, дом 15, строение 2, квартира 4.
05.10.2020 заявителем подано Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 05.10.2020 NoMFC-0558/2020-515929-1.
13.11.2020 заявителем подано Заявление о предоставлении дополнительных документов от 13.11.2020 NoMFC-0558/2020-773510-1.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве приостановлен государственный кадастровый учет от 29.11.2020 КУВД-001/2020-17940761/2
09.12.2020 заявителем подано заявление о представлении дополнительных документов от 09.12.2020 N NoMFC-0558/2020-942411-1.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 24.12.2020 КУВД- 001/2020-17940761/3 установлено не устранение причин приостановления государственного кадастрового учета.
Ответчик указывает, что по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Законом о регистрации недвижимости и разделом I Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, выявлено следующее.
Графическая часть представленного технического плана также не отвечает требованиям пункта 52 приложения к Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", (Требования), а именно: для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям. А именно: не все условные обозначения вынесены в легенду например ниша в стене.
В соответствии с п. 50. Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста. В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании части 13 статьи 24 Закона о недвижимости, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав приложения.
В представленном с заявлением о государственном кадастровом учете техническом плане отсутствуют необходимые обоснования производимых изменений.
Согласно ст. 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" не допускается самовольные переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения в жилом доме в городе Москве. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" утверждены требования к проведению переустройства и административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве.
Таким образом, имеются противоречие в видах выполненных работ между представленной документацией, и представленной графической частью в связи с чем у регистрирующего органа имелись основания полагать, что не все виды работ согласованы с уполномоченным органом.
Судом первой инстанции данные с данными выводами регистратора согласился.
Коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 Г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
Порядок регистрации недвижимого имущества регулируется Законом N 218-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: представленный технический план по форме либо содержанию не соответствовал требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости. Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Основания для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество указаны в пункте 2 статьи 14 Закона о недвижимости.
Регистратор указывает, что графическая часть представленного технического плана также не отвечает требованиям пункта 52 приложения к Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", (далее - Требования), а именно: для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям - не все условные обозначения вынесены в легенду например ниша в стене.
Вместе с тем, этих требований в обжалуемом акте нет, равно, как и информации о демонтаже в несущей стене, противоречиях в части видах выполненных работ устройство стеклянной перегородки между Актом и представленной документацией.
Эти доводы появились у ответчика только при оспаривании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета.
При этом, приказ Минэкономразвития N 278 от 07.06.2017 г. "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" гласит, что причины и рекомендации, указываемые регистратором в уведомлении о приостановлении, должны быть приведены таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании чего выдается приостановка и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин.
Таким образом, государственный регистратор обязан дать разъяснение того, что именно, по его мнению, мешает проведению работ.
Данная норма регистратором не выполнена и в тексте уведомления о приостановлении отсутствуют указания на причину ошибки, причина описана общими фразами без конкретизации, какая часть графической части или какой условный знак не соответствует требованиям.
При этом, условные знаки, отображенные на поэтажном плане, соответствуют требованиям Приказа Министерства экономического развития РФ N 053, за исключением тех условных знаков, которые отсутствуют в Приложениях к Требованиям и которые соответствующим образом вынесены в легенду поэтажного плана с исчерпывающим описанием.
Заключение кадастрового инженера является дополнительным атрибутом технического плана, который заполняется в обязательном порядке в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены:
* ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки),
* несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований установленных на основании части 13 статьи 24 Закона, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации.
В остальных случаях в соответствии с п. 50 Требований заключение кадастрового инженера заполняется, если необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ.
Структура и содержание текста заключения кадастрового инженера не регламентировано законодательством, также Требованиями не предусмотрено обоснование производимых изменений. Заключение излагается инженером в виде связанного текста субъективно для разъяснения неочевидных моментов, вменять нарушение необязательного пункта, когда по мнению кадастрового инженера дополнительные обоснования результатов работ не требуются является незаконным. Из заключения в техническом плане явно следует, для чего подготовлен технический план и даны необходимые пояснения о выполненных работах.
Согласно ст. 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" не допускается самовольные переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения в жилом доме в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" утверждены требования к проведению переустройства и административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве.
Регистратор считает, что имеются противоречие в видах выполненных работ между представленной документацией, и представленной графической частью в связи с чем у регистрирующего органа имелись основания полагать, что не все виды работ согласованы с уполномоченным органом.
Вывод регистратора что, в нарушение пункта 70 административного регламента, без приведения конкретных фактов утверждается, что не все виды работ согласованы, противоречит представленным с техническим планом документам, поскольку все виды работ согласованы с уполномоченным на то органом в установленном законом порядке, что подтверждается приложенным к техническому плану актом о завершенной перепланировке выданным Мосжилинспекцией и проектной документацией.
Основания для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество указаны в п. 2 ст. 14 Закона о недвижимости.
Из фактических обстоятельств дела следует, что Технический план, представленный в Управление Росреестра по Москве, подготовлен на основании проектной документации, реквизиты которого в полном объеме указаны в техническом плане.
Иных работ в соответствии с проектом не проводилось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Регистрирующему органу предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Поскольку документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации, представлены в полном объеме и надлежащем виде, то правовых оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Москва, улица Старая Басманная, дом 5, строение 2, квартира 4, у регистратора не имелось.
В настоящем случае Управлению Росреестра по г. Москве предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Росреестра по г. Москве не доказано.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба и требования заявителя - удовлетворению, нарушенные права - восстановлению.
Судебные расходы распределяются в порядке ст. 104. 110 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 104, 110, 201, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-54452/21 отменить.
Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Москве от 24.12.2020 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003009:1655, расположенного по адресу: город Москва, улица Старая Басманная, дом 5, строение 2, квартира 4, по заявлению ООО "Энкот", КУВД-001/2020-17940761.
Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "Энкот" 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу заявления в суд первой инстанции и 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить ООО "Энкот" из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за подачу апелляционной жалобы, как излишне уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54452/2021
Истец: ООО "ЭНКОТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Синенко Максим Владимирович