г. Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-48470/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Е.В.Пронниковой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Никитин Ю.И.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-48470/21 (145-336)
по заявлению ИП Никитина Ю.И.
к ФБУ "Агентство автомобильного транспорта"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Гарифуллина Р.Ф. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Никитин Ю.И. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФБУ "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 02.11.2020 N 03-061/5139.
Решением суда от 07.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на пропуск предпринимателем предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ срока и отсутствие доказательств уважительности такого пропуска.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Никитин Ю.И. в целях получения карты маршрута обратился в административный орган с заявлением об изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок 59.18.013 "Пермь-Ижевск" в порядке, предусмотренном ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации".
02.11.2020 ответчиком на основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации" было принято решение об отказе в изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и выдаче карты маршрута (Вх. N 03-061/5139), заявление возвращено на основании ч.4 ст.4 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации".
Посчитав указанное решение незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в настоящее время регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 220-ФЗ).
Закон N 220-ФЗ, вступивший в законную силу с 14.07.2015, содержит переходные положения, в частности статья 39 Закона N 220-ФЗ, из которой следует, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования (до 14.01.2016) Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Закона N 220-ФЗ, и включены в соответствующие реестры (части 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, в переходный период возможность включения уполномоченным органом исполнительной власти в реестр маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществлявших после опубликования Закона N 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена только в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности (осуществления перевозки на основании заключенных с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).
По существу заявленных требований судом первой инстанции установлено, что ИП Никитиным Ю. И. в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр) зарегистрирован маршрут г. Пермь - г. Ижевск под регистрационным номером 59.18.013 (далее - Маршрут 59.18.013).
В состав Маршрута 59.18.013 входили 6 остановочных пунктов, не зарегистрированных в реестре по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (АВ г. Краснокамск, пов. г. Кудымкар, АС с. Большая Соснова, пов. с. Черновское, пов. д. Лисья, пов. Кельчино).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 220-ФЗ остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (далее - реестр остановочных пунктов). В связи с этим свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок (далее - свидетельство) и карты маршрутов регулярных перевозок (далее - карты маршрута) оформляются только на те маршруты, в расписаниях которых все остановочные пункты зарегистрированы в реестре остановочных пунктов. Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. В соответствии со статьей 27 Закона N 220-ФЗ в свидетельствах указываются сведения о наименованиях начального, конечного и промежуточных остановочных пунктов по маршруту. В связи с этим уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавая свидетельство перевозчику, подтверждает его право осуществлять перевозки по маршруту с использованием всех остановочных пунктов (начального, конечного и промежуточных). При этом все остановочные пункты, которые включены в состав данного маршрута, должны быть внесены в реестр остановочных пунктов.
Маршруты возможно изменить, исключив или заменив в расписаниях остановочные пункты, которые не зарегистрированы в реестре, для чего необходимо представить заявления об изменении маршрутов.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 5 Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 536 "Об утверждении Административного регламента Министерства транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" ФБУ "Росавтотранс" осуществляет прием заявлений об установлении или изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок либо их возврат в установленном порядке.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 220-ФЗ заявление об изменении маршрута включает в себя следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны;
2) регистрационный номер межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок;
3) предлагаемые изменения включенных в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок остановочных пунктов, а также улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между данными остановочными пунктами, расписания, классов транспортных средств, максимального количества транспортных средств каждого из таких классов или характеристик транспортных средств каждого из таких классов по максимальным высоте, ширине или полной массе.
В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 7 Закона N 220-ФЗ, к заявлению об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок прилагается согласование в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона N 220-ФЗ Приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 333 "Об утверждении формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок" (далее -Приказ N 333), утверждена форма заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 220-ФЗ разница в расписаниях, меньшая, чем это указано в части 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ, допускается при наличии соответствующего согласования в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ Приказом Минтранса России от 24.01.2018 N 27 "Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ" (далее - Приказ N 27) установлены значения минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ.
На основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о приеме указанного заявления и прилагаемых к нему документов либо в случае их несоответствия положениям частей 1 - 3 статьи 5 Закона N 220-ФЗ или наличия в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, решение о возврате указанного заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата в течение трех дней со дня представления заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если планируемое расписание для остановочных пунктов по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 статьи 7 Закона N 220-ФЗ.
16.03.2020 в ФБУ "Росавтотранс" поступили 2 заявления Никитина Ю.И. за вх. N N 03-06/2020/1957 и 03-06/2020/1958 об изменении Маршрута 59.18.013 с приложением согласований в письменной форме.
Одновременное направление заявителем двух заявлений об изменении одного маршрута, предполагающих различные изменения Маршрута 59.18.013 не позволило однозначно установить намерения ИП Никитина Ю.И. в отношении изменений данного маршрута, ввиду чего оба заявления на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ были возвращены письмом от 10.04.2020 исх. N 03-061/1612 с разъяснениями причины возврата указанного заявления.
Согласно пункту 5.1 Административного регламента Министерства транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденного Приказом Минтранса России от 26 декабря 2017 г. N 536, ФБУ "Росавтотранс" осуществляет возврат заявлений и прилагаемых к ним документов в случаях, предусмотренных Законом N 220-ФЗ.
Таким образом, приложенные к указанным заявлениям ИП Никитина Ю.И. согласования были ему возвращены в качестве приложения к письму за исх. N 03-061/1612.
13.08.2020 в ФБУ "Росавтотранс" поступило заявление ИП Никитина Ю.И. за вх. N 03-06/2020/5227 об изменении Маршрута 59.18.013.
В планируемом расписании заявления 03-06/2020/5227 минимальная разница между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов с ранее установленными межрегиональными маршрутами не соответствовала значениям, установленным Приказом N 27, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ данное заявление было возвращено ИП Никитину Ю.И. письмом от 20.08.2020 за исх. N 03-061/3794, содержащим разъяснения причины возврата указанного заявления.
19.10.2020 в ФБУ "Росавтотранс" поступило заявление ИП Никитина И.Ю. за вх. N 03-06/2020/7102 об изменении Маршрута 59.18.013.
В планируемом расписании заявления 03-06/2020/7102 минимальная разница между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом не соответствовала значениям, установленным Приказом N 27, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ данное заявление было возвращено истцу письмом от 02.11.2020 исх. N 03-061/5139, содержащим разъяснения причины возврата указанного заявления.
26.11.2020 в ФБУ "Росавтотранс" поступило заявление ИП Никитина И.Ю. за вх. N 03-06/2020/8151 об изменении Маршрута 59.18.013.
По рассмотрении заявления 03-06/2020/8151 Министерством транспорта Российской Федерации было принято решение об отказе в изменении Маршрута 59.18.013 в связи с наличием на момент рассмотрения данного заявления у ИП Никитина Ю.И. задолженности по уплате административных штрафов в области транспорта. О данном решении Министерства транспорта Российской Федерации ФБУ "Росавтотранс" проинформировало истца письмом от 20.02.2021 исх. N 03-061/1256.
15.03.2021 в ФБУ "Росавтотранс" поступило заявление ИП Никитина Ю.И. за вх. N 03-06/2021/1596 об изменении Маршрута 59.18.013.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если в заявлении об установлении или изменении данного маршрута указаны недостоверные сведения.
В заявлении 03-06/2021/1596 были указаны недостоверные сведения в части наименования автомобильной дороги "Пермь - Краснокамск", таким образом, сведения в данном заявлении не соответствовали требованиями Приказа N 333, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ Заявление 03-06/2021/1596 было возвращено истцу письмом от 24.03.2021 исх. N 03-061/1883, содержащим разъяснения причины возврата указанного заявления.
12.04.2021 в ФБУ "Росавтотранс" поступило заявление ИП Никитина Ю.И. за вх. N 03-06/2021/2292 об изменении Маршрута 59.18.013. Министерством транспорта Российской Федерации было принято решение от 17.06.2021 N К-25/907-ВН об изменении Маршрута 59.18.013.
Доводы заявителя о наступлении негативных последствий в связи с возвратом заявления об изменении Маршрута 59.18.013 письмом от 02.11.2020 исх. N 03-061/5139 несостоятельны и не соответствуют требованиям Закона N 220-ФЗ.
Поскольку у заявителя отсутствовали свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и карты маршрута регулярных перевозок законных оснований у ИП Никитина Ю.И. осуществлять регулярные перевозки по Маршруту 59.18.013 с 15.07.2016 по 12.07.2021 не имелись.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, карта маршрута по своей правовой природе, наряду со свидетельством об осуществлении регулярных перевозок по маршруту, представляет собой документ, подтверждающий легитимность деятельности перевозчика.
Карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, которым, как следует из норм Закона N 220-ФЗ, может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и участник договора простого товариществ, обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок на каждое участвующее в перевозке транспортное средство.
Заявителем не были приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению требований законодательства и не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание последствий допущенного нарушения, учитывая императивное нормативное требование об осуществлении регулярных перевозок при наличии карты маршрута.
Ссылка заявителя на письмо ФБУ "Росавтотранс" от 02.11.2020 исх. N 03-061/5139 о возврате заявления об изменении Маршрута 59.18.013 в связи с отсутствием согласования от перевозчика ранее установленного межрегионального маршрута регулярных перевозок не свидетельствует о невозможности оформления заявителем карты маршрута регулярных перевозок на дату совершения административного правонарушения 29.12.2020, учитывая, что только по истечении четырех лет истец обратился с заявлением об изменении Маршрута 59.18.013 (заявления от 16 марта 2020 г. за вх. NN 03-06/2020/1957 и 03-06/2020/1958 об изменении Маршрута 59.18.013).
Кроме того, 20.08.2020 ФБУ "Росавтотранс" возвратило заявление истца об изменении Маршрута 59.18.013 из-за отсутствия согласований от перевозчиков ранее установленных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок ОАО "Нижнекамское ПАТП-1", ИП Асранкуловой Н.А., ИП Негодяева Ю.С., ИП Лыковой Т.Ю. (письмо за исх. N 03-061/3794).
При этом, доказательств обжалования действий (бездействия) ФБУ "Росавтотранс" - возврат (письмо ФБУ "Росавтотранс" от 20.08.2020 за исх. N 03-061/3794) заявления истца об изменении Маршрута 59.18.013 по тому же основанию - из-за отсутствия согласований от перевозчиков ранее установленных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок заявителем не представлено.
По истечении двух месяцев со дня возврата заявления об изменении Маршрута 59.18.013 (письмо ФБУ "Росавтотранс" от 20.08.2020 за исх. N 03-061/3794) истец, воспользовавшись правом инициировать изменение Маршрута 59.18.013, частично устранил причины, послужившие принятию решения об отказе в изменении данного маршрута, к заявлению от 19 октября 2020 г. за вх. N 03-06/2020/7102 ИП Никитина И.Ю. об изменении Маршрута 59.18.013 представлены согласования от перевозчиков ранее установленных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок ОАО "Нижнекамское ПАТП-1", ИП Асранкуловой Н.А., ИП Лыковой Т.Ю.
Согласование от перевозчика ранее установленного межрегионального маршрута регулярных перевозок ИП Негодяева Ю.С. отсутствовало, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ данное заявление было возвращено истцу письмом от 02.11.2020 исх. N 03-061/5139 с разъяснением причины возврата указанного заявления.
Вместе с тем, заявитель осознанно осуществлял пассажирские перевозки в отсутствие свидетельства и карты маршрута, имея реальную возможность для ее получения в соответствие с требованиями Закона N 220-ФЗ. Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не свидетельствуют об отсутствии в действиях истца состава вменяемого правонарушения, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Кроме того, доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все необходимые и зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, у заявителя отсутствуют.
Заявитель, являясь самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим пассажирские перевозки, должен был не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований, а при их не выполнении, несет соответствующие риски в случае совершения действий, вопреки установленным законодателем ограничений.
Кроме того, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске предпринимателем установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока на обжалование означенного решения ФБУ "Агентство автомобильного транспорта", а также об отсутствии доказательств его уважительности.
В соответствии со ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном арбитражно-процессуальным кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О само по себе установление в законе сроков обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Согласно ст.117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.1). Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (ч.2).
Таким образом, участвующее в деле лицо вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, ходатайство подлежит удовлетворению судом.
При этом отсутствие причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Вопрос о характере причины пропуска срока, признания этих причин уважительными, либо неуважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении пропущенного срока.
Довод ИП Никитина Ю.И. о том, что он передал отправление почтовому оператору до истечения срока на обращение в арбитражный суд (01.02.2021) и то обстоятельство, что к транспортировке отправление было принято лишь 01.03.2021, как это следует из ответа Московского отделения TNT Express, не свидетельствует о пропуске ИП Никитиным Ю.И. срока на обращение в арбитражный суд подлежит отклонению, как не соответствующий материалам дела.
Как следует из материалов дела, заявление ИП Никитина Ю.И. поступило в Арбитражный суд города Москвы, согласно штампу канцелярии - 10.03.2021.
Заявления о других сроках поступления обжалуемого письма ФБУ "Росавтотранс" от 02.11.2020 N 03-061/5139 в адрес ИП Никитина отсутствуют.
В целях проверки доводов заявителя о соблюдении им срока обращения в арбитражный суд, судом первой инстанции 27.05.2021 направлен запрос в TNT Express, поскольку в обоснование довода о соблюдении срока обращения в суд первой инстанции предпринимателем в материалы дела представлена квитанция с почтовым идентификатором GD433073695WW:
Судом в запросе в адрес TNT Express поставлен вопрос о предоставлении следующей информации:
- об отправителе и получателе почтового отправления с почтовым идентификатором GD433073695WW;
- о дате направления и дате получения почтового отправления с почтовым идентификатором GD433073695WW.
В ответ на запрос от 27.05.2021 относительно доставки накладной TNT 433073695 от 01.03.2021, отправленной в Арбитражный суд Москвы от компании ИП Никитин Иван Юрьевич, TNT Express, сообщило, что согласно информации в доставочном листе отправителем документов по транспортной накладной TNT 433073695 является ИП Никитин Иван Юрьевич, 614530, населённый пункт Фролы, ул. Дорожная, д. **. Получателем является Арбитражный суд Москвы, 115225, г. Москва, ул. Большая Тульская,-д. 17.
Отправление было принято к транспортировке 01.03.2021. Доставка состоялась 10.03.2021 в 10:07, при получении расписалась Е. Сергунова.
Представленный заявителем ответ на запрос, подписанный генеральным директором ООО "Коммерческая почта" от 30.06.2021 суд оценивает критически, поскольку отправителем и лицом, ответственным за доставку почтового отправления являлось именно TNT Express, которое подтвердило факт получения им почтового отправления от ИП Никитина, подтвердив, что номер почтового отправления, квитанции, отправитель и адресат, являются корректными.
Копия квитанции, представленной заявителем в материалы дела содержит сведения об отправителе почтового отправления - Никитин И.Ю., контактном лице - Никитин Ю.И., получателе - Арбитражный суд г.Москвы.
Квитанция, подтверждающая направление Никитиным Ю.И. в феврале 2021 года заявления в арбитражный суд, не представлена.
Доказательств принятия предпринимателем мер, направленных на своевременное обращение с заявлением по настоящему делу, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
В силу ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании ст.115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления ИП Никитина Ю.И. о признании незаконным решения ФБУ "Агентство автомобильного транспорта" от 02.11.2020 N 03-061/5139.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований правомерен.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-48470/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48470/2021
Истец: Никитин Юрий Иванович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"
Третье лицо: ФБУ "Росавтотранс"