г.Москва |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А40-28663/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ПАО "Корпорация "Иркут"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2021
по делу N А40-28663/21 (146-194)
по заявлению ПАО "Корпорация "Иркут"
к Приволжской электронной таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Кругликова Г.С. по дов. от 01.01.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Научно-производственная Корпорация "Иркут" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Приволжской электронной таможни (далее также - ответчик, таможенный орган) от 26.01.2021 по делу об административном правонарушении N 10418000-02/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Решением от 22.07.2021, принятым по данному делу, заявленные Обществом требования оставлены судом без удовлетворения. При этом суд исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления таможенного органа, посчитав порядок привлечения к административной ответственности соблюденным.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления таможенного органа. При этом указывает на то, что классификация турбохолодильника в рамках товарной позиции 8411 является неправомерной.
Представитель таможенного органа в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований Общества, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя Общества, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 25.02.2019 декларантом АО "Гражданские самолёты Сухого" в лице главного специалиста Митиной И.М., действующей на основании доверенности N 441/12 от 01.01.2019, в соответствии с требованиями статей 104, 105, 106, 134 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС), на Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни с применением электронной формы таможенного декларирования подана таможенная декларация на товар (далее также - ДТ) на 1 товар: товар N 1 "Турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, используется для охлаждения воздуха в СКВ, создания давления для запуска компрессора и охлаждения вентилятора, не содержит хладогента и озоноразрушающих веществ, является комплектующим изделием для пассажирских самолётов гражданского назначения RRJ-95 модель RRJ-95B, торговая марка "Sukhoi Superjet 100" (SSJ-100). Для ремонта самолетов. Турбохолодильник, производитель Liebherr Aerospace Toulouse SAS. Артикул 3475A020001, серийный номер: 3475-00117 количество 1 штука".
Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом из Франции (страна происхождения товара - Франция) на условиях поставки DAP МОСКВА по контракту N DDC-RRJ-SCA-LT-007 от 15.06.2005, в соответствии с инвойсом N 700/18067474 от 27.12.2018, авианакладной N 580-17207643 от 03.01.2019.
В силу статьи 111 ТК ЕАЭС указанная ДТ зарегистрирована под номером N 10418010/250219/0045096.
В соответствии с п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В 33 графе вышеуказанной ДТ заявлен классификационный код товара N 1 - 8415 90 000 9 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%.
25.02.2019 товар, декларируемый по ДТ N 10418010/250219/0045096, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Приволжской электронной таможней по результатам проверки в порядке, определенном приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств", принято решение о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 09.01.2020 РКТ-10418000-20/000002, которым данный товар классифицирован в подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС которой соответствует ставка ввозной пошлины на дату декларирования - 7,5 %.
Приволжским ЦЭД принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/250219/0045096, а именно в графы N N 31, 33, 47.
При этом в графу 31 при подаче указанной ДТ декларантом не были внесены признаки, которые являются классификационными, а именно:
- принцип работы турбохолодильника ("Принцип работы турбохолодильника: в турбине турбохолодильника поступающий под высоким давлением воздух расширяется, кинетическая энергия воздуха преобразуется в энергию вращения её турбины, температура воздуха снижается, давление воздуха также понижается до значения, близкого к величине давления в гермокабине. Турбина вращает компрессор и вентилятор продувочного воздуха. Из турбины турбохолодильника воздух поступает в конденсатор");
- из каких комплектующих состоит турбохолодильник (компрессор, турбина, вентилятор);
- что является главным элементом турбохолодильника (Турбина является главным элементом турбохолодильника, которая придает товару основное свойство);
- мощность (Основным параметром является холодопроизводительность, которая для данного турбохолодильника P/N 3475А020001 составляет до 11 кВт).
В результате таможенный орган пришел к выводу о том, что сведения, заявленные в 31 графе, были указаны не в полном объеме, что повлияло на классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества таможенным органом 12.01.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 10418000-002/2021 по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможенного органа от 26.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10418000-02/2021 ПАО "Корпорация "Иркут" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составило 352 642,53 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В настоящем случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления ответчика.
Действия, связанные с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
На основании подпунктов 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС; код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
В соответствии с Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (Российская Федерация присоединилась к Конвенции с 01.01.1997) и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее также - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД ЕАЭС (Правила 1, 6 ОПИ ТН ВЭД).
Выбор кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС должен быть основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, исходя из полноты и достоверности сведений о товаре.
В соответствии с требованиями подпункта 29 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах. Под номером 1 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Следовательно, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС.
Таким образом, классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным.
Заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих в декларации сведений о товаре и послужившее в связи с этим основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В настоящем случае, учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности выводов таможенного органа о том, что при таможенном декларировании по ДТ N 10418010/250219/0045096 ПАО "Корпорация "Иркут" нарушило требования подпункта 29 пункта Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
Заявление декларантом ПАО "Корпорация "Иркут" недостоверных сведений в графе 33 товара, декларируемого по ДТ N 10418010/250219/0045096, о классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товара неполных сведений в графе 31 вышеуказанной ДТ, влияющих на их классификацию, повлекло занижение размера таможенных пошлин и налогов на сумму 705 285,05 руб. (ввозная таможенная пошлина - 587 737,54 руб., НДС - 117547,51 руб.).
Согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 17 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 2 этой же статьи в обязанности декларанта входит: произвести таможенное декларирование товаров (подпункт 1); представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2); выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС (подпункт 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что заявленный им классификационный код товара в товарной подсубпозиции 8415 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС является верным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ТК ЕАЭС в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании таможенный орган осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Согласно положений статьи 19 ТК ЕАЭС ТН ВЭД ЕАЭС представляет собой систему описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров, в том числе в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования. Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности является Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Гармонизированная система является приложением к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в г.Брюсселе 14.06.1983 (Конвенция о ГС), участницей которой является Российская Федерация.
Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции о ГС, Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам применять основные правила интерпретации ГС, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций ГС и соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, которые применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4, 5 ОПИ ТН ВЭД, где это применимо.
Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях (подсубпозициях) товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций (подсубпозиций) и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (подсубпозициям), а также, mutatis mutandis (с заменой того, что подлежит замене), положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции (подсубпозиций) на одном уровне являются сравнимыми.
Таким образом, наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
Исходя из положений статей 6, 7, 8 Конвенции о ГС, Российская Федерация берет на себя обязательства в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой Договаривающейся Стороны.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, позволяющие единообразно толковать тексты товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, являются переводом с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ("Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System"), при этом в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале (в Пояснениях к Гармонизированной системе). В силу статей 6, 7, 8 Конвенции о ГС, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ТН ВЭД.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (Пояснения).
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Выбор кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС должен быть основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, исходя из полноты и достоверности сведений о товаре.
Согласно материалам дела товар "турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, артикул N 3475А020001..." классифицирован декларантом в подсубпозиции 8415 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС - как прочие части установок для кондиционирования воздуха, оборудованных вентилятором с двигателем и приборами для изменения температуры и влажности воздуха, включая кондиционеры, в которых влажность не может регулироваться отдельно.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8415 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются установки, которые поддерживают температурно-влажностные условия в закрытых помещениях. Эти установки могут оснащаться очистителями воздуха, они устанавливаются в кабинетах, домах, общественных местах, на судах, в автомобилях и т.д., а также в некоторых промышленных помещениях, где требуются особые атмосферные условия (например, текстильная, бумажная, табачная и пищевая промышленность).
В товарную позицию 8415 ТН ВЭД ЕАЭС входят только установки:
(1) оборудованные вентилятором или нагнетателем с двигателем; и
(2) предназначенные для изменения как температуры (нагревание или охлаждение или и то, и другое), так и влажности (увлажнение или осушение или и то, и другое) воздуха; и
(3) в которых элементы, указанные в пунктах (1) и (2), представлены вместе.
В отношении товара проведены таможенные экспертизы в ЭКС город Москва, Экспертно-исследовательский отдел N 1 (заключения таможенного эксперта от 04.09.2019 N 12411010/0029203, от 11.10.2019 N 12411010/0034199).
Согласно данным заключениям, принцип работы турбохолодильника следующий - в турбине турбохолодильника поступающий под высоким давлением воздух расширяется, кинетическая энергия воздуха преобразуется в энергию вращения ее турбины, температура воздуха снижается, давление воздуха также понижается до значения, близкого к величине давления в гермокабине.
Турбина вращает компрессор и вентилятор продувочного воздуха. Из турбины турбохолодильника воздух поступает в конденсатор.
Турбохолодильник состоит из компрессора, турбины, вентилятора продувочного воздуха. Все компоненты делятся на вращающиеся элементы: колесо компрессора и главный вал ротора; колесо турбины, закрепленное на одном конце вала ротора; колесо вентилятора, закрепленное на другом конце вала ротора; неподвижных элементов: кожуха компрессора, в котором установлено колесо компрессора и колесо вентилятора, два воздушных подшипника, установленные в кожухе компрессора, удерживают вал ротора; фланец на выходе из турбины.
Турбина является главным элементом турбохолодильника, которая придает товару основное свойство.
В соответствии с примечанием 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8415 ТН ВЭД ЕАЭС части кондиционеров должны классифицироваться в соответствии с положениями примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС классифицировать товар "турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, артикул N 3475А020001..." в товарной позиции 8415 ТН ВЭД ЕАЭС нельзя.
Поскольку экспертными исследованиями установлено, что турбина является главным элементом турбохолодильника, которая придает товару основное свойство, то его необходимо классифицировать в товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно предоставленному письму от 18.10.2019 основным параметром является холодопроизводительность, которая для данного турбохолодильника P/N 3475А020001 составляет до 11 кВт.
На основании правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, примечания 2 (а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, технической документации и заключений таможенных экспертов, товар "турбохолодильник, является частью системы кондиционирования воздуха, артикул N 3475А020001..." декларируемый по ДТ N 10418010/250219/0045096 товар должен быть классифицирован в подсубпозиции 8411 81 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Классификационные признаки данного товара, позволяющие классифицировать его в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, и влияющие на величину подлежащих уплате таможенных платежей: комплектующие турбохолодильника (компрессор, турбина, вентилятор); главный элемент турбохолодильника - турбина; мощность (81 кВт).
Графа 31 ДТ не содержит сведения о том, какие именно элементы конструктивно входят в состав турбохолодильника; что является главным элементом турбохолодильника, какова мощность турбины, то есть классификационные признаки товара указаны в 31 графе ДТ не в полном объеме.
Суд также правомерно отклонил довод заявителя о неприменении таможенным органом правила 3(6) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товара, поскольку, для классификации товара использовались правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС и применение других правил классификации не требовалось.
Согласно заключению эксперта ЭИО N 1 (пгт. Шереметьево) ЭКС г.Москва ЦЭКТУ N 12411010/0029203 от 04.09.2019 основное свойство товару придает турбина.
Поскольку турбина является машиной, то согласно ОПИ 1 в первую очередь принимаем во внимание примечание к разделу XVI машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности.
В соответствии с примечанием 5 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС - термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85.
В соответствии с примечанием 2 а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, части машин, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Турбины классифицируются в товарной позиции 8411. Данная позиция не попадает в исключения примечания 2 а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, спорный товар должен классифицироваться в предусмотренной для него товарной позиции - 8411 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI - комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.
Последовательно определяется товарная группа, в какую включается турбохолодильник.
В товарную группу 84 ТН ВЭД ЕАЭС включаются реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства (в том числе и турбохолодильник); их части.
Далее последовательно определяем товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС.
В товарную группу 8411 ТН ВЭД ЕАЭС включаются двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие (в том числе и турбохолодильник).
Применяя ОПИ 6 классифицируем товар на уровне под субпозиции (10 знаков): 8411 Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие:
- двигатели турбореактивные: (турбохолодильник не является двигателем);
- двигатели турбовинтовые:
- турбины газовые прочие: (турбохолодильник является газовой турбиной);
- 841181000 мощностью не более 5000 кВт (турбохолодильник имеет мощность менее 5000 кВт):
- 8411810009 прочие.
При таких обстоятельствах, при классификации спорного товара таможенный орган применил ОПИ в полном соответствии с пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
В отношении довода Общества о том, что в экспортных декларациях указан классификационный код декларанта, суд обоснованно отметил, что согласно пункту 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Коды товаров, содержащиеся в подобных документах, не являются международной практикой классификации товаров, и связи с этим подлежат отклонению.
Ссылки Общества на то, что таможенная экспертиза проведена в отношении другой партии товара по другой ДТ, также правомерно отклонены судом ввиду следующего.
Товар "Турбохолодильник, артикул N 3475А020001", декларируемый по ДТ N10418010/250219/0045096, идентичен товару (по конструкции, по наименованию, по артикулу, ввезен в рамках одного внешнеторгового контракта) декларируемому по ДТ N10418010/110719/0177317, что позволяет применить результаты таможенных экспертиз к спорному товару по другой поставке.
При этом декларантом по указанным ДТ является ПАО "Корпорация "Иркут" (АО "Гражданские Самолеты Сухого").
В соответствии с ч.2 ст.16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В настоящем случае, основываясь на изложенных обстоятельствах в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ПАО "Корпорация "Иркут" совершено административное правонарушение, предусмотренное приведенной нормой Кодекса, выразившееся в заявлении декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных сведений об их свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В данном случае апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего таможенного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований Обществом в материалы дела также не представлено.
Таким образом, собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком также соблюден.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о необходимости снижения административного штрафа, назначенного Обществу, ниже низшего предела со ссылкой на положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, отклоняются апелляционным судом.
Согласно ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Применение наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа относится к числу оценочных категорий, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение данных положений является правом, а не обязанностью суда.
Кроме того, законодатель указал, что назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа возможно при наличии исключительных обстоятельств, прежде всего связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Тяжелое материальное положение относится к числу второстепенных обстоятельств и не носит исключительный характер.
При этом в ходе административного производства по делу установлено, что правонарушение, совершенное Обществом, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, принимая во внимание, что указание в декларации на товары недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, влечет занижение налоговой базы.
Каких-либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, или другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, заявителем не представлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины Общества, апелляционный суд считает, что ответчиком соразмерно и обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составило 352 642,53 руб.
Таким образом, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления таможни.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы, изложенные в обоснование позиции Общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы также не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2021 по делу N А40-28663/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28663/2021
Истец: ПАО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ИРКУТ"
Ответчик: ПРИВОЛЖСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ