город Ростов-на-Дону |
|
09 октября 2021 г. |
дело N А32-16687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2021 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Краснодарской таможни: представителя Родионова А.Г. по доверенности от 04.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кормилица"
по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2021 (резолютивная часть) по делу N А32-16687/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кормилица"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и изменении постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кормилица" (далее - общество, ООО "Кормилица") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 25.03.2021 N 10309000-264/2021 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб. и изменении его в части назначения административного наказания в виде штрафа, заменив на предупреждение.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кормилица" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ООО "Кормилица" предоставило в Краснодарскую таможню по первому требованию все запрашиваемые документы и дало объяснение, в котором признает свою вину, директор раскаивается в содеянном. В отношении ООО "Кормилица" Краснодарской таможней возбуждено 28 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, по всем из них вынесены постановления о назначении штрафов на общую сумму 630 000 руб. Данная задолженность может привести к самым негативным последствиям, в том числе к банкротству или закрытию организации. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, следует считать обстоятельствами которые следует учитывать при принятии решения по существу. Предприятие создано в 2019 году и внесено в реестр субъектов малого предпринимательства с 11.06.2019, со статусом - микропредприятие. Выявленные нарушения не повлекли за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствие в материалах дела доказательств того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в связи с чем, возможно назначить обществу административное наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции определением от 10.09.2021 перешел к рассмотрению дела N А32-16687/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции по следующим основаниям.
Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем подписания судьей резолютивной части решения; по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение (чч. 1, 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 15.06.2021 по делу вынесено решение путем подписания его резолютивной части.
Стороны с заявлением о составлении мотивированного решения не обращались.
Вместе с тем, 07.07.2021 заявитель обратился с апелляционной жалобой по настоящему делу.
С учетом положений части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции после поступления апелляционной жалобы должен был составить мотивированное решение.
Между тем, полномочия судьи Пристяжнюка А.Г., которым принято обжалуемое решение, прекращены решением квалификационной коллегии судей Краснодарского края от 30.04.2021 на основании пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Отсутствие в материалах настоящего дела мотивированного текста решения подпадает под признаки, содержащиеся в пункте 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и является безусловным основанием к отмене решения.
Указанные обстоятельства в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив подготовленность дела к судебному рассмотрению, суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, с назначением судебного заседания.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни просил в удовлетворении заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Кормилица" несвоевременно зарегистрировало на официальном сайте Федеральной таможенной службы России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистическую форму учета перемещения товаров (далее - СФ) системный номер N ED20201217092143424, в которой отчетным периодом является ноябрь 2020 года. Данная СФ была заполнена на сайте ФТС России 17.12.2020 и зарегистрирована за регистрационным номером N 10309204/171220/С545418 (т. 1 л.д. 39-40).
По данному факту должностным лицом Краснодарской таможни 04.02.2021 в отношении ООО "Кормилица" был составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-264/2021 по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Краснодарской таможни от 25.03.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-264/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении либо (или) несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Согласно пункту 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику.
Пунктом 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
Пунктом 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ, обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности установлена для российских лиц, которые заключили сделку, либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в Правилах ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистик взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329".
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Статистическая форма (далее - СФ) заполняется на русском языке по форме и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 " 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. "1329" (вместе с "Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза") (далее - Правила), а также приложениями N 1, N 2 Правил.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Исчисление сроков при несвоевременном представлении СФ исчисляется в соответствии с частью 8 статьи 4 ТК ЕАЭС. Так, в случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются: дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государств-членов; выходные дни, на которые в соответствии с законодательством государств-членов перенесены рабочие дни. При этом, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 6 статьи 4 ТК ЕАЭС).
Судом апелляционной инстанции установлено, что из СФ системный номер N ED20201217092143424, регистрационный номер N 10309204/171220/С545418 следует, что товары "Печенье..." были отправлены в ноябре 2020 года ООО "Кормилица" в адрес ООО "Продовольственный ресурс" (см. договор от 06.09.2019 т. 1 л.д. 41-42), 211653, Республика Беларусь, Витебская область, д. Козьянки, ул. Центральная, 49/2-3 согласно товаросопроводительных документов (Счет-фактура (инвойс) от 17.11.2020 N 41). По указанному перемещению в рамках ЕАЭС сумма сделки составляет 125 158 рублей.
СФ системный номер N ED20201217092143424, регистрационный номер N 10309204/171220/С545418 за товары, отправленные ООО "Кормилица" с территории России в Республику Беларусь в ноябре 2020 года должна была быть зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 14.12.2020 (10-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем).
Вместе с тем, СФ системный номер N ED20201217092143424, регистрационный номер N 10309204/171220/С545418 была представлена в таможенный орган 17.12.2020 (зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" России" 17.12.2020)(т. 1 л.д. 39-40).
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: СФ системный номер N ED20201217092143424, регистрационный номер N 10309204/171220/С545418, договором от 06.09.2019 N 060919 (т. 1 л.д. 41-42), счетом-фактурой от 17.11.2020 N41, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
ООО "Кормилица", как участник внешнеэкономической деятельности, во взаимной торговле имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при данном факте, которые оно должно было и могло предпринять, следовательно, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола, рассмотрения административного дела, то есть не был лишен гарантированных ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав участвовать при производстве по делу.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 15.12.2020 (следующий день после даты, в которую необходимо было представить статистическую форму).
Не оспаривая наличие в своих действиях состава вмененного правонарушения, заявитель апелляционной жалобы указывает на возможность замены административного штрафа на предупреждение, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда общественным отношениям, правонарушение совершено впервые.
Вместе с тем, указанные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из обстоятельств совершения правонарушения не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства. Данное заключение вытекает из положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задачи и функций, влечет искажение статистики торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета. Таким образом, статистическое декларирование является альтернативой таможенному декларированию в рамках ЕАЭС и выступает одним из инструментов охраны экономической безопасности Российской Федерации в рамках ЕАЭС.
Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в данном случае, будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях и формировать пренебрежительное отношение к требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Оснований для признания вмененного обществу правонарушения малозначительным, апелляционным судом не установлено.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществом не представлены, и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из материалов дела, ООО "Кормилица" длительное время не предоставляет отчетность в установленные законом сроки, что носит систематический характер - более 20 дел, что следует из апелляционной жалобы, уведомления Краснодарской таможни от 02.02.2021 (т. 1 л.д. 57-60).
На этом основании суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное таможенным органом административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб. соответствует размеру санкции части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Поскольку, отсутствие в материалах настоящего дела мотивированного текста решения подпадает под признаки, содержащиеся в пункте 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и является безусловным основанием к отмене решения, то решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-16687/2021 надлежит отменить.
Поскольку административным органом соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности; имеется доказанный материалами дела административный состав правонарушении, предусмотренный ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, то постановление Краснодарской таможни по делу об административном правонарушении от 25.03.2021 N 10309000-264/2021 признается законным.
С учётом вышеизложенного, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2021 по делу N А32-16687/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Кормилица" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16687/2021
Истец: ООО "КОРМИЛИЦА"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Российской Федерации Южное таможенное управление, Федеральная Таможенная служба РФ Южное Таможенное Управление Краснодарская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13494/2021