г. Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-2384/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Волна"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-2384/21 (130-13)
по заявлению ООО "Волна" (ИНН 7726356440, ОГРН 1157746956355)
к Департаменту средств массовой информации и рекламы г.Москвы
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Колиошко Ю.В. по дов. от 31.06.2020; |
от ответчика: |
Важивода О.С. по дов. от 15.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Волна" (заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту средств массовой информации и рекламы г.Москвы о признании незаконным и отмене решения Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы от 13.10.2020 за номерами: 01-38-003282/20, 01-38-003283/20; от 15.10.2020 за номерами: 01-38-003347/20, 01-38-003351/20, 01-38-003354/20, 01-38-003355/20; от 16.10.2020 за номерами: 01-38-003356/20, 01-38-003360/20, 01-38-003362/20, 01-38- 003366/20; от 19.10.2020 за номерами: 01-38-003369/20, 01-38-003370/20, 01-38- 003371/20, 01-38-003372/20, 01-38-003373/20, 01-38-003374/20, 01-38-003375/20, 01-38- 003379/20, 01-38-003380/20, 01-38-003381/20, 01-38-003382/20, 01-38-003383/20, 01-38- 003384/20, 01-38-003388/20; от 20.10.2020 за номерами: 01-38-003389/20, 01-38- 003390/20, 01-38-003391/20, 01-38-003392/20, 01-38-003393/20, 01-38-003394/20, 01-38- 003395/20, 01-38-003396/20, 01-38-003397/20, 01-38-003398/20, 01-38-003400/20, 01-38- 003401/20, 01-38-003402/20, 01-38-003403/20, 01-38-003404/20, 01-38-003405/20, 01-38- 003406/20, 01-38-003407/20, 01-38-003408/20, 01-38-003409/20; от 21.10.2020 за номерами: 01-38-003414/20, 01-38-003415/20 об отказе в приеме документов для внесения изменений в Схему; от 16.10.2020 за номерами: 01-38-003223/20, 01-38- 003224/20, 01-38-003227/20, 01-38-003231/20, 01-38-003248/20, 01-38-003249/20,01-38- 3250/20,01-38-003251/20,01-38-003252/20,01-38-003253/20,01-38-003254/20, 01-38- 003255/20, 01-38-003256/20, 01-38-003257/20, 01-38-003258/20,01-38-003259/20,01-38- 3260/20,01-38-003261/20,01-38-003263/20,01-38-003264/20, 01-38-003265/20, 01-38- 003266/20, 01-38-003267/20, 01-38-003268/20,01-38-003269/20,01-38-3277/20,01-38- 003278/20,01-38-003279/20,01-38-003281/20, 01-38-003284/20, 01-38-3286/20, 01-38- 003287/20, 01-38-003288/20, 01-38-003289/20, 01-38-003291/20; от 22.10.2020 за номерами: 01-38-003358/20, 01-38-003363/20; от 23.10.2020 за номерами: 01-38-3340/20, 01-38-3343/20; от 24.12.2020 за номерами: 01-38-003827/20, 01-38-003831/20, 01-38- 003844/20, 01-38-003845/20, 01-38-003846/20, 01-38-003847/20, 01-38-003848/20, 01-38- 003849/20, 01-38-003850/20, 01-38-003851/20, 01-38-3863/20, 01-38-3864/20, 01-38-3865/20, 01-38-3866/20, 01-38-3867/20, 01-38-3868/20, 01-38-3869/20, 01-38-3870/20, 01- 38-3871/20, 01-38-3872/20, 01-38-3873/20, 01-38-3874/20, 01-38-3875/20, 01-38-3876/20, 01-38-3877/20, 01-38-3878/20, 01-38-3879/20, 01-38-3880/20, 01-38-3881/20, 01-38- 3888/20, 01-38-3889/20, 01-38-3890/20, 01-38-3891/20, 01-38-3892/20, 01-38-3893/20, 01- 38-3894/20, 01-38-3895/20, 01-38-3897/20, 01-38-3898/20, 01-38-3899/20, 01-38-3900/20, 01-38-3901/20, 01-38-3902/20, 01-38-3903/20, 01-38-3904/20, 01-38-3905/20, 01-38- 3906/20, 01-38-3907/20, 01-38-3908/20, 01-38-3909/20, 01-38-3910/20, 01-38-3911/20, 01- 38-3912/20, 01-38-3913/20, 01-38-3914/20, 01-38-3915/20, 01-38-3916/20, 01-38-3917/20, 01-38-3918/20, 01-38-3919/20, 01-38-3922/20; от 29.12.2020 за номерами: 01-38-3936/20, 01-38-3937/20, 01-38-3938/20, 01-38-3939/20, 01-38-3940/20; от 11.01.2021 за номерами: 01-38-4043/20, 01-38-4044/20, 01-38-4045/20 об отказе во внесении изменений в Схему.
Решением суда от 01.06.2021 в удовлетворении требований ООО "Волна" отказано полностью.
ООО "Волна", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Уведомлениями от 13.10.2020 за номерами: 01-38- 003282/20, 01-38-003283/20; от 15.10.2020 за номерами: 01-38-003347/20, 01-38-003351/20, 01-38-003354/20, 01-38-003355/20; от 16.10.2020 за номерами: 01-38-003356/20, 01-38-003360/20, 01-38-003362/20, 01-38-003366/20; от 19.10.2020 за номерами: 01-38-003369/20, 01-38-003370/20, 01-38-003371/20, 01-38-003372/20, 01-38-003373/20, 01-38-003374/20, 01-38-003375/20, 01-38-003379/20, 01-38-003380/20, 01-38-003381/20, 01-38-003382/20, 01-38-003383/20, 01-38-003384/20, 01-38-003388/20; от 20.10.2020 за номерами: 01-38-003389/20, 01-38-003390/20, 01-38-003391/20, 01-38-003392/20, 01-38-003393/20, 01-38-003394/20, 01-38-003395/20, 01-38-003396/20, 01-38-003397/20, 01-38-003398/20, 01-38-003400/20, 01-38-003401/20, 01-38-003402/20, 01-38-003403/20, 01-38-003404/20, 01-38-003405/20, 01-38-003406/20, 01-38-003407/20, 01-38-003408/20, 01-38-003409/20; от 21.10.2020 за номерами: 01-38-003414/20, 01-38-003415/20, были приняты решения об отказе ООО "Волна" (Заявитель) в приеме документов для внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы (Схема) со стороны Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы (Департамент, Заинтересованное лицо).
Решения приняты на основании п.п. 3.1.3, 3.1.5 Приказа Департамента от 19.11.2019 N 02-02-411/19 "Об утверждении Регламента внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы" (Регламент).
Уведомлениями от 16.10.2020 за номерами: 01-38-003223/20, 01-38- 003224/20, 01-38-003227/20, 01-38-003231/20, 01-38-003248/20, 01-38-003249/20,01-38- 3250/20,01-38-003251/20,01-38-003252/20,01-38-003253/20,01-38-003254/20, 01-38- 003255/20, 01-38-003256/20, 01-38-003257/20, 01-38-003258/20,01-38-003259/20,01-38- 3260/20,01-38-003261/20,01-38-003263/20,01-38-003264/20, 01-38-003265/20, 01-38- 003266/20, 01-38-003267/20, 01-38-003268/20,01-38-003269/20,01-38-3277/20,01-38- 003278/20,01-38-003279/20,01-38-003281/20, 01-38-003284/20, 01-38-3286/20, 01-38- 003287/20, 01-38-003288/20, 01-38-003289/20, 01-38-003291/20; от 22.10.2020 за номерами: 01-38-003358/20, 01-38-003363/20; от 23.10.2020 за номерами: 01-38-3340/20, 01-38-3343/20; от 24.12.2020 за номерами: 01-38-003827/20, 01-38-003831/20, 01- 38-003844/20, 01- 38-003845/20, 01-38-003846/20, 01-38-003847/20, 01-38-003848/20, 01- 38-003849/20, 01-38-003850/20, 01-38-003851/20, 01-38-3863/20, 01-38-3864/20, 01- 38-3865/20, 01-38-3866/20, 01-38-3867/20, 01-38-3868/20, 01-38-3869/20, 01-38- 3870/20, 01-38-3871/20, 01-38-3872/20, 01-38-3873/20, 01-38-3874/20, 01-38- 3875/20, 01-38-3876/20, 01-38-3877/20, 01-38-3878/20, 01-38-3879/20, 01-38- 3880/20, 01-38-3881/20, 01-38-3888/20, 01-38-3889/20, 01-38-3890/20, 01-38- 3891/20, 01-38-3892/20, 01-38-3893/20, 01-38-3894/20, 01-38-3895/20, 01-38- 3897/20, 01-38-3898/20, 01-38-3899/20, 01-38-3900/20, 01-38-3901/20, 01-38- 3902/20, 01-38-3903/20, 01-38-3904/20, 01-38-3905/20, 01-38-3906/20, 01-38- 3907/20, 01-38-3908/20, 01-38-3909/20, 01-38-3910/20, 01-38-3911/20, 01-38- 3912/20, 01-38-3913/20, 01-38-3914/20, 01-38-3915/20, 01-38-3916/20, 01-38- 3917/20, 01-38-3918/20, 01-38-3919/20, 01-38-3922/20; от 29.12.2020 за номерами: 01-38-3936/20, 01-38-3937/20, 01-38-3938/20, 01-38-3939/20, 01-38-3940/20; от 11.01.2021 за номерами: 01-38-4043/20, 01-38-4044/20, 01-38-4045/20, Заинтересованным лицом были прияты решения об отказе во внесении изменений в Схему в отношении представленных документов со стороны Заявителя на основании п. 4.2.2 и п. 4.2.3 Регламента.
Не согласившись с указанными уведомлениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия полномочий ответчика на вынесение решение и соответствие их закону N 38-ФЗ "О рекламе", Приказам Департамента от 14.06.2013 N 246 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Москвы", от 19.11.2019 N 02-02-411/19 "Об утверждении Регламента внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 22.02.201 N 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы) постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций".
Апеллянт указывает, что суд в нарушение ст. 162, 168, 170 АПК РФ, не исследовав и не рассмотрев обстоятельства и доказательства по каждому из 155 акту Департамента СМИ и рекламы, за 2 заседания рассмотрев дело, по которому в нарушение требований определения суда о принятии искового заявления к производству от 24.02.2021 Департаментом не представлены материалы регистрационного дела, в рамках которого вынесены оспариваемые решения.
Также указывает Общество, что Определением Арбитражного суда от 28.01.2021 по делу N А40-2384/21-130-13 исковое заявление ООО "Волна" к Департаменту СМИ и рекламы г. Москва оставлено без движения, так как ООО "Волна" не оплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей за каждое самостоятельно требование о признании ненормативного правового акта государственного органа незаконным. ООО "Волна" просило суд признать 155 решений Департамента СМИ и рекламы г. Москва незаконными, поэтому и оплатило сбор за рассмотрение дела по каждому из решений в размере 465 000 рублей.
ООО "Волна" полагает, что не является собственником земельных участков и соответственно никаких прав на занимаемый участок не имеет, и нотариальные документы предоставлять не должно. Требования пункта 2.2.1.4. Регламента относятся только к тем заявителям, которым на праве собственности либо на ином законном основании принадлежит земельный участок, к которому присоединяется рекламная конструкция
Не согласно общество и с выводоам суда, что уведомления Департамента СМИ и рекламы г. Москва об отказе в принятии документов приняты на основании п. 3.1.5. (представленные документы содержат противоречивые сведения), поскольку права на участок и документы собственниками земельных участков были получены до подписания Соглашения об изменении границ территории Москвы, согласно которому часть территории Московской области стала границами г. Москва.
Эти обстоятельства, считает Общество, не учтены Департаментом и не исследованы судом, что свидетельствует о формальном подходе к принятию решения.
Далее общество считает, что суд неверно оценил законность применения п.4.2.3. Регламента - основания для отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, если запрос и входящие документы с идентичным содержанием направляются повторно, в отношении 39 решений, поскольку заявления подавались впервые.
Коллегия рассмотрев доводы апелляционной жалобы, полагает их обоснованными исходя из следующего.
Отношения в сфере размещения рекламных конструкций регулируются Федеральные законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Закон о рекламе), а также иными нормативно-правовыми актами.
Как следует из положений части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе разработка, согласование и утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории соответствующей муниципального образования относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, а также уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Из содержания положений статьи 19 Закона о рекламе и статьи 4 Федеральной закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) утверждается единая схема размещения рекламных конструкций как документ, определяющий места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Вопросы количества мест размещения рекламных конструкций, а также вопросы возможности и необходимости размещения таких конструкций на том или ином участке относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций, органов, с которыми осуществляется согласование схемы.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности, содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Приказом Департамента от 14.06.2013 N 246 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Москвы" в городе Москве была утверждена схема размещения рекламных конструкций. Эксплуатация рекламных конструкций возможна только в местах, утвержденных схемой размещения рекламных конструкций.
Приказом Департамента от 19.11.2019 N 02-02-411/19 "Об утверждении Регламента внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы" (далее - Регламент), утвержден Регламент внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкции размещаемых на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.
Внесение изменений в Схему осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", постановлением Правительства Москвы от 22.02.201 N 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы) постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций".
Пунктом 2.2 Регламента установлен перечень документов, необходимых для внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций.
Внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций (далее также Схема) осуществляется на основании следующих документов (сведений):
Запрос (заявление) о внесении изменений в Схему оформляется по форме согласи приложению к Регламенту. В случае если владелец рекламной конструкции является также собственником земельного участка, к которому присоединяется рекламная конструкция, запросе (заявлении) делается соответствующая отметка.
Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя), - в случае предоставления запроса (заявления) и документов, необходимых для внесения изменений Схему на личном приеме.
Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, - в случае подач запроса (заявления) представителем заявителя.
Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право заявителя н занимаемый земельный участок, к которому присоединяется рекламная конструкция (при личном приеме возможно предоставление оригиналов и копий указанных документов).
Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право заявителя н занимаемое здание, строение, сооружение, к которому присоединяется рекламная конструкция (для рекламных конструкций, размещаемых на зданиях, строениях, сооружениях) (при личном приеме возможно предоставление оригиналов и копий указанных документов).
Заверенная заявителем копия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с лицом, которому на праве собственности либо на ином законном основании принадлежит земельный участок, к которому присоединяется рекламная конструкция (для рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках) (при личном приеме возможно предоставление оригинала и копии указанного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции).
Дизайн-проект рекламной конструкции (подлинник и цветная копия), предполагаемой установке, утвержденный заявителем и согласованный с собственником имущества, к котором должна быть присоединена рекламная конструкция, включающий:
Проектное предложение (фотомонтаж) места размещения рекламной конструкции (фотомонтаж выполняется в виде компьютерной врисовки рекламной конструкции н фотографии с соблюдением пропорций размещаемого объекта).
Основные характеристики рекламной конструкции (длина, ширина, высота, основные материалы конструкции, форма конструкции, тип конструкции, способ освещения).
Ортогональный чертеж рекламной конструкции (основной вид, вид сбоку).
Местоположение рекламной конструкции с указанием его на карте (масштаб карт 1:10000).
Схема предполагаемого места установки рекламной конструкции с отражением грани коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-200 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселение Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения заверенная владельцем рекламной конструкции или собственником недвижимого имущества, которому присоединяется рекламная конструкция (для рекламных конструкций, размещаемых н земельных участках).
Фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции: В количестве не менее двух цветных фотографий для рекламных конструкции предполагаемых к размещению на земельном участке. Фотофиксацию необходимо производит с двух противоположных сторон на расстоянии 150-180 метров от конструкции. Фотофиксация должна отражать существующую градостроительную ситуацию и отображать окружающую застройку.
В количестве не менее трех цветных фотографий рекламной конструкции, размещени которой предполагается на здании, строении, сооружении. На фотографии должна быть отражен существующая градостроительная ситуация в части визуализации предполагаемого мест размещения рекламной конструкции, а также всех иных конструкций, размещенных на внешних поверхностях здания, строения, сооружения (при наличии). Фотофиксацию необходим производить слева, справа и по центру от предполагаемого места размещения конструкции расстояния, позволяющего сфотографировать рекламную конструкцию целиком с привязкой зданию, строению, сооружению, к которому присоединяется рекламная конструкции Фотографии должны быть представлены с разрешением не менее 300 dpi с соблюдением контрастности и цветопередачи.
Согласно главе 3 Регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимы для внесения изменения в Схему, являются:
п. 3.1.1 Регламента обращение за внесением изменения в Схему лица, не указанного пунктах 2.1.1, 2.1.2 настоящего Регламента.
п. 3.1.2 Регламента представление заявителем (представителем заявителя) неполного пакет документов, предусмотренного пунктом 2.2.1 настоящего Регламента.
п. 3.1.3 Регламента представление заявителем (представителем заявителя) запрос (заявления) и входящих документов, не соответствующих требованиям, установленным пунктов 2.2.1 настоящего Регламента, Единым требованиям оформления документов, установленных нормативными правовыми актами города Москвы, иным нормативным актам.
п. 3.1.4 Регламента отсутствие в представленных заявителем документах, подтверждающих право заявителя на занимаемый земельный участок, к которому присоединяется реклам на конструкция, права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (при установке эксплуатации рекламной конструкции на имуществе города Москвы).
п. 3.1.5 Регламента представленные заявителем (представителем заявителя) запрос (заявление) и входящие документы содержат противоречивые сведения и (или) недостоверны сведения.
п. 3.1.6. Регламента указанная в запросе (заявлении) и входящих документах конструкции для внесения изменений в Схему не может быть классифицирована как рекламная.
п. 3.1.7 Регламента указанная в запросе (заявлении) и входящих документах конструкции для внесения изменений в Схему не соответствует типам рекламных конструкции установленным Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве
п. 3.1.8 Регламента несоответствие указанного в запросе (заявлении) и входящих документа места размещения рекламной конструкции требованиям к территориальному размещению типе рекламных конструкций, установленных Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от.01.12.2012 N 712-ПП.
п. 3.1.9. Регламента представление заявителем (представителем заявителя) документов, утративших силу.
п. 3.1.10 Регламента указанная в запросе (заявлении) и входящих документах рекламная конструкция для внесения изменений в Схему не соответствует общим требованиям к рекламным конструкциям, установленным Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций городе Москве.
п. 3.1.11 Регламента в случае подачи заявителем (представителем заявителя) запрос (заявления) и входящих документов в отношении рекламной конструкции, на размещение которой по указанному месту размещения уже имеется зарегистрированный запрос (заявление) входящие документы, находящиеся на рассмотрении в Департаменте, либо имеется выданное разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
п. 3.1.12 Регламента непредоставление заявителем исправленных документов по истечению срока, указанного в запросе по устранению замечаний согласующей организации.
Регламентом установлены основания для отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, Департамент отказывает во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций в следующих случаях:
п. 4.2.1 Регламента отрицательное заключение согласующей организации или замечания согласующей организации к месту размещения рекламной конструкции и/или к типу (внешнем виду) рекламной конструкции.
п. 4.2.2 Регламента размещение рекламной конструкции в заявленном месте противоречит политике городского планирования в сфере размещения рекламных конструкций в городе Москве, в том числе Схеме, и негативно сказывается на общем информационном пространств отдельной территории.
п. 4.2.3 Регламента повторное направление запроса (заявления) и входящих документов с идентичным содержанием, на которые было дано отрицательное заключен" уполномоченной согласующей организации, Департамента или имеется решение об отказ внесения изменений в Схему.
Согласно п. 1 постановления Департамент средств массовой информации и рекламы город Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти город Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственно политики в сфере средств массовой информации, мультимедийных услуг, кинопроизводств; полиграфии, книгоиздания, книжной торговли, распространения периодической печати электронных носителей информации, наружной рекламы, праздничного, тематического рекламно-информационного оформления города Москвы, за исключением празднично иллюминации, межотраслевой координации рекламной деятельности в городе Москве (далее установленная сфера деятельности).
Департаментом, в нарушение требований ст. 65, 200 АПК РФ не доказано законность уведомления Департамента об отказе в принятии документов приняты на основании п. 3.1.3. Регламента (представление документов, не соответствующих требованиям).
Требования Департамента о предоставлении документов, подтверждающих согласие собственника земельного участка на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, противоречат Главе 2.2. Регламента ("Перечень документов для внесения изменений в Схему").
По отказам в приеме документов N 01-38-003347/20 от 15.10.2020, N 01-38-003351/20 от 15.10.2020, N 01-38-003354/20 от 15.10.2020, N 01-38-003356/20 от 15.10.2020, N 01-38-003354/20 от 15.10.2020, N 01-38-003362/20 от 16.10.2020, N 01-38-003369/20 от 19.10.2020, N 01-38-003370/20 от 19.10.2020, N 01-38-003371/20 от 19.10.2020, N 01-38-003395/20 от 20.10.2020, N 01-38-003398/20 от 20.10.2020, N 01-38-003415/20 от 21.10.2020, N 01 -38-003414/20 от 21.10.2020, N 01-38-003283/20 от 13.10.2020, N 01-38-003282/20 от 13.10.2020
Регламент предусматривает исчерпывающий перечень обязательных документов, необходимых для внесения изменений в Схему.
Категория "исчерпывающий перечень" применяется для установления строгих рамок и исключения неопределенности в регулировании. Согласия собственника земельного участка на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в перечне документов для внесения изменений в Схему нет.
При утверждении схемы размещения рекламных конструкций превалируют публичные нормы права, направленные на защиту неограниченного круга лиц и связанные с соблюдением территориального планирования и обеспечения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
Департамент, принимая решение о внесении изменений в Схему, должен отталкиваться от визуального аспекта планируемого размещения новых рекламных конструкций на территории г. Москвы и соблюдение положений ч. 5.1. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Наличие или отсутствие согласия собственника земельного участка, связанного с планируемым объектом наружной рекламы, не является критерием оценки допустимости внесения таких изменений в Схему.
Оценив требования Департамента о предоставлении нотариально заверенных копии документов, подтверждающих право заявителя на занимаемый земельный участок, к которому присоединяется рекламная конструкция, по отказам в приеме документов N 01-38-003388/20 от 19.10.2020, N 01-38-003383/20 от 19.10.2020, N 01-38-003382/20 от 19.10.2020, N 01-38-003384/20 от 19.10.2020, N 01-38-003379/20 от 19.10.2020, N 01-38-003380/20 от 19.10.2020, N 01-38-003381/20 от 19.10.2020, N 01-38-003372/20 от 19.10.2020, N 01-38-003373/20 от 19.10.2020, N 01-38-003374/20 от 19.10.2020, N 01-38-003375/20 от 19.10.2020, N 01-38-003396/20 от 20.10.2020, N 01-38-003403/20 от 20.10.2020, N 01-38-003406/20 от 20.10.2020, N 01-38-003400/20 от 20.10.2020, N 01-38-003401/20 от 20.10.2020, N 01-38-003402/20 от 20.10.2020, N 01-38-003404/20 от 20.10.2020, N 01-38-003405/20 от 20.10.2020, N 01-38-003407/20 от 20.10.2020, N 01-38-003408/20 от 20.10.2020, N 01-38-003409/20 от 20.10.2020, N 01-38-003389/20 от 20.10.2020, N 01-38-003390/20 от 20.10.2020, N 01-38-003397/20 от 20.10.2020, N 01-38-003391/20 от 20.10.2020, N 01-38-003392/20 от 20.10.2020, N 01-38-003393/20 от 20.10.2020, N 01-38-003394/20 от 20.10.2020, коллегия признает их необоснованными.
ООО "Волна" не является собственником земельных участков и соответственно прав на занимаемый участок не имеет, требования пункта 2.2.1.4. Регламента относятся только к тем заявителям, которым на праве собственности либо на ином законном основании принадлежит земельный участок, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Что касается обоснованности уведомлений Департамента об отказе в принятии документов приняты на основании п. 3.1.5. (представленные документы содержат противоречивые сведения) по отказам N 01-38-003283/20 от 13.10.2020, N 01-38-003282/20 от 13.10.2020, N 01-38-003366/20 от 16.10.2020, N 01-38-003360/20 от 16.10.2020.
Коллегия отмечает, что несовпадение адреса земельного участка в договорах на установку и размещение рекламной конструкции и документах о праве собственности на данный земельный участок не является противоречивым сведением.
Кадастровый номер, который идентифицирует объект недвижимости, присваивается и не меняется и свидетельствует об уникальности объекта недвижимости, во всех документах указан верно.
Права на участок и документы собственниками земельных участков получены до подписания Соглашения об изменении границ территории Москвы, согласно которому часть территории Московской области стала границами г. Москва.
Эти обстоятельства ошибочно расценены Департаментом как противоречивые.
Относительно законности применения п.4.2.3. Регламента -основания для отказа во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, если запрос и входящие документы с идентичным содержанием направляются повторно, в отношении 39 решений Департамента об отказе во внесении изменений в схему от 16.10.2020 за номерами: 01-38-003223/20, 01-38-003224/20, 01-38-003227/20, 01-38-003231/20, 01-38-003248/20, 01-38-003249/20, 01-38-3250/20, 01-38-003251/20, 01-38-003252/20, 01-38-003253/20, 01-38-003254/20, 01-38-003255/20, 01-38-003256/20, 01-38-003257/20, 01-38-003258/20, 01-38-003259/20, 01-38-3260/20, 01-38-003261/20, 01-38-003263/20, 01-38-003264/20, 01-38-003265/20, 01-38-003266/20, 01-38-003267/20, 01-38-003268/20, 01-38-003269/20, 01-38-3277/20, 01-38-003278/20, 01-38-003279/20, 01-38-003281/20, 01-38-003284/20, 01-38-3286/20, 01-38-003287/20, 01-38-003288/20, 01-38-003289/20, 01-38-003291/20; от 22.10.2020 за номерами: 01-38-003358/20, 01-38-003363/20; от 23.10.2020 за номерами: 01-38-3340/20, 01-38-3343/20.
Как поясняет ООО "Волна", следует из материалов дела, Общество впервые подавало запрос и документы о включении в схему рекламных конструкций по адресам, указанным в решениях Департамента СМИ и рекламы.
В регламенте четко указано, что основанием для отказа является повторный запрос, в то время, как для ООО "Волны" эти запросы является первыми.
Доказательств обратного Департаментом не приведено.
Процессуальных ходатайств (на вопрос апелляционного суда) в этой связи также не заявлено.
По отказам внесения изменений в Схему на основании п. 4.2.2 Регламента (размещение рекламной конструкции в заявленном месте противоречит политике городского планирования в сфере размещения рекламных конструкций в городе Москве, в том числе Схеме, и негативно сказывается на общем информационном пространств отдельной территории) от 24.12.2020 за номерами: 01-38-003827/20, 01-38-003831/20, 01-38-003844/20, 01-38-003845/20, 01-38-003846/20, 01-38-003847/20, 01-38-003848/20, 01-38-003849/20, 01-38-003850/20, 01-38-003851/20, 01-38-3863/20, 01-38-3864/20, 01-38-3865/20, 01-38-3866/20, 01-38-3867/20, 01-38-3868/20, 01-38-3869/20, 01-38-3870/20, 01-38-3871/20, 01-38-3872/20, 01-38-3873/20, 01-38-3874/20, 01-38-3875/20, 01-38-3876/20, 01-38-3877/20, 01-38-3878/20, 01-38-3879/20, 01-38-3880/20, 01-38-3881/20, 01-38-3888/20, 01-38-3889/20, 01-38-3890/20, 01-38-3891/20, 01-38-3892/20, 01-38-3893/20, 01-38-3894/20, 01-38-3895/20, 01-38-3897/20, 01-38-3898/20, 01-38-3899/20, 01-38-3900/20, 01-38-3901/20, 01-38-3902/20, 01-38-3903/20, 01-38-3904/20, 01-38-3905/20, 01-38-3906/20, 01-38-3907/20, 01-38-3908/20, 01-38-3909/20, 01-38-3910/20, 01-38-3911/20, 01-38-3912/20, 01-38-3913/20, 01-38-3914/20, 01-38-3915/20, 01-38-3916/20, 01-38-3917/20, 01-38-3918/20, 01-38-3919/20, 01-38-3922/20; от 29.12.2020 за номерами: 01-38-3936/20, 01-38-3937/20, 01-38-3938/20, 01-38-3939/20,01-38-3940/20; от 11.01.2021 за номерами: 01-38-4043/20, 01-38-4044/20, 01-38-4045/20, установлено следующее.
В силу ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по приведенным в данной статье основаниям. Часть 15 ст. 19 Закона о рекламе указанной статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения, в частности и такое, как нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (п. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе).
Однако в отказах не раскрывается то, что понимается под внешним архитектурным обликом сложившейся застройки поселения или городского округа. При отсутствии в законодательстве критериев, позволяющих определить нарушение внешнего архитектурного облика при размещении той или иной рекламной конструкции, уполномоченный орган при принятии соответствующего решения относительно согласования разрешения основывается на внутреннем убеждении и личном эстетическом восприятии.
Не представлены Департаментом и решения иных компетентных органов о наличии нарушений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа по данным заявлениям.
Вместе с тем, в нарушение требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств законности и обоснованности отказов в установке рекламной конструкции в материалы дела не представлено. При этом в отказах не указано, каким образом размещение рекламной конструкции по указанному адресу будет нарушать облик сложившейся застройки, а также - в чем именно заключается в данном конкретном случае нарушение архитектурного облика спорной рекламной конструкцией.
Дискреционные полномочия Департамента в принятии решений о включении или не включении рекламных конструкций в Схему не должны носить формальный характер.
Необоснованные и немотивированные отказы в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций ограничивает конкуренцию для общества, занимающегося рекламной деятельностью, так как без включения в схему размещения, получить разрешения на установку конструкции невозможно.
Поэтому такие формальные уведомления об отказе во внесению в схему являются незаконными, нарушают права и интересы предпринимателей, которые несут расходы для подготовки документов, не могут расширить круг своих возможностей и предложений на рынке в сфере наружной рекламы.
Таким образом, Департаментом не доказано соответствие принятых решений норамам Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Закон о рекламе), а также иным, приведенным в постановлении, нормативно-правовым актам, следовательно, оспариваемые решения Департаимента нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что составляет совокупность условий, установленных ст. 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просит суд обязать Департамент принять документы для внесения изменений в Схему на основании заявок, поданных ООО "Волна", в отношении которых приняты решения об отказе в приеме документов, для рассмотрения их по существу; внести изменения в Схему на основании заявок, поданных ООО "Волна", в отношении которых приняты решения об отказе на основании повторности и несоответствия архитектурному облику.
Поскольку Департамент в ходе рассмотрения дела иных оснований для отказа в приеме документов, а также во внесении изменений в Схему, кроме изложенных в оспариваемых по делу письмах не привел, требования Общества следует удовлетворить (п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы подлежат отнесению на ответчика в силу ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-2384/21 отменить.
Признать незаконными решения Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы от 13.10.2020 N 01-38-003282/20, 01-38-003283/20; от 15.10.2020 N 01-38-003347/20, 01-38-003351/20, 01-38-003354/20, 01-38-003355/20; от 16.10.2020 N 01-38-003356/20, 01-38-003360/20, 01-38-003362/20, 01-38-003366/20; от 19.10.2020 N 01-38-003369/20, 01-38-003370/20, 01-38-003371/20, 01-38-003372/20, 01-38-003373/20, 01-38-003374/20, 01-38-003375/20, 01-38-003379/20, 01-38-003380/20, 01-38-003381/20, 01-38-003382/20, 01-38-003383/20, 01-38-003384/20, 01-38-003388/20; от 20.10.2020 N 01-38-003389/20, 01-38-003390/20, 01-38-003391/20, 01-38-003392/20, 01-38-003393/20, 01-38-003394/20, 01-38-003395/20, 01-38-003396/20, 01-38-003397/20, 01-38-003398/20, 01-38-003400/20, 01-38-003401/20, 01-38-003402/20, 01-38-003403/20, 01-38-003404/20, 01-38-003405/20, 01-38-003406/20, 01-38-003407/20, 01-38-003408/20, 01-38-003409/20; от 21.10.2020 N 01-38-003414/20, 01-38-003415/20 об отказе в приеме документов для внесения изменений в Схему.
Признать незаконными решения Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы от 16.10.2020 N 01-38-003223/20, 01-38-003224/20, 01-38-003227/20, 01-38-003231/20, 01-38-003248/20, 01-38-003249/20,01 -38-3250/20,01 -38-003251 /20,01 -38-003252/20, 01 -38-003253/20, 01 -38-003254/20, 01-38-003255/20, 01-38-003256/20, 01-38-003257/20, 01-38-003258/20,01-38-003259/20,01-38-3260/20,01-38-003261/20,01-38-003263/20,01-38-003264/20, 01-38-003265/20, 01-38-003266/20, 01-38-003267/20, 01-38-003268/20,01-38-003269/20,01-38-3277/20,01-38-003278/20,01-38-003279/20,01-38-003281/20, 01-38-003284/20, 01-38-3286/20, 01-38-003287/20, 01-38-003288/20, 01-38-003289/20, 01-38-003291/20; от 22.10.2020 N 01-38-003358/20, 01-38-003363/20; от 23.10.2020 N 01-38-3340/20, 01-38-3343/20; от 24.12.2020 N 01-38-003827/20, 01-38-003831/20, 01-38-003844/20, 01-38-003845/20, 01-38-003846/20, 01-38-003847/20, 01-38-003848/20, 01-38-003849/20, 01-38-003850/20, 01-38-003851/20, 01-38-3863/20, 01-38-3864/20, 01-38-3865/20, 01-38-3866/20, 01-38-3867/20, 01-38-3868/20, 01-38-3869/20, 01-38-3870/20, 01-38-3871/20, 01-38-3872/20, 01-38-3873/20, 01-38-3874/20, 01-38-3875/20, 01-38-3876/20, 01-38-3877/20, 01-38-3878/20, 01-38-3879/20, 01-38-3880/20, 01-38-3881/20, 01-38-3888/20, 01-38-3889/20, 01-38-3890/20, 01-38-3891/20, 01-38-3892/20, 01-38-3893/20, 01-38-3894/20, 01-38-3895/20, 01-38-3897/20, 01-38-3898/20, 01-38-3899/20, 01-38-3900/20, 01-38-3901/20, 01-38-3902/20, 01-38-3903/20, 01-38-3904/20, 01-38-3905/20, 01-38-3906/20, 01-38-3907/20, 01-38-3908/20, 01-38-3909/20, 01-38-3910/20, 01-38-3911/20, 01-38-3912/20, 01-38-3913/20, 01-38-3914/20, 01-38-3915/20, 01-38-3916/20, 01-38-3917/20, 01-38-3918/20, 01-38-3919/20, 01-38-3922/20; от 29.12.2020 за номерами: 01-38-3936/20, 01-38-3937/20, 01-38-3938/20, 01-38-3939/20, 01-38-3940/20; от 11.01.2021 N 01-38-4043/20,01-38-4044/20, 01-38-4045/20 об отказе во внесении изменений в Схему.
Обязать Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы принять документы для внесения изменений в Схему на основании заявок, поданных ООО "Волна", в отношении которых приняты решения об отказе в приеме документов.
Обязать Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы внести изменения в Схему на основании заявок, поданных ООО "Волна", в отношении которых приняты решения об отказе.
Взыскать с Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы в пользу ООО "Волна" государственную пошлину в размере 465 000 (четыреста шестьдесят пять) рублей по заявлению и 3 000 (три тысячи) рублей по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2384/2021
Истец: ООО "ВОЛНА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЫ ГОРОДА МОСКВЫ