г. Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-23566/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "АЛЕТ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.07.2021 по делу N А40-23566/21 (146-163)
по заявлению ООО "АЛЕТ" (ОГРН: 5107746072187, ИНН: 7701902680)
к Краснодарской таможне (ОГРН: 1022301441238, ИНН: 2309031505)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Булатов Д.Х. по дов. от 18.01.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЛЕТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Краснодарской таможни от 21.01.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2642/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением суда от 12.06.2021 в удовлетворении требований ООО "АЛЕТ" отказано в полном объеме.
ООО "АЛЕТ", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "АЛЕТ" (Заявитель, Общество) осуществляет деятельность таможенного представителя (включено в реестр таможенных представителей, регистрационный номер 0376).
На основании договора на оказание услуг таможенного представителя No0376/09-16-55 от 27.07.2016, заключенного между ООО "Морской терминал "Тамань" (Декларант) и Заявителем, последний осуществлял таможенное декларирование товаров, перемещаемых декларантом через таможенную границу Российской Федерации.
Между декларантом (Покупателем) и компанией "FIRST RESOURCES TRADING PTE. LTD", Сингапур (Продавец) заключен внешнеторговый контракт от 03.01.2019 N ААА/МТТ 62/2018, на поставку пальмовой продукции.
В рамках оказания услуг таможенного представителя, Заявителем 28.01.2019 в адрес заинтересованного лица была подана ДТ N 10309150/280119/000148.
Согласно материалам дела, в ходе проведенной в 2020 году камеральной таможенной проверки, Заинтересованным лицом было выявлено занижение декларантом стоимости транспортных услуг, что послужило основанием вынесения 21.01.2021 в отношении Заявителя постановления N 10309000-2642/2020 (Постановление), согласно которому Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 314 339,05 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Суд установил, что заявителем соблюден срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ на обращение в суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствался следующим.
Согласно материалам дела, таможенным представителем для помещения товара, поступившего в адрес ООО "Морской терминал "Тамань", под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на таможенный пост Морской порт Темрюк Краснодарской таможни подана декларация на товары (ДТ) N 10309150/280119/0000148 в которой заявлены следующие сведения:
N тов ара |
Наименование товара |
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Вес нетто, кг. |
Стои мость факту рная, долл. США |
Стоимост ь доставки, руб. |
Стоимо сть страхов ания, руб. |
Таможен ная стоимост ь, руб. |
1 |
масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное без изменения химического состава |
151190 9908 |
115007 10,00 |
5296 536,9 8 |
37146522, 75 |
452474,72 |
3867308 25,58 |
2 |
олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный без изменения химического состава |
151190 9908 |
310090 7,00 |
1481 427,3 1 |
10015721, 65 |
126556,03 |
1077935 21,67 |
3 |
стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный без изменения химического состава |
151190 1908 |
130081 9,00 |
57381 7,28 |
4201558, 15 |
49020, 50 |
4207489 2,3 |
Как следует из материалов дела, поставка указанных товаров осуществлена в соответствии с внешнеторговым контрактом от 03.01.2019 N AAA/MTT 62/2018, заключенным ООО "Морской терминал "Тамань" (Покупатель) с компанией "FIRST RESOURCES TRADING PТЕ. LTD", Сингапур (Продавец) (Контракт) на поставку пальмовой продукции:
- Масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное без изменения химического состава по цене 460,54 долларов США за метрическую тонну;
- Олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленныйбез изменения химического состава по цене 477,74 долларов США за метрическую тонну;
- Стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный без изменения химического состава по цене 441,12 долларов США за метрическую тонну.
Страна происхождения указанного товара - Индонезия.
Пунктом 4 Контракта согласованы условия поставки товаров FOB - Лубук Гаунг (Индонезия) (Инкотермс 2010).
Согласно материалам дела, в целях доставки товаров ООО "Морской терминал "Тамань" заключен договор транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 с компанией-экспедитором "HM ATTITUDE FLETT LTD" (Кипр), согласно которому оказывались услуги экспедитором в отношении импортируемых грузов в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора морской перевозки от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 (Договор морской перевозки) экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнять и организовывать выполнение комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов клиента морским транспортом от пункта отправления до пункта назначения.
Пунктом 2.1 Договора услуги экспедитора считаются оказанными с даты завершения перевозки.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора морской перевозки на основании полученной заявки от клиента (устной или письменной) стороны подписывают Приложения, в которых фиксируют все необходимые условия для осуществления перевозки, в том числе: груз, порт погрузки и выгрузки, судна, стоимость услуг экспедитора и прочие.
Согласно пунктам 3.4 - 3.6 Договора морской перевозки по завершению перевозки для целей документального оформления его результатов сторонами составляется и двусторонне подписывается акт оказанных услуг по договору перевозки. Акт оказанных услуг по договору составляется экспедитором после завершения перевозки по форме, отражающей полные данные по первичному учетному документу.
В соответствии с разделом 5 Договора морской перевозки расчеты между сторонами по настоящему договору производятся в долларах США. Датой исполнение расчета принимается дата поступления денежных средств на счет получателя. Расчеты производятся в течение 90 дней с момента доставки груза в порт назначения, возможна предоплата.
Как усматривается из материалов дела, ввоз товаров по ДТ N 10309150/280119/0000148 осуществлен морским транспортом на условиях поставки FOB - Лубук Гаунг (Индонезия).
Декларантом таможенная стоимость товаров по декларации на товары N 10309150/280119/0000148 определена и заявлена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьями 39, 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
- расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
В структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10309150/280119/0000148 ООО "Морской терминал "Тамань", в соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС к цене, фактически уплаченной, добавлены дополнительные начисления:
- расходы на страхование;
- расходы по перевозке (транспортировке) товаров до порта Тамань (место прибытия на территорию ЕАЭС).
Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до порта Тамань при декларировании ООО "Морской терминал "Тамань" заявлены в графе 17 ДТС -1 на основании выставленного коммерческого инвойса от 08.01.2019 N 20/1 РОР за доставку товаров в соответствии с Приложением N 20 от 05.12.2018 к Договору транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 на сумму 1 024 483,53 долларов США.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 "О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров" в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого наименования товара к общему весу брутто товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
Стоимость перевозки товаров, задекларированных по декларации на товары N 10309150/280119/0000148, согласно коммерческому инвойсу от 08.01.2019 N 20/1 РОР, составила 779 219,36 долларов США (51 363 802,55 рублей).
Согласно сведениям, содержащимся в графе 17 ДТС-1 к декларации на товары N 10309150/280119/0000148, в структуру таможенной стоимости включена стоимость перевозки товаров:
- N 1 масло пальмовое - 563 534,79 долларов США (37 146 522,75 рублей);
- N 2 олеин пальмовый - 151 944,44 долларов США (10 015 721,65 рублей);
- N 3 стеарин пальмовый - 63 740,13 долларов США (4 201 558,15 рублей). Разделом 8 пункта VI внешнеторгового контракта от 03.01.2019 N AAA/MTT
62/2018 определенно, что все расходы, связанные с судном в порту погрузки, включая причальные и доковые сборы, лоцманский сбор, портовые сборы, плату за буксировку, налоги и сборы за грузоперевозку и транспортировку, взимаемые индонезийским правительством, и тому подобные расходы, понесенные в порту (портах) погрузки, оплачивается покупателем.
Согласно условиям договора транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 стороны подписывают приложения, которые принимаются в качестве основы для расчетов сторонами и для составления актов оказанных услуг.
Услуги экспедитора считаются оказанными с момента (даты) завершения перевозки, и подписания сторонами акта оказанных услуг.
В ходе камеральной таможенной проверки по запросу Краснодарской таможни ПАО Сбербанк представило документы, в том числе акт оказанных услуг от 14.02.2019 N Б/Н к Приложению N 20 от 05.12.2018 к Договору транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018.
Согласно указанному акту комплекс транспортно-экспедиторских услуг выполнен по маршруту:
- порт погрузки: порт Лубук Гаунг (Индонезия), дата погрузки 08.01.2019;
- порт выгрузки: порт Тамань (Россия), дата выгрузки 14.02.2019.
Стоимость услуг составила 1 024 483,53 долларов США.
Расчеты с экспедитором производились на основании акта оказанных услуг, что подтверждается сведениями, содержащимися в разделе 3 "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля от 16.04.2018 N 18040005/1481/0314/4/1.
Согласно материалам дела, в ходе камеральной таможенной проверки выявлены расхождения сведений о стоимости услуг, содержащимися в коммерческом инвойсе от 08.01.2019 N 20/1 РОР, представленного при декларировании, со сведениями, содержащимися в акте оказанных услуг от 14.02.2019 N Б/Н, а именно:
- согласно инвойса N 20/1 РОР от 08.01.2019 стоимость услуг составила 965 402,31 долл. США;
- согласно акта оказанных услуг от 14.02.2019 N Б/Н стоимость услуг составила 1 024 483,53 долл. США.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Местом прибытия товаров, в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, является пункт пропуска "Таможенный пост Морской порт Темрюк", код 10309150 (сведения о пункте пропуска указаны в графе 29 ДТ N 10309150/280119/0000148).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами - членами Союза, и вывоз из Российской Федерации товаров, убывающих на территории таких государств, должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, указанных в статье 10 Кодекса Союза, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), во время работы таможенных органов.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.
В соответствии с приказами Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 04.05.2011 N 78-ПП "Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Тамань" (действие с 24.06.2011 по 06.05.2019), Министерства транспорта РФ от 01.04.2019 N 91 "Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Тамань, реконструированного в пределах терминалов ООО "Пищевые ингредиенты", ЗАО "Таманьнефтегаз", территории Таманского терминала навалочных грузов" в морском порту Тамань открыт морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Согласно материалам дела, по результатам анализа всех представленных документов необходимо произвести расчет таможенной стоимости на основании документально подтвержденных сведений о понесенных расходах на перевозку проверяемых товаров, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, в соответствии со статьями 39, 40 ТК ЕАЭС (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
При этом, таможенный орган указал на то, что расчет таможенной стоимости товаров должен был быть произведен на основании акта оказанных услуг от 14.02.2019 N Б/Н к Приложению N 20 от 05.12.2018 Договора транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 о понесенных транспортных расходах до пункта пропуска "Таможенный пост Морской порт Темрюк" пропорционально весу брутто каждого товара к общему весу брутто товаров:
- Транспортные расходы по товару N 1 - масло пальмовое: 11500710 кг*1024483,53 долларов США/19702088 кг = 598022,31 долларов США;
- Транспортные расходы по товару N 2 - олеин пальмовый: 3100907 кг*1024483,53 долларов США/19702088 кг = 161243,22 долларов США;
- Транспортные расходы по товару N 3 - стеарин пальмовый: 1300819 кг*1024483,53 долларов США/19702088 кг = 67640,93 долларов США;
- Таможенная стоимость товара N 1 масло пальмовое: цена товара (5296536,98 долларов США)* курс доллара США 65,9170 рублей + расходы на страхование (452474,72 рублей) + расходы на перевозку (39419836,61 рублей) = 389004139,44 рублей;
- Таможенная стоимость товара N 2 олеин пальмовый: цена товара (1481427,31 долларов США)* курс доллара США 65,9170 рублей + расходы на страхование (126556,03 рублей) + расходы на перевозку (10628669,33 рублей) = 108406469,35 рублей;
- Таможенная стоимость товара N 3 стеарин пальмовый: цена товара (924757,57 долларов США)* курс доллара США 65,9170 рублей + расходы на страхование ( 49020,50 рублей) + расходы на перевозку (4458687,18 рублей) = 42332021,33 рублей.
Из материалов дела следует, что принятие решения о внесении изменений
(дополнений) в сведения, заявленные в N 10309150/280119/0000148, повлекло изменение таможенных платежей:
декларации на размера подлежащих
товары уплате
- по товару N 1 - 38900413,94 рублей;
- по товару N 2 - 10840646,94 рублей;
- по товару N 3 - 4233202,13 рублей.
Таможенный орган установил, что сумма недоплаченных таможенных платежей без учета пеней составила по декларации на товары N 10309150/280119/0000148 составила 314 339,05 рублей.
Заполнение и подача ДТ N 10309150/280119/0000148 осуществлена таможенным представителем - ООО "АЛЕТ".
На основании принятых Краснодарской таможней решений от 28.09.2020, ООО "Морской терминал "Тамань" поданы на таможенный пост Морской порт Темрюк корректировки деклараций на товары с полной оплатой таможенных платежей и пеней на общую сумму 6 062 719,73 рублей (таможенные платежи - 5 413 261,79 рублей, пеня - 649 457,94 рублей).
Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в адрес общества не направлялись.
ООО "АЛЕТ" заявило в ДТ N 10309150/280119/0000148 недостоверные сведения о таможенной стоимости оформляемых товаров, не включив в них сведения о понесенных расходах, связанных с оказанным комплексом транспортно- экспедиторских услуг по маршруту: порт погрузки - порт Лубук Гаунг (Индонезия); порт выгрузки - порт Тамань, которые послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 314339,05 рублей.
Представленный при подаче ДТ N 10309150/280119/0000148 документа - коммерческий инвойс от 08.01.2019 N 20/1 РОР, не отражает полные сведения о понесенных расходах, связанных с перевозкой, транспортировкой товаров (оплата всех видов портовых сборов, демереджа и так далее).
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок помещения товаров под таможенную процедуру.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении обязанности по достоверному декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу, в данном случае, невыполнению обязанности по заявлению в декларации на товары достоверных сведений о таможенной стоимости товаров.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем - таможенный представитель.
Согласно подпункту 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Согласно пунктам 2 и 7 статьи 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС, Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (статья 104 ТК ЕАЭС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В декларации на товары указывается таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) (подпункт 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа, уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом, соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со статьей 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенным представителем ООО "АЛЕТ" при таможенном декларировании товара по ДТ N 10309150/280119/0000148 заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости, которые послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов в сумме 314 339,05 рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно пункта 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и тому подобное (пункт 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П).
Вина ООО "АЛЕТ" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно, перед внесением сведений в таможенную декларацию, изучить предоставленные документы, в том числе коммерческие, содержащие информацию о стоимости товара и в соответствии с требованием таможенного законодательства достоверно внести сведения, в том числе и о таможенной стоимости, в отношении декларируемых товаров.
Общество как профессиональный участник внешнеэкономической деятельности, в полной мере знакомый с таможенным законодательством, самостоятельно определяет полноту и достоверность сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации.
До подачи ДТ общество должно было проанализировать сведения в подготовленной в декларации на товары, а также пакет документов, приложенных к ней, в том числе полноту сведений о транспортных расходах декларанта, с целью заявления достоверных сведений о товаре, о его таможенной стоимости.
Учитывая характер перевозки декларируемого товара (морская перевозка, при которой возможны, в том числе, простои судна), таможенный представитель ООО АЛЕТ
мог и должен был до подачи ДТ проверить полноту сведений о транспортных расходах декларанта. При подаче ДТ
10309150/280119/0000148 в ее
комплекте содержался помимо прочего Приложение
20 от 05.12.2018 к Договору транспортной экспедиции от 01.02.2018 NoHMATTF/STT 01/2018, графа
G
которого предусматривает суточную ставку демереджа 16250 долларов США. Договор транспортной экспедиции предусматривает составление сторонами по ее окончании акта оказанных услуг (п. 3.4).
При декларировании таможенной стоимости товаров таможенным представителем сведения о транспортных расходах в размере 965402,31 долларов США внесены в ДТ на основании инвойса от 08.01.2019 N 20/1 РОР, в котором отсутствуют сведения о наличии расходов за комплекс транспортно-экспедиторских услуг на сумму 1024483,53 долларов США, отраженных в акте оказанных услуг от 14.02.2019 N Б/Н к Приложению N 20.
Принимая во внимание, что в период с 08.11.18 по 20.06.2019 было оформлено 19 аналогичных ДТ, то ООО "АЛЕТ" могло и должно было на основании статьи 404 ТК ЕАЭС и положений договора таможенного представителя от 27.07.2016 N 0376/09-16- 55 принять меры по установлению сведений о дополнительно понесенных расходах по перевозке, в частности, по демереджу, в том числе запросив у декларанта акт оказанных услуг по перевозке.
Вместе с тем, данные действия осуществлены не были, что привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, послуживших основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Указанные выше обстоятельства явились поводом и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении таможенного представителя ООО "АЛЕТ" по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Уведомлением от 26.11.2020 N 36.7-08/23670 ООО "АЛЕТ" вызывалось 01.12.2020 для составления протокола об административном правонарушении.
От Общества поступило ходатайство от 26.11.2020 N 2477/20 о переносе даты составления протокола об административном правонарушении.
Уведомлением от 27.11.2020 удовлетворено ходатайство о переносе даты составления протокола об административном правонарушении на 04.12.2020.
04.12.2020 в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ООО "АЛЕТ" составлен протокол об административном правонарушении No10309000- 2642/2020.
07.12.2020 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении - на 21.12.2020 в 14 час. 15 мин.
В адрес Общества направлено указанное определение (письмо от 07.12.2020 No36.7-08/24828).
Определением от 21.12.2020 срок рассмотрения дела об административном правонарушении был продлен до 21.01.2021, определением от 21.12.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 21.01.2021 в 14 час. 15 мин.
В адрес Общества направлено указанное определение (письмо от 21.12.2020 N 36.7-08/26165).
21.01.2021 в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ООО "АЛЕТ" вынесено постановление по делу об административном правонарушении No10309000-2642/2020 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 314 339,05 руб.
Отменяя решение суда коллегия исходит из следующего.
Как указано в обжалуемом постановлении, и в решении суда первой инстанции, в ходе проведенной камеральной проверки, проведенной Краснодарской таможней установлено, что указанная заявителем при подаче декларации N 10309150/280119/000148 на основании инвойса от N 20/1 РОР от 08.01.2019 стоимость транспортно-экспедиторских услуг в размере 965 402,31 долларов США, в дальнейшем увеличилась на 59 081,22 долларов США и составила 1 024 483.53 долларов США.
Итоговая стоимость услуг была определена на основании акта оказанных услуг (л. д. 46) к договору транспортной экспедиции, подписанному декларантом и экспедитором "НМ АТТГШГОЕ РЬЕЕТ ЦШ" (Кипр) только 14.02.2019, что послужило основанием для доначисления таможенных платежей и, как следствие, привлечении заявителя к ответственности за правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Судом первой инстанции сделан вывод о законности и обоснованности обжалуемого постановления, поскольку, по мнению суда первой инстанции, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, является общая сумма всех платежей за этот товар, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
Согласно пунктам 2 и 4 ст. 10 Кодекса местами прибытия товаров являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, которыми являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ввоз в Российскую Федерацию товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами -членами Союза должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).
Согласно Приказа Федерального агентства по обустройству границы Российской Федерации от 04 мая 2011 года N 78-ПП "Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ" морской порт Тамань, является постоянным многосторонним пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с условиями Приложения N 19 к договору на транспортно-экспедиторские услуги от 01.02.2018 N НМАТТР/ ЗТТ 01/2018, стоимость услуг рассчитана до порта назначения Тамань Российская Федерация.
Таким образом, исходя из норм действующего на момент подачи заявителем декларации законодательства, морской порт Тамань (Российская Федерация) являлся официально утвержденным пунктом пропуска, и при этом стоимость транспортных услуг по представленной заявителем заинтересованному лицу декларации, была рассчитана в соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, непосредственно до места прибытия товара на территорию ЕАЭС.
Следовательно, вопрос о правомерности включения в таможенную стоимость товаров,расходов на погрузку, разгрузку или перегрузку товаров и проведению иных операции, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до морского порта, должен был быть разрешен судом с учетом того, выполнялись ли операции в период нахождения оцениваемых товаров до границ морского порта либо после пересечения оцениваемыми товарами границ морского порта Тамань.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", территория морского порта включает в себя акваторию морского порта, состоящую из внешнего и внутреннего рейда.
Согласно подп. 3 ст. 4 указанного Федерального закона внешним рейдом является водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов.
Как следует из Акта учета стояночного времени (л.д.47-49), грузовое судно, осуществившее доставку ввозимого товара, бросило якорь на внешнем рейде, а, следовательно, прибыло в пункт пропуска 05.02.2019 года.
Расходы декларанта, составившие разницу между стоимостью транспортных расходов по доставке товара до пункта пропуска и итоговой стоимостью транспортных услуг, оплаченной декларантом на основании акта от 14.02.2019, относятся к расходам на демередж (простой судна в порту), продолжительность которого, согласно акта учета стояночного времени, с 05.02.2019 по 14.02.2019, составила девять дней (за вычетом сталийного времени).
В соответствии с Письмом Минфина России от 11.04.2017 N 03-10-12/21436 (л. д. 50), расходы на демередж относятся к периоду нахождения оцениваемых товаров на судах после пересечения границ морского порта прибытия, в связи с чем не подлежат включению в таможенную стоимость товаров.
Следовательно, понесенные декларантом дополнительные расходы за простой судна на внутреннем рейде порта Тамань после 05.02.2019 и отраженные в итоговом акте оказания услуг от 14.02.2019, не влияли на итоговую таможенную стоимость товара и не могли повлечь ее увеличения.
Не правомерно возложение ответственности на Заявителя за не включение таких расходов в таможенную стоимость товаров декларанта при их таможенном оформлении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Заявитель не принял все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, таможней не представлено.
Следовательно, состав правонарушения ответчиком в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ, не доказан.
Учитывает коллегия и правовую позицию Арбитражного суда Московского округа постановлением от 08.09.2021, отменившим решение Арбитражного суда города Москвы от 25 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по делу N А40-252798/20, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по аналогичным обстоятельствам по заявлению ООО "АЛЕТ" об оспаривании постановления Краснодарской таможни о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2021 по делу N А40-23566/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 21.01.2021 N 10309000-2642/2020 о привлечении ООО "АЛЕТ" к административной ответственности по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23566/2021
Истец: ООО "АЛЕТ"
Ответчик: КРАСНОДАРСКАЯ ТАМОЖНЯ